Благотворительная акция «Дети вместо цветов» проходит в самых разных регионах России уже десятый год, она становится все популярнее, однако за это время не утихли споры о школьных традициях, благотворительности и букетах цветов в подарок.
Родители, учителя и дети, которые не первый год участвуют в акции, и редакция «Журнала о благотворительности» отвечают на самые сложные вопросы о «Детях вместо цветов».
Как уговаривать людей участвовать в акции и нужно ли?
«Нам кажется, что инициатива участия в акции может исходить только от учителей. Благотворительность должна быть добровольной!, — уверены в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
«Я всегда говорю, что это добровольное, осознанное решение. Никто никого не заставляет. Многих коробит название, поэтому я часто говорю «не вместо, а вместе», ведь дети — цветы жизни, им нужен этот шанс, эта помощь, — говорит Галина Юрьевна Зыкова, участница акции в поддержку фонда «Вера», учительница московской Школа имени В.В. Маяковского.
А что стоит отвечаете людям, которые против акции?
«Я не люблю отвечать вопросом на вопрос, но здесь у меня по-другому не получается. Конечно, прежде всего узнаю причину и чаще всего слышу ответ, что благотворительность это что-то далёкое, модное, или вообще человек думает, что у него нет столько денег, чтобы помочь всем. На это я всегда привожу простой пример — расчет. У вас 50 рублей на стаканчик кофе или шоколадку, обычно человек говорит, что, конечно, есть. Потом спрашиваю, а хотя бы раз в неделю вы можете прожить без этого? Чаще всего человек соглашается, что может. Ну и дальше простые математические решения и человек приходит к выводу, что может помочь. А когда говоришь, что если таких людей будет много, то это будет колоссальная помощь. Пока людей, которых я не склонила на свою сторону не было и я очень этому рада», — говорит Диля Безносова, мама ребёнка-участника акции «Дети вместо цветов» из города Кемерово.
Как понять, что фонду можно доверять и не попасться мошенникам?
Как и в случае любого пожертвования в пользу благотворительного фонда, важно помогать надежным организациям. Проверенные благотворительные фонды представлены на онлайн-платформах для сбора пожертвований — Благо.ру, VK Добро, «Нужна помощь», кроме того, важно, чтобы на сайте фонда были отчеты о работе и описание, куда пойдут деньги от акции. В акции каждый год «Дети вместо цветов» участвуют десятки проверенных организаций.
Почему бы всем организациями не объединиться и не сделать общий отчет?
«Это и мой вопрос тоже. Сейчас очень много фондов и просто одиноких просителей участвует в этой акции. Может, создать единый отчет? Сколько мы все вместе собрали? Не знаю, как родителям, а учителя с удовольствием получали бы ролики от тех, кому пошли средства. Хочется видеть, каковы результаты нашей общей помощи», — говорит Галина Зыкова.
Часто говорят, что и детям, и учителям важна традиция — приносить и получать цветы 1 сентября. Так ли это?
«Да, очень важна. Именно поэтому круто, когда по одному цветку несет каждый. Здесь все правильно. Учителям очень нужны букеты, но ведь можно не покупать дорогие розы. Я, например, обожаю астры, которые вырастили на даче, гладиолусы. На самом деле, важно, чтобы учитель, родители и дети были на одной волне по этому вопросу. Тогда праздник останется праздником, а те, кто ждёт помощи, получат ее», — уверена Галина Зыкова.
А насколько самим детям важна традиция в День знаний дарить учителю букет?
«Традиции бывают разные. Где-то вообще не принято дарить цветы учителям. Для многих в России за эти десять лет, традицией стало приходить на линейку с флажками и открытками, дарить меньше цветов и переводить деньги в поддержку благотворительных фондов.
И это хорошая традиция — есть день, когда можно поговорить с детьми о благотворительности, о том, что бывают люди, которым живется сложнее и мы можем с ними делиться. Мне эта традиция очень нравится»,
— говорит Елена Иванова, учительница начальных классов в Ленинградской области, ее класс помогает благотворительной организации «Перспективы».
