Деревянная винтовая лестница ведет на второй этаж небольшого домика в лесу. У входа стоят лаборанты в солнцезащитных очках и только после нескольких вопросов их пускают в актовый зал. Здесь проходит «экзамен космонавта» — итоговое мероприятие для участников образовательного кампуса «Арифметики добра». Подростки пишут экзамен, а закончив, с шумом сбегают по лестнице — в лес. Конец августа выдался по-летнему теплым, хотя и деревья в лесу, и желтая листва в озере уже напоминают о приближающейся осени.
С 24 по 29 августа благотворительный фонд «Арифметика добра» провел уже пятый выездной образовательный кампус для подопечных. Для пятидесяти семи подростков из детских интернатных учреждений из восьми регионов Росси это возможность начать подготовку к самостоятельной жизни при поддержке опытных педагогов, а также психологов и наставников.
«Это не развлекательный лагерь. Принцип фонда “Арифметика добра” — в создании в рамках летней программы полноценного развивающего и образовательного пространства для воспитанников детских домов, — говорит Татьяна Николаева, руководитель программы “Шанс” фонда “Арифметика добра”.
— Наша цель — мотивировать ребёнка не бояться сделать выбор, показать “а как можно еще”. Как можно общаться, на что можно опереться при выборе и как спланировать то, что возможно спланировать».
В кампус приезжают дети, которые участвуют в программе фонда «Шанс» и у кого есть мотивация к учебе. В лагере подростки работают в группах с опытными наставниками и привлеченными тренерами. Вся программа построена таким образом, чтобы полученные знания можно было применить на практике. В процессе ребята учатся решать конфликты словами, получают навыки межличностного общения, узнают, что такое внутренние ресурсы и способы снятия стресса. Все эти темы рассматриваются в ролевых играх и обсуждаются в мини-группах.
Шанс на выбор
«Шанс» — это дистанционная программа онлайн-обучения и офлайн-тренингов для учеников 8-11 классов, которая работает в двадцати регионах России. Занятия по двенадцати школьным предметам ведут репетиторы, это дает возможностям детям из интернатных учреждений восполнить пробелы в знаниях, успешно сдавать выпускные экзамены и поступать в колледжи или даже вузы. С момента начала программы в ней приняли участие пятьсот пятьдесят детей, прошло более ста девяноста тысяч уроков.
Наталья Бурцева из Москвы, учительница математики, работает в программе «Шанс» с ее основания в 2015 году. Наталья отмечает, что минут пять-десять минут в начале занятия уходит на то, чтобы поговорить на отвлеченные темы — здоровье, погода, природа — чтобы настроиться на нужную волну, понять, в каком настроении ребенок. «Когда нужно разрядить шуткой, когда — с пониманием войти в положение, но при этом у нас учебный процесс, мы собираемся с определённой целью, — говорит Наталья. — Дальше уже переходим непосредственно к обучению по программе: так как мы готовим именно к выпускным экзаменам, то естественно, мы решаем задания, которые будут на экзамене — начиная с самых простых к более сложным. Даётся время ребёнку, чтобы он подумал, предложил свои идеи, если не знает — натолкнуть его на мысли…».
Кроме того, и в кампусе, и в программе «Шанс» работают с мотивацией старшеклассников. Правда, Михаил Толмацкий из Москвы, учитель русского языка, уверен, что лучшая мотивация — это результат. «Самая хорошая мотивация — если чувствуется рост, — говорит Михаил. — Я думаю, это сказывается на учёбе: ученик видит, что он и в школе лучше успевает. Форма работы тоже является мотивацией в этом отношении. Ещё иногда ученики сами по себе проявляют интерес: я не думаю, что только ответственность играет роль в том, что они стараются, их увлекает сам процесс».
Кампус — это не только учеба, но и испытания, иногда понарошку, а иногда всерьез. Одно из таких испытаний и есть «экзамен космонавта» — это тест, в котором проверяют, насколько участники запомнили ключевые смыслы во время тренингов. Участники должны ответить на пять вопросов: от каждой лаборатории по одному. «Мы добавляем в эту историю немного юмора, чтобы увести представление о тестировании в сторону: у нас присутствует какая-то охрана и мы всех “пропикиваем”, проверяем на шпаргалки, начинаем в какой-то момент подкидывать кому-то шпаргалки и шутить, — рассказывает Иван Мытарев, образовательный директор кампуса, руководитель образовательных проектов Творческого объединения #Шашники — партнера кампуса.
«Мы работаем в форме тренинга, что подразумевает использование активных методов обучения, включения участников в процесс — так они не просто получают информацию, а её активным образом обрабатывают, — рассказывает Иван. — Это может быть решение кейса — есть какая-то ситуация и они пробуют помочь персонажу с ее решением».
После каждого тренинга проходит обсуждение, а иногда работа над ошибками, потому что участники могут принять решение, которое теоретически может привести к неприятным последствиям. Например, в тренинге по коммуникациям в команде рассматривали, как можно отказаться от чего-то неприятного, как научиться отказываться от неприятных или противоправных предложений. «В нашем тренинге есть девять шагов, которые участники отрабатывают, — говорит Мытарев, — чтобы в подобной ситуации у ребят уже был небольшой опыт».
Принцип одной минуты
«Мне очень нравится принцип одной минуты. С ним я познакомился на тренингах в “Шансе”. Это значит, что каждый день надо уделять какому-то делу хотя бы по одной минуте — но серьезно, вдумчиво. Так ты постепенно увлечешься и в итоге будешь больше успевать. Например, хочешь выучить английский язык — каждый день заставляй себя хотя бы по минуте учить язык, заниматься. И я стал применять этот метод. Иногда бывало, что нужно было делать уроки, а я устал, или лень, или не хочу. И тогда я сам себе говорил: “Вспомни правило одной минуты — и делай!”. И я пересиливал себя и делал. А потом втягиваешься».
Так рассказывает о своих занятиях в «Шансе» Александр, воспитанник Ижевского детского дома. Ему уже 23 года, десять из них он прожил в учреждении. Саша занимался в программе «Шанс» два года. Он готовился к ЕГЭ по четырем предметам — выбрал русский язык, математику, историю, обществознание. «Я набрал в результате на ЕГЭ 212 баллов из 300. Из нашего класса пять человек прошло на бюджет по баллам, остальные — уже на платное обучение. Я тоже сумел поступить на бюджетное отделение РГСУ по специальности “организация работы с молодежью”, в прошлом году окончил вуз», — рассказывает Александр. За время учебы в вузе Саша прошел стажировку в фонде «Арифметика добра» и дополнительное обучение в творческом объединении #Шашники.
Занятия в кампусе проходят не только для детей, но и для взрослых — педагогов из интернатных учреждений, наставников. С каждой группой подростков приезжают сопровождающие из детского дома, для них все восемь дней идет своя образовательная программа. Со взрослыми работают психологи «Арифметики добра», разбирая важные и волнующие темы: «Как работать с травмированными детьми», «Как обсуждать тему возврата», «Эмоциональное выгорание» и т.д.
«Кампус, пожалуй, единственное место, где взрослые, которые каждый день своей жизни проводят в детском доме, могут рассказать о себе, о том, какие у них проблемы, и получить профессиональную помощь и поддержку», — говорит директор фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова.