До «Щедрого Вторника»-2024 3 декабря остается все меньше времени, но его вполне достаточно, чтобы придумать и провести благотворительную акцию, флешмоб или другое интересное событие в своем городе. По данным исследований, в «Щедрый Вторник» каждый год растут пожертвования и активность доноров во всех платежных системах и на всех платформах, независимо от того, анонсировали ли они акцию специально. А у сервисов, которые рассказывали своей аудитории о Щедром вторнике, количество подписчиков и пожертвований в прошлом году выросло в рекордные десятки раз. 

«Журнал о благотворительности» собрал креативные идеи благотворительного события. Большую часть идей предложили организаторы «Щедрого Вторника» прошлых лет и участники Саммита #ЩедрогоВторника-24, который прошел в партнерстве с центром «Благосфера». 

Найти новое место для встречи

В «Щедрый Вторник» общественные пространства станут центрами действия, найти такие пространства можно в каждом городе или селе. Или в крайнем случае создать его самим. Даже виртуально. Так, для Саммита #ЩедрогоВторника-2024 в «Благосфере» «кофейню» открыли на виртуальной щедрой улице. Из окон кафе гости Саммита увидели улицы, площади и города России, в которых пройдут инициативы «Щедрого Вторника», познакомились с организаторами.

Пойти в библиотеку или в книжный магазин

Библиотеки всегда рады новым интересным событиям, поэтому именно библиотека может стать отличным (и бесплатным) местом для мероприятия. В этом году в «Щедрый Вторник» проходит всероссийская акция #ЩедрыйКнижный. К ней присоединились издательства «Настя и Никита», «Белая ворона», «Альпина Паблишер», книжные магазины в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге и Благовещенске, библиотеки из разных городов.

Так, в московской библиотеке им. Н. А. Некрасова до 27 ноября курс лекций о щедрости и благотворительности «Просто так».

Книжный магазин Ska vi lasa с изданиями на скандинавскую тематику в этом году примет участие в акции впервые. Посетителям предложат купить стикерпак, специально созданный вместе с художником по мотивам книги «Наивно. Супер» норвежского писателя Эрленда Лу. Средства перечислят благотворительному фонду «Живой».

В библиотеках можно проводить творческие мероприятия для детей и взрослых — например, пригласить детей на мастер-классы с художниками и нарисовать замечательные рисунки, а потом передать их в качестве подарков к Новому году пожилым и в дома престарелых или сделать открытки для подопечных фонда «Старость в радость». Кроме того, библиотеки — отличное пространство для выставок или лекций, тут можно провести концерт, поэтический вечер или вечер воспоминаний. Одновременно можно организовать сбор вещей в пользу подопечных.

Организовать #Щедрую Улицу

В этом году в Москве уже второй раз появится Щедрая улица. К акции присоединяются более 40 предпринимателей сообщества «Покровка и окрестности». Малый бизнес и сообщества — бегунов, художников, музыкантов — объединяются, чтобы рассказывать о благотворительности. Но такие Щедрые улицы могут появиться в каждом городе — достаточно договориться с несколькими небольшими местными кафе, магазинами, чтобы они подключились к «Щедрому Вторнику»: для этого достаточно согласиться провести небольшую акцию, выставку, своп или мастер-класс, испечь благотворительный десерт или перевести процент с продаж в пользу благотворительного фонда.

Пойти в музей

О проведении совместных акций можно договориться и с городскими музеями. Такие примеры уже есть: в этот «Щедрый Вторник» в Музее Москвы откроется конференция для сотрудников культуры «Музей в городе, город в музее — 2024». Первый день будет посвящен сотрудничеству музеев и НКО и инклюзивным программам. А с 3 по 6 декабря в Музее пройдет ярмарка брендированных товаров НКО.

Предложить партнерство бизнесу

Приходить и просто просить помощи у бизнес-партнеров не всегда эффективно, лучше действовать по принципу win-win. Стоит идти к малым предпринимателям и в крупные компании с готовыми идеями и предложениями. Так, можно придумать и организовать событие — например, квиз, мастер-класс или благотворительный аукцион — и попросить партнера предоставить призы — настольные игры, книги или сертификаты на кофе. Например, в Екатеринбурге сеть оптик «Культура зрения» готовит для пожилых людей сертификаты для бесплатной проверки зрения. Кроме того, компаниям можно предложить провести корпоративное благотворительное мероприятия — ярмарку, аукцион.  

К акции присоединяются как локальные предприниматели, так Щедрые маркетплейсы и крупные торговые сети. В частности, торговая сеть «Пятерочка» поддерживает инициативы своих сотрудников в разных регионах. А это в общей сложности более 300 тысяч человек более чем 70 регионах. А цветочный маркетплейс FlowWow удвоит взносы продавцов-участников платформы – в этом году отберут 7 благотворительных фондов, куда передадут собранные средства.

Устроить уличное мероприятие

Если мероприятие проходит в городском парке или на районной площади, появляется больше возможностей привлечь новую аудиторию — гуляющих родителей с детьми, группы подростков или вышедших на прогулку пенсионеров. Идей мероприятий на свежем воздухе много, хотя в начале декабре их разнообразие ограничивают особенности северного климата. Поэтому лучше устроить что-то динамичное, например, провести детские или семейные соревнования, дискотеку для подростков, поиграть в подвижные игры или даже вообще отдать пространство. Так, в Архангельской области НКО готовят бесплатные экскурсии и планируют серию мероприятий для подростков.

