Российский IT-гигант Яндекс начал системную благотворительную работу на пике пандемии с программы помощи врачам. Проект «Помощь рядом» запустили в 2020 году, чтобы помогать перевозить врачей и соцработников. Быстро выяснилось, что удобный и быстрый транспорт требуется не только им. В рамках проекта организовали доставку продуктовых наборов нуждающимся, помогали передвигаться по городу людям в зоне риска, врачам и сотрудникам фондов, а также проводили бесплатное тестирование на коронавирус.

Когда пандемия закончилась, программу переформатировали, и теперь «Помощь рядом» — это инфраструктурный благотворительный фонд, который поддерживает некоммерческий сектор и помогает решать социальные проблемы с помощью технологий.

«Журнал о благотворительности» составил гид по сервисам Яндекса, которые бесплатно доступны для НКО.

Яндекс и программы поддержки НКО

Сейчас у фонда «Помощь рядом» три программы. Первая — это «Поездки для НКО», бесплатные поездки на такси для подопечных некоммерческих организаций, которым нужна помощь в передвижении. Программа работает во многих регионах России и помогает самым разным некоммерческим организациям. В 2023 году подопечные НКО совершили более 400 тысяч поездок. В проекте участвует больше 100 тысяч водителей из таксопарков — партнеров сервиса Яндекс Go.

По программе «Товары для НКО» Яндекс выделяет средства на приобретение товаров первой необходимости для НКО и сопровождает процесс закупок через Яндекс Маркет. Призовой фонд конкурса в 2023 году составил 160 млн рублей, поддержку получили 48 НКО.

И основная программа — это «Цифровые решения», она дает свободный доступ НКО к сервисам Яндекса для бизнеса.

НКО могут бесплатно получить доступ по программе «Цифровые решения» к сервису Яндекс 360 (виртуальный офис, включающий корпоративную почту, календарь, облачное хранилище, редактор документов, сервисы для рассылок и проведения телемостов), облачной платформе Yandex Cloud, где можно создавать и совершенствовать свои IT-инфраструктуры (сайты, база данных, сервисы, чат-боты).

Кроме того, Яндекс предоставляет некоммерческим организациям гранты на размещение социальной рекламы в Яндекс Директе и помогает с настройкой первой компании. Каждый месяц НКО может получать до 150 тыс рублей и проходить обучение по работе с рекламными кампаниями.

«Цифровые решения» — это самая крупная наша программа по количеству партнеров: более 200 фондов получают разные услуги Яндекс и оптимизируют с помощью них свою работу. Отдельная важная опция в этой программе — размещение соцрекламы через Яндекс Директ. Эта возможность наиболее популярна: ей пользуются более 250 НКО», — говорит Сергей Михальцов руководитель программы «Цифровые решения для НКО».

Кроме того, теперь фонды, верифицированные в «Помощь рядом» теперь могут пользоваться сервисом YandexGPT API: фонды могут запрашивать на использование технологии грант до 1 млн рублей.  

YandexGPT API может решать задачи разного уровня сложности: от поиска ответов на вопросы в режиме реального времени до аналитики аудиозаписей. Так, YandexGPT API может писать и редактировать, создавать чат-ботов и виртуальных ассистентов, отвечать на вопросы пользователей по базе знаний, собирать и анализировать данные из рабочих чатов и отзывов. 

Подать заявку на грант можно по ссылке.  

Как получить доступ к программам помощи НКО

Вначале НКО необходимо подать заявку на верификацию на сайте help.yandex.ru. В течение нескольких дней эксперты Яндекс проверяют заявку и отвечают НКО.

Организации проверяются по следующим критериям:

  1. официальная регистрация;
  2. стаж работы — от одного года;
  3. соблюдение законодательства: отчетность и аудиторские проверки;
  4. открытость и заполненность сайта;
  5. честные и прозрачные сборы денег (не на личные банковские карты).

«Обратите внимание на то, какие отчеты надо размещать на своем сайте», — объясняет специалист по верификации «Помощь рядом» Полина Афонина. Важно размещать на сайте официальную отчетность в Минюст (она должна находиться на сайте Минюста или на сайте самой организации), НКО в форме «фонд» должны публиковать также отчеты об аудиторских проверках, а также важны публичные годовые отчеты.

«Последнее — самое важное, — добавляет Полина Афонина. — Мы смотрим публичные отчеты НКО за последние два года и всегда внимательно изучаем их на соответствие нашим требованиям.

В отчете должна быть содержательная часть — кому, как и в каком объеме НКО помогала, финансовый блок — расходы по разным статьям и поступления по разным каналам. Полный чек-лист можно найти на нашем сайте в разделе «заявка на верификация».

Пройдя верификацию, НКО может подавать заявку на грант — на любую из трех программ «Помощи рядом» или на все три сразу. Доступ к каждой из них дается на год, по его истечении — необходимо пройти верификацию снова.

Следить за новостями программы «Помощь рядом» можно в Телеграм-канале «Цифровые решения для НКО. Гранты от Яндекса».