Несмотря на более чем тридцатилетнюю историю развития благотворительности в России, по-прежнему сохраняется много стереотипов о работе в благотворительности: один из них — в том, что в благотворительности надо выглядеть скромно и заниматься помощью тихо, не высовываясь. Один из самых активных борцов с этим клише — Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», коллекционер винтажной одежды и автор лекций о моде 1940-х — 1960-х годов. Фонд «Социальный навигатор» развивает системные решения на российском рынке социальных программ, четыре года подряд выпускает Рэнкинг некоммерческих организаций.

С 2019 года Татьяна Задирако читает лекции «Винтаж и я» и приглашает на показы одежды из своей коллекции сотрудников некоммерческого сектора.

Первый в 2024 году показ прошел 7 февраля в Москве, на нем вещи из частной коллекции Татьяны Задирако демонстрировали Ирина Ефремова-Гарт, Мария Черток, Анна Скоробогатова, Ольга Вохмянина и другие представители благотворительных фондов.

В материале «Журнала о благотворительности» Татьяна Задирако рассказывает о том, как мода влияет на фандрайзинг и почему важно не забывать о стиле и моде, помогая другим.

Винтаж и смыслы

Когда-то одна моя коллега сказала мне: «У меня нет желания сразу дать вам денег. Вы не производите впечатление человека, которого надо жалеть». Вот этот мифический образ из 1990-х, некой женщины с ящичком, в длинной юбке и платочке, с грустным взглядом, за который пожалеют и дадут денег… Почему мы должны на него соглашаться?

Мы — профессионалы, мы строим системы эффективной помощи, работаем с бизнесом, государством, обществом, мы говорим о развитии культуры благотворительности. Почему мы должны выглядеть иначе?

Кроме того, винтаж — это не просто увлечение одеждой и модой, он становится частью экологической и социальной повестки, это показатель ответственного потребления, которому важно учиться.

Винтаж как борьба с выгоранием

У каждого из нас должно быть свое пассионарное хобби, которое с основной работой никак не связано, но которое дает нам жизненные ресурсы. Любому человеку нужны иные смыслы, кроме просто работы и просто семьи. Я часто говорю, что у меня четыре основных ипостаси — человек, мать, жена и директор фонда. Все эти ипостаси должны быть наполнены, в идеале, поровну, чтобы был баланс, но так бывает редко: иногда выходит вперед работа, дети и почти никогда ты не выходишь вперед сама. А это ведет к выгоранию.

Половина людей, которые работают в нашем секторе, по психотипу — спасатели. Они постоянно в работе, а это неправильное положение вещей. Очень важно не забывать про себя.

Винтаж — это то, что существует только для меня, мое хобби, мой способ борьбы с выгоранием и стрессом, в нем я лично для себя ищу новые смыслы. И при этом я вписываю это хобби и в работу. Мне важно рассказывать о нем моим коллегам по некоммерческому сектору, привлекать их к показам в том числе, делиться своей коллекцией.

Об увлечении винтажной модой

Мое увлечение началось спонтанно, я подбирала вещи, которые мне просто нравились и отдельно те, что нужны были для работы. Например, формат black-tie, в фонде United Way я занималась фандрайзингом, а на фандрайзинговые мероприятия Американской торговой палаты и других иностранных компаний было принято приходить в формате black-tie. У меня ничего подобного не было. Где люди, работающие в НКО и где формат длинных платьев? Так я начала их покупать и носить. К сожалению, сейчас такие платье все сложнее выгуливать, раньше было 7-8 светских мероприятий в год, сейчас их почти не осталось.

О коллекции

У меня в коллекции более 400 предметов винтажа, это не только одежда, но и украшения, аксессуары.

Когда я только начинала коллекцию, у меня не было особенного понимания, что я хочу собирать. Но постепенно все сложилось в цельную картину. Я коллекционирую все шелковые платья из крепдешина и креп-жоржетов, начиная 1940-х годов и заканчивая 1960-ми. Именно тогда эти платья царили на подиумах в Советском союзе и в мире.

Второе — я собираю кримплены, это синтетическая ткань, из которой шили платья в 1960-70-х годах, материал плотный, очень синтетический. Сейчас к синтетике отношение немного скептическое, но нет более ноского и прочного материала, чем кримплен. Мне нравится, что он неубиваемый, что много иностранной одежды из этого материала и что он очень хорошо сидит на фигуре.

Я собираю купальники тоже 1940-60-х годов, но они требуют серьезной реставрации, с точки зрения инвестиций это дорогое удовольствие.

Еще один формат, который сложился стихийно, — я коллекционирую платья, которые шили частные мастерицы под конкретные заказы, это качественно, ручная работа, и если повезет и оно сядет на фигуру, то будет сидеть идеально и сделают женственной любую фигуру.

Инвестиция или страсть

Часто меня спрашивают: «Винтажная одежда — любовь, страсть или инвестиция?». Для меня винтаж это для меня сейчас любовь и даже страсть. Я — охотница за трофеями, самый главный критерий — чтобы вещь мне нравилась. И я пока не задумывалась, чтобы сделать это инвестицией. Кроме того, в России даже нет возможности оценить эту коллекцию: не существует оценщиков, тематических аукционов и открытого рынка.

Это затратное хобби, причем большая и очень важная статья расходов — это реставрация. Иногда реставрация бывает дороже в несколько раз, чем само платье или сумка. Например, реставрация кожаной сумки может стоить не меньше 20 тысяч рублей, хотя саму сумку можно купить за меньшую сумму.

Где покупать винтаж

Я открыла для себя винтаж во время стажировки и работы в США, там этот рынок очень развит. Но если раньше я все покупала за границей, то за последние 5 лет все очень сильно изменилось. Теперь качественный винтаж можно покупать в России, уже не нужно никуда уезжать. У нас очень активно растет этот сектор, причем не только в Москве и Петербурге, где очень много увлеченных людей. Я пополняла свои коллекции и находила сокровища в Пензе, Новокузнецке, а мое последнее открытие — это Красноярск. Я была там в рабочей поездке, но выделила время на то, чтобы изучить местные винтажные магазины. 5 из них — это самые обычные сэконд-хенды, а вот в одном я нашла выдающуюся коллекцию винтажной одежды, аксессуаров, предметов интерьера и мебели.

Жаль, сейчас проходит мало благотворительных аукционов и барахолок, это хороший источник винтажа, их должно быть больше.

Модные советы от Татьяны Задирако

Мой принцип — одежда должна быть для человека, ходить в винтажной одежде могут ходить абсолютно все, а не только модели на подиуме, и при этом не выглядеть, как бабушка русской демократии.

В одежде должна быть самоирония. Можно сочетать винтаж или модные вещи с необычными аксессуарами. Так, однажды в магазине Charity Shop я купила сумку в виде кактуса и сумку в форме корзины для мусора и ношу их на мероприятия. То есть даже если вы следите за трендами, не стоит забывать про собственный стиль.

Не существует единого рецепта для всех, но экспериментировать может каждый. Да, большинство из женщин в секторе привыкли одеваться в серые и темные цвета, но иногда стоит попробовать надеть яркое красное платье и посмотреть на себя в зеркало.


Ближайшая лекция Татьяны Задирако «Винтажная одежда в гардеробе работающей женщины. 110 летнему юбилею журнала «Работница» посвящается» пройдет 6 марта в 19-00.

Адрес: Библиотека им. Е. А, Фурцевой, Москва, Фрунзенская наб., 50