Кира Смирнова четыре года была исполнительным директором благотворительного собрания «Все вместе». А в 2021 году ушла из некоммерческого сектора и стала директором по устойчивому развитию Группы «Самолет». В интервью «Журналу о благотворительности» Кира Смирнова рассказывает, почему устойчивое развитие важно для современного бизнеса, как строить работу с сообществами и как некоммерческим организациям находить общий язык с бизнесом.

Кира Смирнова, фото Маша Блувштейн

— «Самолет» много ресурсов тратит на социальную активность, поддержку некоммерческого сектора. Почему так сложилось? 

— Во-первых, «Самолет» строит дома, которые будут стоять долго, и мы сами ими управляем. Несколько поколений людей будут в них жить. Мы смотрим, как развиваются сообщества, как живут люди в этих домах и, конечно,задумываемся об устойчивом развитии. И в целом мы строим для людей, поэтому наш бизнес ориентирован на человека и на его будущие потребности.

Во-вторых, в наше время ценностно ориентированный бизнес — это более привлекательный работодатель для высококвалифицированных сотрудников.

Это сильный аргумент для привлечения классных специалистов, которым не все равно, в какой компании они работают. Для бизнеса есть более приземленные мотивы, зачем это делать. Развитие HR-бренда, развитие компании как ответственной помогает с точки зрения бизнес-интересов и бизнес-задач.

Вы перешли из некоммерческого сектора в коммерческий. Сложный это был переход? 

— В «Самолете» отличная корпоративная культура, поддерживающая среда, ориентация на ценности, здесь у сотрудников есть возможность проявлять инициативу. А изначально я выбрала эту компанию и эту должность, потому что тут пригодился весь мой предыдущий опыт. Я окончила географический факультет МГУ, и устойчивое развитие — большая часть моего бэкграунда в сфере образования. Раньше я также работала в консалтинге в сфере недвижимости, потом в благотворительности. Получается, я разбираюсь в отрасли, в которой работает наша компания, у меня есть бэкграунд в социальной сфере и хорошая база в сфере экологии. И здесь у меня есть возможность предлагать и реализовывать проекты, касающиеся разных моих интересов — экология, инклюзия, благотворительность. 

— Как устроена в компании социальная-политика?

— Главное в благотворительной работе группы «Самолет» — это проекты, в которых могут участвовать сотрудники. У нас много разных благотворительных программ с разными некоммерческими организациями, это для нас способ людей сотрудников, показать им, что у нас всех общие ценности. Вариантов участия в благотворительности у сотрудников «Самолета» много — это и про-боно помощь, и волонтерские проекты, и социальные кампании. Мы показываем им разные варианты и способы помочь, чтобы они могли выбрать, что им больше подходит подходит.  Для нас очень важно, чтоб люди откликались.

Второе, что нам важно, — это возможность масштабировать, то есть распространить проект на широкую географию компании.

Третье — это то, какой эффект мы видим. Да, благотворительные проекты не всегда дают быстрые результаты и не всегда эффект проекта можно сразу измерить, но для компании важно понимать, что эти результаты будут, поэтому мы на разных этапах стараемся их замерять. 

Наш четвертый принцип — комплексность. Поэтому мы не выбираем простые программы адресной помощи, для нас приоритет — проекты, которые будут с разных сторон помогать подопечным, давать им ресурсы, знания, а не готовые решения. Именно так происходит в нашем проекте с фондом «Наставники детям». 

О программе наставничества 

Расскажите про этот проект. Группа «Самолет» уже несколько лет развивает программу совместно с организацией «Наставники детям», это один из самых популярных волонтерских проектов «Самолета»). Как он работает? 