Придумать флешмоб

Когда нет возможности сделать офлайн-мероприяттие, всегда можно рассчитывать на онлайн и силу соцсетей. Щедрый вторник — хорошее время для флешмобов, онлайн-игр и аукционов. Так, в прошлом году проходил флешшмоб #Тату Тут в пользу фонду AdVita («Ради жизни»). Забавные татуировки — рисунки подопечных фонда, придумали в благотворительном проекте «Легко-Легко», который с 2010 года помогает фонду AdVita. К началу акции будет выпущено 10 тысяч тату-паков. По условиям акции, участники получают тату-пак для себя и друзей, делают фотографии тату и выкладывают в соцсети с хэштегом #ТатуТутиТам.

А в 2022 году череповецкий благотворительный фонд БФ «ЯМогу!» провел на своей странице во «ВКонтакте» флэшмоб «Добрые истории» о добрых делах и добрых историях. В одной из историй рассказали про череповецкого кондуктора Никиту Верещагина, который всегда благодарит за оплату проезда и желает пассажирам хорошего дня. В 2020-м году екатеринбургская организация «Благое дело» провела акцию «Щедрый Вася». Идея заключалась в том, чтобы привлечь людей с домашними питомцами к пожертвованиям. Каждый мог пожертвовать в организацию 100 рублей (стоимость пачки сосисок) и выставить в социальной сети фото своего кота с подписью „Я пожертвовал пачку сосисок коту Василию из НКО „Благое дело““.
Всего в флешмобе участвовали 150 человек, а НКО за неделю удалось собрать около 25 тысяч рублей.

Фонд «Дети без мам» проводил акцию «Теплые слова для няни», предложив всем неравнодушным людям написать письмо со словами поддержки и одобрения в адрес нянь НКО, а также сделать пожертвование, равное стоимости одного часа работы няни (65 рублей). В первую очередь сотрудники фонда хотели морально поддержать своих нянь, которые проводят время с детьми-сиротами.

Провести игру

«Щедрый Вторник» — хороший для того, чтобы попробовать новый формат, провести новую для организации фандрайзинговые акции. Возможно, поэтому квизы, настольные игры, викторины, онлайн-турниры по шахматам — популярный формат в «Щедрый Вторник».

В прошлом году в «Щедрый Вторник» прошло сразу несколько квизов. В Петербурге для детей Фонд против ДТП провел квиз «Вам зелёный!». Еще один квиз в поддержку проекта «Простые вещи» провел в Петербурге «Квиз, плиз!». В Москве в «ЦУРЦУМ» прошла игра «Угадай мелодию» для любителей музыки. Собранные средства были направлены на помощь подопечным фонда «АиФ. Доброе сердце». Фонд борьбы с инсультом ОРБИ в 2020 году провел благотворительную игру Genium Challenge, которую вел магистр игры «Что? Где? Когда?», четырёхкратный обладатель «Хрустальной совы» и большой друг фонда ОРБИ Максим Поташёв.

Присоединиться к Щедрым Городам

«Щедрый Вторник» проводят во многих городах России, и этот праздник — отличный повод для объединения усилий и совместной работы разных организаций. Если у НКО нет ресурсов на большое мероприятие, можно договориться с коллегами и придумать его вместе. Так, в Екатеринбурге БФ «Добрый Екатеринбург», «Благое дело», «Менора» и еще 10 организаций объединились и 3 декабря в «Щедрый Вторник» проведут серию благотворительных акций: щедрую улицу Вайнера, благотворительные мастер-классы в сети ресторанов «Донна Оливия», вечер «Добрый джаз» и рождественский вечер в пользу Школы приемного родительства.

Проект «Душа с душою говорит» тоже отметит «Щедрый Вторник» в нескольких городах. В Омске, в Доме Культуры Меги пройдут мастер-классы: горожане нарисуют картины и открытки и передут в дома-интернаты. На концерте для всех участников акции выступят поэты, артисты, танцоры из разных коллективов.

В Костомукше пройдет акция «Зажги по-доброму»: в городе есть благотворительная традиция проводить аукцион среди предпринимателей и разыгрывать среди них возможность зажечь городскую новогоднюю иллюминацию. Переданные предпринимателями средства переводятся на благотворительность.

Придумать что-то свое

За два часа Саммита #ЩедрогоВторника у его участников возникло более 40 идей, что можно сделать в «Щедрый Вторник». В пространстве «Благосферы» и в онлайн-трансляции шла креативная игра: участники придумывали акции в режиме реального времени по заданным параметрам. И это хороший креативный инструмент: выбрать три параметра — тема, аудитория и место — и начать придумывать. Среди идей благотворительных акций было проведение благотворительных дегустаций с кофейными сомелье, мастер-классы по рецептам из любимых книг подростков, привлечение подростков для изготовления кормушек для птиц, роспись и продажа кофейных стаканчиков сюжетами из детских книг и др.

В придумывании акции поможет руководство для лидеров #ЩедрогоВторника, а в подготовке — идеи и инструменты на сайте.