Когда мы говорим о сторителлинге в НКО, то чаще всего это в контексте коммуникации, фандрайзинга или маркетинга. Однако постепенно истории становятся источниками данных для специалистов по оценке социальных программ и проектов. Как с помощью историй можно услышать голос ребенка и других благополучателей, почему важно не только собирать, но и обсуждать истории и как собранный материал может стать доказательной базой — в материале «Журнала о благотворительности».
Сторителлинг в оценке
С точки зрения оценки, сторителлинг — это процесс сбора историй, в котором каждая из них — это набор качественных данных, состоящий из повествования о чьем-либо жизненном опыте, связанном с оцениваемой деятельностью. Истории помогают воссоздать хронологию того, как благополучатель взаимодействовал с проектом или программой: с какой проблемой обратился за помощью, какие услуги получал, какие изменения заметил первыми, какие — потом. И проблема, и ее преодоление происходят в контексте, который надо описать, чтобы более точно интерпретировать данные и определить их смысл для благополучателей.
«В сторителлинге есть исследовательский потенциал: когда ты формулируешь вопросы гайда, чтобы провести интервью, у тебя уже есть гипотезы, о чем надо спросить. Но если дать человеку рассказать историю, поощряя вопросами в духе „а что было дальше?“, то можно подсветить какие-то вещи, про которые мы не догадывались и, соответственно, никогда сами не спросили бы. Еще истории дают уникальную возможность сравнить, какими словами мы описываем социальные результаты для благополучателей, и какими словами они сами описывают изменения, происходящие в их жизни», — говорит Татьяна Арчакова, директор АНО «Центр развития социальных практик „Дирижабль“», эксперт АНО «Эволюция и Филантропия».
Другими словами, сторителлинг — это способ сделать оценку более вовлекающей, возможность посмотреть глазами благополучателя на свой проект. Сам метод предлагает рассказать историю, не ограничивая человека жесткими вопросами. Таким образом, у рассказчика есть больше возможностей сосредоточить свое внимание на важных для него деталях. Кроме того, сами истории как данные создают повод их обсудить. Для сравнения: у вас есть результаты количественного исследования, например анкетирования, и есть цитаты, полученные в ходе сторителлинга. Сухое представление цифр может оказаться довольно скучным для благополучателей, а когда цифры подкреплены эмоциональными моментами из интервью и есть возможность обыграть результаты в тренинговой форме, то вовлеченность благополучателей в обсуждение результатов растет.
Проверено на себе
«Примерить» на себя метод сторителлинга и понять, каких он ресурсов требует от замысла до обсуждения итогов с благополучателями, а также какие данные он дает, получилось у НКО-участников проекта «Больше историй».
«Истории благополучателей мы публиковали всегда, но мы ранее не ставили цели с помощью собранных историй подтвердить качество оказанных услуг, провести оценку нашей работы. Здесь же впервые произошла интеграция сторителлинга в оценку. Мы поставили себе исследовательскую задачу — сможем ли мы получить ответ на наш вопрос — насколько мы влияем на устойчивость замещающей семьи. Вопрос не очевидный, он не про то, какой вид помощи получает семья и устраивает ли он ее. Когда мы строили дизайн оценки, мы не задавали прямых вопросов касательно видов помощи, а попросили рассказать про маленькие победы в приёмном родительстве», — рассказала Наталья Шкурова, координатор программы «Содействие семейному устройству» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
К сбору историй в фонде решили зайти с позитивной стороны по нескольким причинам. Во-первых, семьи, которым помогает фонд, часто истощены эмоционально, родители считают, что они не справляются. Во-вторых, истории о победах предполагают, что герой справляется с препятствиями, а значит он так или иначе будет говорить о трудностях. Истории родителей собирали психологи — люди, которые хорошо знакомы с семьей. Рассказывание истории — вопрос очень личный, глубокий, важно, чтобы люди чувствовали себя безопасно, общаясь с собеседником.
«Наша задача — постоянно поддерживать ресурс приемных родителей. Даже в ходе взятия истории мы хотели повысить их уверенность в себе, поэтому на входе мы придумали притчу, которая их настраивает на нужный лад», — говорит Наталья Шкурова.
К сбору историй от детей сотрудники фонда тоже подошли креативно. Ребенку показывали на экране стартовую страницу специально созданного интерактива, где герой стоит на распутье как Иван-царевич. Три направления — это прошлое, настоящее и будущее. Куда ребенок направит клубочек, ту историю он и расскажет. «Мы думали, что такой мультимедийный интерактив будет интересен для ребят помладше, но как оказалось, подросткам формат тоже зашел. Мы не торопили ребят, пока они вели клубочек по экрану. И как только ребенок начинал говорить, мы начинали слушать и спрашивать про его маленькие личные победы», — говорит Наталья Шкурова.
Для сотрудников социального проекта «Всё получится!», продвигающего технологию сопровождаемого трудоустройства, исследовательским вопросом стали изменения, происходящие у благополучателей благодаря 1 месяцу трудоустройства.