— В этом проекте удалось найти синергию в том, что нужно фонду, его подопечным, и теми возможностями, которые есть у нас как у бизнеса. В какой-то момент мы поняли, что у компании есть ресурсы, специалисты, которые могут помочь будущим выпускникам. У детей из интернатных учреждений мало знаний про жизнь вне детского дома. Например, после выпуска  им могут предлагать  квартиры не в самом лучшем состоянии. А ведь у детей есть права, так, они могут до трех раз отказаться от квартиры, если она в плохом состоянии. Кроме того, умение решать бытовые вопросы важно и для медкомиссии, которую проходят некоторые выпускники. Там им задают вопросы, как они будут обустраивать жилье, оплачивать ЖКО. Так мы поняли, что сможем помочь в этом ребятам. У нас в компании есть специалисты по внутренней приемке квартир, которые это делают постоянно, мы адаптировали наш материал для ребят из сиротских учреждений. 

Участники проекта компании “Самолет” и фонда “Наставники детям”

Сейчас программа строится таким образом: сначала группа до 10 человек приходит в квартиру, которая находится примерно в том же состоянии, в котором они будут получать собственную квартиру. Там они проходят своего рода квест: ведущий в игровом формате показывает, что обращать внимание: дети недостатки в квартире, смотрят, что не должно скрипеть, течь, дуть, начиная с входа в подъезд, на лестничной клетке, в самой квартире. После каждый участник получает чеклист, который поможет им непосредственно во время приемки. 

Второй этап программы проходит в шоуруме, где сделан дизайнерский и очень современный ремонт: Алиса от Яндекса включает чайник, открывает окна. Это производит вау-эффект на ребят, они впечатляются и у них это формирует образ результата — того, как хотелось бы, чтобы выглядела квартира, как можно благоустроить ее. У детей из ДДИ часто в голове есть картинка, что достаточно купить матрас и микроволновку, чтобы начать жить. А мы показываем, что можно иначе. И они понимают, что дома можно сделать красиво, уютно, чтобы туда хотелось звать гостей, заводить семью. На этой встрече дизайнер ГК «Самолет» рассказывает, как благоустроить квартиру, как продумать и сделать ремонт, какую технику выбрать, как подобрать цвета, какая мебель и техника нужна и сколько это будет стоить. В этот момент начинается обсуждение того, какие ресурсы для этого понадобятся. Каждый выпускник выходит из интерната с определенным количеством денег на счету.

Их можно спустить на тусовки, прогулки, а можно обустроить свою квартиру, начать жить в уютном доме и менять свою жизнь к лучшему. 

Программа оказалась очень востребованной среди ДДИ: подобных проектов практически нет. Что еще важно: это масштабируемая история, мы планируем этот проект распространять на новые регионы, объемы проекта не ограничены, а зависят лишь от городов присутствия компании. 

Бег, социальная гостиница и профилактика буллинга

С какими еще НКО вы работаете? 

— Всего у нас больше десяти благотворительных программ, и мы сотрудничаем с пятью фондами на постоянной основе. Самым первым появился проект с фондом «Добрый дом» — помощь социальной гостинице, в которой могут бесплатно проживать те, кто приехал в Москву на лечение. Город отдал помещение фонду в печальном состоянии, и нужна была помощь с ремонтом. У нас быстро сформировалась команда волонтеров, которая вела этот проект. Они привлекали средства, про боно разрабатывали проектную документацию для ремонтных работ, привлекали подрядчиков и поставщиков, которые помогали бесплатно или по себестоимости, работали сами. Все, кто мог, тоже включались в помощь: люди сами собирали продукты питания, проводили акции по сбору средств гигиены, уборке дома, наша управляющая компания помогала саженцами, бесплатными клинингом. В общем, было целое движение, и за два года наша помощь с ремонтом и благоустройством гостиницы завершилась, теперь мы продолжаем волонтерскую программу по поддержке подопечных социальной гостиницы.

Еще один фонд, с которым мы сотрудничаем, — «Журавлик», он занимается профилактикой травли. Изначально с помощью команды фонда мы выявили случаи травли в нашем коллективе и разрешили эти ситуации. А потом продолжили работать с НКО: их работа полезна школам, которые мы строим, и мы привлекли сотрудников «Журавлика» к этим проектам. Эксперты проводят обучающие мероприятия, запускают волонтерские программы для профилактики травли.

