Каждый год после 1 января НКО ждут не только новые грантовые заявки, масштабные кампании и фандрайзинговые вызовы, но и изменения в законодательстве. Константин Воробьев, юрист в сфере деятельности некоммерческих организаций, автор телеграм-канала «Юридический минимум», разбирается, какие важные нововведения повлияют на работу НКО в 2025 году и что стоит учесть при работе организации.
- Уплата НДС
Коммерческие и некоммерческие организации, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (УСН), с 01 января 2025 года тоже будут платить НДС.
Организации на УСН освобождаются от НДС в двух случаях:
- если сумма доходов за предыдущий год не превысила 60 млн руб.;
- если это вновь созданные организации (то есть организации, которым меньше года, и неизвестно, какой у них был доход за прошлый год, поэтому действует общее правило, что если они в течение года набирают 60 млн, то со следующего месяца платят).
При этом речь про доходы, которые подлежат налогообложению, то есть не считая грантов, пожертвований и иных целевых поступлений.
Также как только сумма дохода организации превысит 60 млн рублей (если за прошлый год доход не превысил эту отметку), то уже со следующего месяца возникнет обязанность по уплате налога.
Если НКО не подпадает под освобождение от налога, то может применять пониженные ставки НДС 5% (если доходы не превышают 250 млн) и 7% (если доходы не превышают 450 млн). Однако применение специальных ставок исключает возможность вычета по НДС.
Если в договоре с поставщиком или исполнителем НДС не предусмотрен, то считается, что сумма налога включена в цену договора.
При этом для исключения споров и конфликтных ситуаций важно предусматривать в договоре условие, что в случае, если реализация товара, работ или услуг будет подлежать обложению НДС в соответствии с действующим законодательством, то стоимость товара, работ или услуг будет считаться включающей в себя НДС.
- Новый портал отчетности для НКО
В 2024 году Минюст тестировал работу специализированного электронного ресурса для НКО. А уже с января 2025 года использование портала https://nco.minjust.gov.ru/ станет обязательным для публикации отчетов и информации о реализуемых НКО мероприятиях, благотворительных программах и собираемых пожертвованиях в случаях, когда это предусмотрено законом.
Вход в личный кабинет НКО будет осуществляться через учетную запись организации на портале Госуслуг.
Для подачи отчета о своей деятельности НКО потребуется заполнить унифицированную форму в личном кабинете. При этом сведения, которые уже имеются в распоряжении Минюста России, вносить не придется – формы профиля будут предзаполнены ими. При необходимости данные автоматически перенесутся в форму отчетности.
Инструкция по авторизации и использованию личного кабинета размещена на сайте Минюста.
В случае технических проблем с авторизацией или отсутствия сведений об НКО на портале необходимо направить обращение в службу технической поддержки, указав наименование НКО и ОГРН, по электронной почте: helpdesk@scli.ru.
- Публичное размещение уставов НКО
С 1 января 2025 года некоммерческие организации также будут обязаны размещать свои уставы в формате PDF через личный кабинет НКО на портале Минюста.
Действующие НКО должны загрузить свои уставы до 1 апреля 2025 года, а новые — в течение 30 дней со дня государственной регистрации.
При корректировке устава новую редакцию аналогично также опубликовать в течение 30 календарных дней с даты регистрации изменений.
- Маркировка социальной рекламы
С 1 марта 2025 года вступят в силу изменения в порядок размещения социальной рекламы в интернете.
Напомним, что социальной рекламой является любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Сейчас при размещении социальной рекламы необходимо только делать пометку «социальная реклама» и размещать сведения о рекламодателе.
Как только изменения начнут действовать, социальную рекламу в интернете придется также маркировать, как и обычную интернет-рекламу: получать идентификатор (erid), добавлять его в рекламный материал и передавать сведения о социальной рекламе в единый реестр через оператора рекламных данных.
- Реестр страниц в соцсетях с большой аудиторией
С 1 января 2025 года начинают действовать ограничения для тех, кто не зарегистрировал свои страницы, каналы и группы в социальных сетях в реестре Роскомнадзора.
Регистрацию должны пройти все без исключения физические и юридические лица (в том числе иностранные), включая государственные организации с более чем 10 тысячами подписчиков.
Подача заявлений для включения в реестр осуществляется через Госуслуги. Необходимо заполнить информацию о владельце страницы, выбрать конкретную социальную сеть, указать названия страницы и ссылку на нее.
Заявлению присвоят номер, который нужно разместить в описании канала/страницы. Затем РКН проверит корректность предоставленной информации и включит страницу в реестр. Ссылку на запись в реестре нужно будет обязательно разместить в описании страницы.
Если страницы не будет в реестре, то соцсеть должна его заблокировать после получения требования Роскомнадзора. Также на странице нельзя будет размещать рекламу и делать репосты. Среди ограничений для незарегистрированных каналов — запрет на сбор пожертвований.
При этом все остальные пользователи при размещении рекламы или распространении информации должны проверить, включена ли соответствующая страница с десятитысячной аудиторией в реестр.
Штрафы за размещение рекламы с несоблюдением требований составляют от 100 000 до 500 000 руб. (ч 1 ст. 14.3 КоАП). Помимо этого, возникают основания и для блокировки страницы в связи с нарушением требования закона.