Внедрение в работу новых технологий остается для НКО, как и для всех других организаций, одним из самых актуальных запросов. Начиная использовать цифровые инструменты, НКО оптимизируют свою работу и в итоге трудятся эффективнее. Но часто проблемой для них становится недостаток знаний о тех или иных технологиях и нехватка времени на обучение.

Где и каким образом НКО могут осваивать новые инструменты быстро, эффективно и по приемлемой цене? Чему именно стоит учиться и как выбрать подходящий курс из множества существующих? Об этом рассказали эксперты на первой конференции «Технологии добра», которую провел Совкомбанк при поддержке Фонда Сколково и SK Финтех Хаба.

В материале «Журнала о благотворительности» — главные тезисы сессии «Диджитал-образование: где и у кого учиться работе с технологиями?».

Изображение сгенерировано нейросетью

Как определиться с вектором обучения

НКО не всегда понимают, где и чему учиться. Найти нужное именно им в огромном просторе возможностей непросто, объясняет PR-менеджер «Кухни НКО» Елена Домашевская. В итоге многие обращаются к опыту коллег или спрашивают у них совета. Но это не всегда удачная стратегия: есть крупные организации, активно автоматизирующие свою работу, а есть небольшие инициативы, только делающие первые шаги на пути к цифровизации — и обучаться одним и другим нужно совершенно разному.

«Важно определить именно свои цели и приоритеты, — уверена Елена Домашевская. — Подумайте: где вы сейчас? что для вас актуально? Надо понять стратегию своей организации и посмотреть в перспективу — что поможет вам развиваться в нужном направлении на данном этапе. Отталкиваясь от этого, и выбирайте вектор обучения».

Продумайте, как сможете использовать знания, которые хотите получить, на практике, советует менеджер по продукту платформы Lerna Екатерина Тиханкина. Для этого рассматривайте те или иные инструменты в прикладном формате. Например, для вас важна устойчивость организации — не сидеть на «грантовой игле», а диверсифицировать источники доходов. Значит, вам стоит выбрать инструмент, который поможет вам привлечь доноров, и освоить его.

«Многое зависит от вашей мотивации. Когда она извне — вы хотите учиться чему-то просто потому, что так вам кто-то сказал, с большой долей вероятности на такой мотивации вы не „дотянете“ до конца обучения, — считает Екатерина. — Надо понимать, для чего вы это делаете: что вам нужно улучшить в своей работе? для чего будет благо в результате обучения? Если вы будете отталкиваться от конкретных задач, которые решает НКО, и туда „вправлять“ технологии, вы скорее получите эффект».

При этом определить потребности и «боли» организации может быть непросто, замечает директор платформы социальных изменений todogood и образовательной платформы todogood-study Мария Акулич. В НКО, как правило, мало ресурсов и людей и очень много задач, порой руководителю также не хватает компетенций. В этом случае может помочь консультация эксперта — он поймет первоочередные задачи вашей организации и посоветует, как решить те или иные проблемы.

Эксперт также поможет адекватно оценить ваши возможности, подчеркивает Мария. Например, вы хотите внедрить CRM, но это долгий и сложный процесс, который в случае небольшой организации, работающей с достаточно маленьким объемом данных, скорее всего, не будет иметь смысла. Возможно, вы сможете сделать свою работу качественнее и эффективнее с помощью более простого инструмента.

Как выбрать программу и курс

Выбирая программу обучения, важно учитывать потребности всех, уверен руководитель пространства для развития некоммерческих проектов «Среда своих» Юрий Киселев. Для этого надо понять, чему хочет учиться конкретный сотрудник, каких компетенций ему не хватает и как это поможет организации стать профессиональнее и выполнить свою миссию. Осознавая последнее, руководитель организации также будет замотивирован отпускать сотрудника на обучение в рабочее время, чтобы он не тратил на это личное.

Выбирая курс, не стоит также ориентироваться в первую очередь на его стоимость, считает руководитель образовательного проекта «НКО Лаб» сети коворкинг-центров НКО Дмитрий Нифонтов. Есть и плохие, и хорошие бесплатные и платные курсы. Изучайте отзывы, но учитывайте при их анализе, что нужно актуально для вас. Помните, что универсального решения для всех НКО нет, и курс оказавшимся идеальным для одной организации, может быть совсем неудачным для другой.

