«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также «лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» (от 18 до 23 лет) являются наиболее склонными к проявлению иждивенческих настроений и поведения», — гласят данные статистики. Почему выпускникам детских домов трудно выходить во взрослую жизнь, становиться самостоятельными и принимать ответственные решения, связанные со своим благополучием, в том числе финансовым, примерно понятно.
Проживая в закрытой группе, ребёнок не может самостоятельно влиять на то, как часто он контактирует с внешним миром. В большинстве случаев все важные решения за воспитанников детских домов и интернатных учреждений принимают их воспитатели: во что следует одеваться, куда пойти учиться, как в целом выстраивать свою дальнейшую жизнь. Не имея возможности самостоятельно осознать и отрефлексировать свои потребности, ребята начинают действовать в соответствии с тем, что от них ожидают окружающие, у которых, якобы, больше опыта. «Да попробуй ты, от одного раза ничего не будет!». «Да мы уже делали так много раз, никаких проблем никогда не было!» С этих фраз начинается большинство проблем выпускников детских домов.
Так же легко выпускники детских домов ввязываются и в сомнительные финансовые и мошеннические схемы: «У тебя есть полмиллиона рублей на счёте? Давай вложим его в предприятие моего знакомого!» К сожалению, не более чем у 5% воспитанников интернатных учреждений наблюдается оптимальное проявление ответственности. Как сделать так, чтобы эта цифра росла? Дать ребятам возможность самостоятельно прожить опыт управления личными финансами, не рискуя при этом их реальными деньгами. Как это возможно? С помощью игры.
Фонд социального развития «Полдень» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» приступил к разработке курса «Деньги и мы», состоящего из трёх игр живого действия. Благодаря курсу специалисты научат воспитанников детских домов:
— как избегать необдуманных трат;
— как научиться планировать свои доходы и расходы;
— как в целом развить более ответственное отношение к деньгам и своему финансовому благополучию.
Актуальность курса специалисты фонда резюмируют так: «В настоящее время существует несколько курсов по обучению финансовой грамотности, но сирот недостаточно просто обучать финансовым терминам. Необходимо создавать опыт проживания ситуаций, в которых воспитанники институциональных учреждений смогут осознать своё отношение к деньгам и столкнуться с последствиями импульсивных решений в отношении финансов».
Однако это ещё не всё. Уникальность курса состоит не только в игровом методе и возможности дать ребятам безопасно прожить опыт финансовых трат. Во время проведения курса специалисты фонда также планируют исследовать причины неправильно сформированных эмоциональных отношений подростков с деньгами. Дело в том, что для многих выпускников деньги во взрослой жизни становятся самоцелью, которая оправдывает все их действия: «Если у меня есть деньги, значит мне всё можно и я всё могу купить».
Эксперты фонда объясняют это так: «Мы предполагаем, что не имея в своей юности постоянного тёплого контакта со значимым взрослым, который бы любил и заботился о них нематериально, выпускники в своей новой самостоятельной жизни не способны воспринимать отношения между людьми не в формате купли-продажи. Нужна любовь? Я могу её купить, а если не могу, то это и не любовь вовсе. Такое искажённое эмоциональное представление о деньгах негативно влияет на всю последующую жизнь детей-сирот. Если наша гипотеза подтвердится, то ещё одной целью этого курса будет показать ребятам альтернативный подход к «силе» финансов. Деньги — это, безусловно, одно из средств к достижению нашего физического и эмоционального благополучия, но не единственное. Забота не всегда проявляется в том, что человек что-то тебе покупает. Иногда она выражается в форме объятий и слов поддержки. И подросткам-сиротам важно научиться ценить это и забирать в свою взрослую жизнь».
После pавершения разработки и апробации игры курса будут проведены для 386 подростков из 31 учреждения в 9 регионах России. В проекте примут участие воспитанники детских домов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского и Приморского краёв, Астраханской, Иркутской, Калужской, Омской и Самарской областей.
Сейчас специалисты фонда уже разработали игровые решения и проводят их внутренние тестирования.
Проект реализуется с 1 февраля по 31 декабря 2024 года при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».