«На наш взгляд, сторителлинг — инструмент, который нам помог убедиться, что один месяц работы кандидата на открытом рынке труда действительно качественно влияет на его жизнь. Мы нашли подкрепление этого социального результата», — рассказывает Анастасия Башмакова, руководитель по коммуникациям корневой социальной практики «Работа-i» проекта «Всё получится!».
Проектная команда, которая занималась сбором историй, включала в себя трех человек, непосредственно связанных с коммуникациями и контентом, а также мониторингом и оценкой.
«Цель интервью с нашими благополучателями, а это молодые взрослые с инвалидностью, сиротским опытом или выпускники коррекционных школ до 35 лет, была исследовательская. Список вопросов был очень продуманный. У нас было ощущение, что мы заходим на какую-то новую глубину. Например, мы хотели узнать предысторию наших кандидатов, что предшествовало их устройству на работу, какие у них были переживания, мотивация, что послужило стимулом искать работу. Мы подробно спрашивали про самый первый месяц работы, как происходила адаптация на рабочем месте, просили описать первый рабочий день, если кандидат хорошо его помнил, как складывалось общение в коллективе, были ли какие-то сложности, насколько сложно им было входить в рабочий режим», — рассказывает Анастасия Башмакова.
Часть вопросов были на проявление фантазии, например, если бы про рабочий день кандидата снимали фильм, то каким бы он был? Или использовалось сравнение жизни и погоды: респонденту предлагали ответить, как менялась погода в течение первого месяца работы.
«Один кандидат очень здорово пофантазировал на тему того, что он был бы супергероем, помогал и поддерживал всех на рабочем месте, а если бы вдруг что-то пошло не так, он помог бы найти злодея. Это значит, что для этого человека работа — это показатель уровня значимости себя», — говорит Анастасия.
По словам, старшего куратора-психолога программы «Наставники детям» (раньше — «Старшие Братья Старшие Сестры») Веры Выроцковой, данные, которые получились в результате сторителлинга, подтверждают цели и задачи программы.
«Наш оценочный вопрос был, какие изменения происходят в жизни участников, насколько они важны. Если мы говорим про то, что программа направлена на улучшение благополучия детей в сложных жизненных ситуациях и долгосрочную социализацию в обществе, то результаты данного проекта это подтверждают. Мы видели из историй, что отмечали наставники в изменении жизни детей, а что сами дети. И там были отражены эти социальные результаты — доверие к людям, улучшение навыков саморегуляции, психоэмоционального состояния, расширение кругозора», — говорит Вера Выроцкова.
Обсуждение историй
Сторителлинг как метод оценки предполагает обсуждение результатов с благополучателями. Зачем необходим этот этап? Благополучатели могут сказать, насколько они узнают себя в «отражении» обобщенных результатов историй. Они могут сформулировать рекомендации по улучшению проекта/программы/социальной услуги/работы организации. Они могут получить хороший опыт взаимодействия друг с другом (если совместно обсуждаются результаты со взрослыми и детьми).
Чтобы организовать обсуждение результатов историй, необходим детально прописанный сценарий с четким таймингом, ведущими, активностями, которые помогут настроиться на обсуждение и оживлять их по ходу, флип-чарты с выводами и заготовками для рекомендаций по итогам оценки. Подготовиться к такому обсуждению участникам проекта «Больше историй» помогали внешние фасилитаторы.
Фасилитация — это способ общения людей в группе, при котором все участвуют в равной степени, важно мнение каждого.
«Если в процессе сбора историй человек общается с другим человеком индивидуально, то здесь мы даем людям возможность посмотреть на выводы из историй всем вместе. Участники встречи могут дать свой отклик, услышать друг друга, выразить мнение, насколько эти выводы соответствуют реальности для конкретного благополучателя, чего в них не хватает, все ли в них понятно? Тем самым у благополучателей еще раз есть возможность повлиять на качество услуг, уточнить групповое видение», — рассказывает Екатерина Пашнина, фасилитатор, тренер, основатель агентства «Лампа».
И сторителлинг, и фасилитационная встреча — это инструмент получения обратной связи от благополучателей. Когда те, ради кого работает организация, видят результаты и у них есть возможность их обсудить, повышается доверие к работе организации.
«На таких встречах нет правильных и неправильных ответов. Есть искреннее мнение, основанное на живом человеческом опыте. Фасилитация позволяет людям говорить вместе, слышать друг друга. А значит могут появиться инсайты, можно заметить новые грани вопроса, на который ищут ответ НКО», — говорит Екатерина Пашнина.
На основе полученных данных в ходе сторителлинга, для каждой НКО был создан свой сценарий встречи, в зависимости от того, кто будет участвовать в обсуждении, например наставники, приемные родители, молодые взрослые, дети вместе с родителями, дети вместе с наставниками.
Для программы «Наставники детям» формат такой встречи с обсуждением результатов исследования проводился впервые.