Мы также сотрудничаем с Ассоциацией благополучия животных. Эта тема очень откликается нашим сотрудникам, поэтому мы часто инициируем поездки в приюты, проводим акции по пристройству животных, улучшаем среду для живтных в наших ЖК в партнерстве с Ассоциацией.

Еще у нас в компании есть беговое движение — сообщество сотрудников-бегунов. И мы стали работать с фондом «Больше чем можешь»: помогаем им на забегах, поддерживаем фонд. В следующем году мы планируем провести заплыв среди сотрудников, и к нашей команде присоединятся подопечные фонда. Формат инклюзивного спорта нам нравится, и сотрудники сами хотят и просят включать эту составляющую в наши спортивные мероприятия.

Мы всегда комплексно поддерживаем НКО: помогаем не только их подопечным, но и сотрудникам проектов — проводим с коллегами стратегические сессии, помогаем им профессионально развиваться. 

Вы активно вовлекаете сотрудников и даже топ-мененджеров в социальную активность. Как это организуется? Как узнаете, что людям интересно?

— Мы показываем коллегам разные варианты и способы помочь, проводим опросы, чтобы они могли выбрать, что им больше подходит. 

Моя команда отвечает за все благотворительные проекты. У нас есть отдельный лендинг на корпоративном портале — и там вся информация о том, с какими фондами мы работаем, какие pro-bono вакансии сейчас где открыты и куда можно откликнуться, что можно инициировать. Еще у нас есть «Доброе Коммьюнити» — чат в Телеграм, где коллеги общаются, обсуждают идеи, предлагают что-то сделать — последний раз, например, решили помочь бездомным и поехать в «Ночлежку».

Здорово, что среди наших сотрудников формируются амбассадоры тем — те, кто готов вовлекать коллег в благотворительность сам. Например, в компании есть активная бегунья, и она организовывает беговые активности, и есть опытный донор, которая создала отдельное коммьюнити для желающих сдавать кровь. Мы всегда поддерживаем низовую инициативу наших сотрудников: так мы развиваем их активность, лидерские навыки, небезразличие — а это все одни из наших главных ценностей.

Мэтчинг, #ЩедрыйВторник и работа с сообществом

Какие у компании планы в 2024-м году? 

— Наша благотворительность развивается в сторону большого вовлечения внешней аудитории и наших франчайзи, и мы планируем и дальше двигаться в этом направлении. В 2024-м мы хотим поддерживать еще больше НКО, продолжать сотрудничество с фондом «Культура благотворительности». Недавно у нас с ними прошел первый из цикла мэтчей в пользу всех благотворительных фондов на платформе Благо.ру, и за первые три дня мы собрали больше 1 млн рублей (при том, что в среднем на платформе жертвуют 50 тысяч ежедневно). Мы эту сумму утраиваем. В новом году мы планируем продолжить этот цикл и провести еще три большие акции. Запланировали участие в #ЩедромВторнике.

Еще мы планируем вовлекать в благотворительность жителей наших комплексов, а это более 500 тысяч человек. Дело в том, что мы не просто продаем квартиры и забываем про них: мы управляем нашими жилыми комплексами, и нам важно, какое качество жизни будет у людей там. Мы вкладываемся в это: развиваем местные сообщества, коммьюнити жителей, включаем сотрудников в решение тех проблем, которые существуют на территориях. В 2023 году мы впервые провели «Добрые дворики» — большой благотворительный фестиваль в одном из ЖК, где были представлены разные фонды. В новом году мы хотим развивать это направление и больше вовлекать жителей в социальные проекты. 

Какие вы отмечаете тенденции в ESG бизнеса? 