Отталкивайтесь от своей цели, советует PR-менеджер «Кухни НКО» Елена Домашевская. Если вы не готовы внедрять новые инструменты в свою работу, а хотите просто разобраться в теме — например, что такое ИИ — то выбирайте обзорный курс. Если же вам нужно будет применить полученные знания на практике, ищите максимально прикладной курс. Например, вы хотите научиться писать продающие посты, чтобы успешно запускать рекламные кампании. Найдите курс, где вам объяснят, как это делать, и в итоге охват ваших постов увеличится и у вас станет больше жертвователей.

«Чтобы выбрать хороший прикладной курс, посмотрите, есть ли на курсе кабинет, где можно отслеживать свой прогресс, наставник и возможность обратной связи от него, собираются ли отзывы после окончания обучения и спрашивают ли студентов, каких результатов они достигли, что изменилось в их работе. Изучите эти отзывы: было ли обучение на выбранном вам курсе полезным для коллег и делились ли они своими успехами после его прохождения?» — рекомендует Елена.

Если вы делаете упор на практику и хотите внедрять новые инструменты в свою работу, постарайтесь не распылять свое внимание и не проходить сразу множество курсов, советует Юрий Киселев. Лучше учитесь меньше, но применяйте изученное на практике сразу. При этом ставьте конкретные задачи, замечает Елена Домашевская. Например, после прохождения курса сделать сайт для своей организации, начать настраивать CRM в тестовом формате.

Выбирая программу обучения, важно также учитывать также свой уровень подготовки. При необходимости для его определения должен подключаться методолог, который поможет выбрать нужный вам курс, рассказывает Екатерина Тиханкина: «Он определяет: человек уже что-то знает или еще ничего? Ему нужен курс „от нуля до профессионала“ или программа по освоению определенного инструмента? У методологов есть система фильтрации и поиска подходящих вам курсов».

Где искать курсы

Искать и выбирать курсы удобно на агрегаторах — например, Skillbox. «Мы платформа с корпоративными решениями — у нас вы можешь выбирать обучающие программы не только Skillbox, но и более 25 других школ. Всего мы собрали около 1000 курсов по самым разным темам — от маркетинга и IT до развития soft skills. Все эти курсы не специализированные для НКО — в них общий контент, который организации на свое усмотрение могут применять на практике», — говорит Екатерина Тиханкина.

При этом у НКО много возможностей учиться бесплатно или со скидкой. Например, у «Кухни НКО» есть множество бесплатных курсов для некоммерческих организаций. На платформе «Нетология» можно найти IT и digital курсы, которые команды фондов могут бесплатно пройти по проекту «Обучаем, чтобы помогать». При этом НКО также активно помогают студенты Нетологии: делают для них мобильные приложения, Телеграм-боты и другие продукты при кураторстве опытных экспертов.

В проекте Московского дома общественных организаций «НКО Лаб» также есть бесплатный образовательный проект для СО НКО. В рамках него проходит множество мероприятий онлайн и офлайн: интенсивы, мастер-классы, курсы повышения квалификации. Еще в «НКО Лаб» действует проект наставничества, чтобы с помощью эксперта НКО могли получить персонализированную траекторию своего развития.

«Среда своих» — это тоже проект Московского дома общественных организаций: «Мы делаем образовательную программу, где участник сам выбирает себе траекторию обучения, — рассказывает Юрий Киселев. — У всех участников изначально есть задачи, связанные с тем или иным модулем, и при обучении мы даем фокус с разных сторон — НКО и бизнеса. Все лекции и воркшопы ведут у нас лидеры благотворительности, бизнеса и мнений».

НКО могут учиться и не только на «специализированных» площадках, где им предлагают не отдельные нишевые курсы, рассказывает советник Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково» Вероника Мисютина. Так, в «Сколкове» запустили инициативу «Коммуна», и теперь НКО могут получить гранты на обучение по большинству программ бизнес-школы.

Помимо поиска и прохождения курсов Елена Акулич рекомендует НКО договариваться с конкретным бизнесом по предоставлению фонду определенной технологии и обучению ей. Именно сопровождение в образовании позволит эффективно внедрить инструменты в работу, считает эксперт. А чтобы договориться о сотрудничестве, важно «упаковать» свой проект так, чтобы он решал какие-то задачи для бизнеса, уверена руководитель продюсерского центра B2G Нетологии Наталья Перепелкина. Подумайте, какой pr- и gr-эффект может быть у вашего сотрудничества, и сформулируйте свое предложение для коммерческой компании так, чтобы оно ее заинтересовало.

«Ищите бизнес-партнеров и договаривайтесь с ними — человеческие отношения всегда помогают, — говорит Елена. — Например, организация искала определенный CRM под HR — пошла договариваться, просила скидку 90%. И ей предоставили технологию бесплатно, попросив оплатить только работу специалиста».