«Обычно мы делимся аналитикой на наших ресурсах и соцсетях например по количеству наставнических пар, по количеству мероприятий, но открытых обсуждений результатов исследований до этого мы не проводили. А по сторителлингу провели. Скорее всего, мы будем встраивать такой формат в работу программы. Будем дальше смотреть в направлении, как привлекать благополучателей к обсуждению результатов», — рассказывает Вера Выроцкова.
По словам сотрудников фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», приемным родителям было очень интересно узнать результаты исследования и услышать слова детей (их цитаты).
«Мы не говорили, чьи это слова, но они с большим интересом слушали. Мы показали им очень говорящие детские цитаты. И это тоже к вопросу про укрепление ресурса приемного родительства. Потому что часто они считают, что где-то что-то не так делают, а когда они слышат столько теплоты от детей, их настроение меняется. Один из выводов, на котором мы акцентировали внимание, что когда приемный ребенок говорит о своем будущем на горизонте 10-20 лет, где у него своя семья, дети, работа, — приемная мама и семья остаются рядом. И этот вывод проходил красной нитью. Несмотря на то, что сейчас ребенок в семье может вести себя неадекватно, хлопать дверьми, он воспринимает свою приемную семью как опору», — говорит Наталья Шкурова.
Также фонд провел обсуждение результатов с детьми. Какие-то выводы из исследования были переформулированы с позиции восприятия ребенком. Подросткам еще раз сказали, что они молодцы и проявили огромную смелость, согласившись рассказать свою историю. А в конце встречи ребятам подарили самоцветы со словами, что каждый из них уникален, как и тот камушек, который он держит в руках.
Анастасия Башмакова из проекта «Всё получится!» отмечает, что фасилитационная встреча дала всем участникам даже больше, чем от нее ожидали.
«В ходе встречи мы не просто верифицировали данные, а увидели динамику того, как участники это все обсуждают. Как кому-то сначала было сложно проявиться, а потом, почувствовав безопасность, он начал говорить, как затем другие участники начали подхватывать диалог и выражать свое мнение. Теперь у нас есть еще один „банк цитат“, который мы в дальнейшем хотим использовать и в коммуникационных целях, и в методологических тоже», — рассказала Анастасия Башмакова.
Продолжение следует
Истории, которые собирают НКО в ходе сторителлинга, могут стать отдельным информационным продуктом. Это не только аналитический отчет об оценке, но и материалы для фандрайзинга, контент для сайта и соцсетей. На основе историй могут быть созданы фотовыставки, фильмы, постановки. А сам метод сторителлинга может привести к развитию нового направления в работе организации.
«Если раньше по результатам сбора историй мы видели единственный итог в виде публикаций историй успеха на сайте или в соцсетях, то сейчас мы понимаем, что данные можно использовать при написании гранта, представлении методических рекомендаций. Диалог с ребятами подтолкнул нас подумать о формате взаимодействия с ними. Так, в нашей организации появился „клуб журналистики“, когда ребята интервьюируют друг друга и собирают истории», — говорит Ольга Щурова, исполнительный директор Региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».
По словам Ольги, подход к подросткам с РАС необходим особый. Не все готовы раскрываться в ходе интервью со взрослым человеком, их очень сложно разговорить, тем более, когда это касается личных вопросов. Идею, как собрать истории, подсказали сами ребята: им максимально комфортно отвечать на вопросы друг друга.
«Наверное, это тот самый случай, когда нужно больше разговаривать с детьми. На входе в проект „Больше историй“ мы опасались, что с ребятами будет много трудностей, а случился потрясающий коннект. По итогу „клуба журналистики“ они сами будут решать, в какой результат они хотят превратить собранные истории, например будет ли это стенгазета или что-то другое», — говорит Ольга Щурова.
В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в ходе проекта сторителлинга родилось сразу несколько новых продуктов. «Мы даже не думали, что они могут появиться. А теперь у нас есть притча для приемных родителей, настольная игра для детей, разные метафоры, сам гайд с вопросами, мультфильм. Но самое главное — мы стали вовлекать детей в оценку. И это большой шаг для организации в целом, потому что до этого мы никогда этого не делали», — говорит Антонина Попова, методист фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Независимо от того, будут ли НКО дальше использовать сторителлинг как метод оценки, для многих участников проекта это был первый опыт вовлечения детей в оценку и обсуждение результатов, отмечает Татьяна Арчакова.
«Все организации планируют продолжать использовать истории, вопрос только в том, насколько регулярно это делать и в каком объеме, потому что сбор и анализ историй — трудоемкий процесс. Кроме того, знакомство с таким методом как сторителлинг само по себе ценно, оно влияет на то, как люди подходят к системе мониторинга и оценки — начинают охотнее использовать другие качественные методы. Все участники проекта повысили уровень доказательности своих практик, у них появился отчет об анализе данных, подготовленный независимым аналитиком, — все это добавляет убедительности в глазах внешних экспертов, в том числе грантодателей», — говорит Татьяна Арчакова.
Узнать о проекте «Больше историй» и о сторителлинге как методе оценки можно здесь.
Проект «Больше историй» реализуется АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.