— Сейчас актуальные для многих компаний темы — женское лидерство, развитие комьюнити. Много классных примеров, когда компании, слабо связанные с сообществом, делают хорошие проекты по развитию коммьюнити и объединяют местных жителей вокруг социальных инициатив. Еще очень актуальна тема инклюзии — людей с инвалидностью стараются трудоустраивать, видя, как меняется структура общества, как эти люди включаются в него, и все активнее участвуют во всех процессах.

Любой заглядывающий в будущее бизнес сейчас понимает, что работать с людьми с инвалидностью он точно будет.

— Работа с сообществами очень востребована сейчас и в бизнесе, и в НКО. Как вы в компании работаете с комьюнити? 

— Мы открываем соседские центры, где люди могут встречаться, где проходят разные события. У нас сейчас больше 330 сообществ в разных жилых комплексах.

У нас амбициозная цель, чтобы 7 из 10 соседей были знакомы друг с другом.

Когда люди заселяются в новостройки, они друг друга не знают, не развиты соседские связи. Нам же важно, чтобы в наших домах было добрососедство, хорошие отношения между жителями. Для этого нужно знакомиться, общаться, узнавать друг друга. Вначале мы просто проводили мероприятия, где люди могли знакомиться и общаться. А сейчас стали поддерживать те мероприятия, которые люди сами готовы проводить, инициировать, мы поддерживаем инициативные группы, их идеи.

В одном ЖК может быть несколько разных групп — мы с каждой из них общаемся и поддерживаем.В одном из наших комплексов особенно активное сообщество владельцев собак — они находят, лечат, пристраивают животных, заботятся, мы их поддерживаем.  Так, мы провели аудит для пет-френдли среды, теперь в наших ЖК мы ставим домики для кошек, продумываем площадки для собак, дог-станции, — то есть создаем необходимую инфраструктуру, чтобы любителям животным было удобно жить у нас. 

Бизнес и НКО

Вы хорошо знаете изнутри работу и НКО, и бизнеса. Что бы вы посоветовали некоммерческим организациям: как сотрудничать с бизнесом? Что предлагать и как упаковывать свои программы, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров?

— Хрестоматийный совет всем НКО — перед тем, как выходить к бизнесу с предложением, нужно изучить его ценности, приоритеты, понять, какие у него цели и задачи. Бывают фонды, которые даже не зашли на наш сайт и не прочитали про наше устойчивое развитие, не почерпнули из этой информации никаких идей — и приходят с чистым листом.

Важно заранее поискать точки пересечения, понимать, что может быть интересно и партнеру, и вам. 

Еще я посоветовала бы на первой встрече больше слушать и спрашивать про бизнес, а не только рассказывать про свой фонд. Очень важно также относиться к бизнесу с уважением и понимать, что те, кто занимается в компаниях устойчивым развитием, профессионалы. К сожалению, иногда от фондов чувствуется заносчивость — они считают только себя специалистами в своей области.

Я уверена, что успешные проекты рождаются в диалоге. Очень мало кейсов, когда НКО принесла свой проект в бизнес — и он точно в таком же виде начал работать. Мы, как правило, садимся вместе и придумываем, что может быть интересно и фонду, и нам. Мэтч случается, в том числе, благодаря готовности обсуждать, слышать интересы второй стороны, — таки рождаются хорошие проекты.

Например, «Добрый дом» к нам пришел сам и попросили помощь не только финансовую, но и профессиональную. Это было уместно и по адресу, так как мы профессионально строим и, естественно, можем помочь с благоустройством гостиницы. С кем-то был более длительный поиск общих интересов. Например, Дегунинский центр к нам изначально обратился с просьбой помочь им купить угощения для своих мероприятий. Мы ответили, что нам это неинтересно, и предложили поискать другие варианты, чем бы мы еще могли быть полезны. Они накидали свои потребности, мы — свои возможности, и в итоге нашлась «точка пересечения» и более интересный вариант — интеллектуальная помощь от нас. Так что совместный поиск и открытость к сотрудничеству работают.