«Здесь, думаю, важно другое. Важно показать ребёнку, что традиции — это хорошо. Объяснить ребёнку, что подарить букет — это знак внимания. И главное: важно не какой букет, это может быть и один цветок, а то внимание и уважение, которые ребёнок окажет педагогу. А ещё важный момент, который необходимо донести ребёнку, что букет (цветок) должен быть от души, а не потому что надо», — говорит Диля Безносова, мама ребёнка-участника акции «Дети вместо цветов» из города Кемерово.
«В моём классе 1 сентября была акция “Дети вместо цветов”. Я узнала, что в Краснодаре живёт девочка Ксюша, которая болеет, она не может ходить. Мы смогли ей помочь — купили классную коляску. Я бы хотела с ней познакомиться! А ещё я решила, что когда вырасту стану фотографом — буду снимать редких животных и показывать, что их нужно защищать!», — говорит Лиза, ученица 3 класса, школа «Снегири», Москва, класс которой поддерживал фонд «Вера».
Часто говорят «Мой ребёнок идет в первый класс и я хочу, чтобы у него был красивый букет, а не один цветок».
«Конечно, день, когда ребенок идет в первый класс, является важным моментом в его жизни. Родители и школа всячески способствуют созданию особой праздничной атмосферы для первоклассников. В том числе одним из ярких атрибутов праздника является букет, который ученик подарит своему первому учителю. Возможно, это самый волнительный и вдохновляющий момент. Этим букетом дети передают надежду, волнение и радость, а родители — уважение и признание человеку, избравшему своим призванием быть учителем. По мере взросления детей традиция делиться букетом с учителем может быть изменена.
И акция «Дети вместо цветов» — это отличная альтернатива для учителя получить свою порцию доброго внимания.
По опыту общения с другими родителями я знаю, что кто-то заботится о том, чтоб каждый ребенок в классе в поддержку традиции приносил по одному цветку, из которых соберется общий букет, а кто-то организует вручение одного общего букета, купленного отдельно. Наверняка, у каждого из этих способов вручения цветов найдутся свои сторонники. 1 сентября — это день, который ассоциируется цветами, и для кого-то это является неизменным личным атрибутом праздника. А для кого-то это способ понять особый смысл акции — поделиться теплом и добротой не только с учителем, но и с тем, кто в этом нуждается», — рассуждает Валерия Гамулина, мама школьницы из города Королёв.
Нужны ли учителям цветы? Может, правда, важно получать 30 букетов раз в год?
«Думаю здесь всё зависит от того, какой педагог человек. Кому-то один букет в год в радость, а кому-то и тридцати букетов мало. На самом деле, педагог за год получает не один букет, по крайней мере наш. Мы дарим цветы и первого сентября, и в День учителя, и в день рождения, и 8 марта», — Диля Безносова, город Кемерово
«24 букета в один день — это слишком много. Унести их самостоятельно домой невозможно, половину всегда оставляла в классе, — рассказывает Дария Саввинова, учитель английского языка МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат», Сунтарский район, Республика Саха (Якутия).
В конце августа прошлого года я предложила детям и их родителям поучаствовать в акции «Дети вместо цветов», меня поддержали абсолютно все — никто в стороне не остался. 1 сентября мои ребятишки принесли по одному цветочку и сумму денег. Прошёл очень душевный и добрый классный час — я использовала материалы с сайта, мы посмотрели несколько роликов.
Отрадно то, что благодаря данной акции у нас зародилась идея добровольческой инициативы «24+1=25 добрых дел». Идея проекта — в течение учебного года принять участие в 25 благотворительных акциях или сделать 25 добрых дел. Почему 25? Ответ простой — 24 ученика и классный руководитель».
«По своему опыту обучения в школе скажу, что очень часто была свидетелем того, как множество букетов просто негде разместить в классе. Чтобы сохранить букеты, в ход шли не только вазы, но и различные ведра, что совершенно не добавляло эстетики, — вспоминает Валерия Гамулина.
— Гораздо приятнее осознавать, что твоё признание и уважение не завянет в ведре, а поможет кому-то, несмотря на болезнь или сложные обстоятельства, тоже пойти в школу.
В тематическом чате акции как в прошлом году, так и в этом, родители неоднократно обсуждали отношение учителя к данной акции. Есть родители, которые думают как бы не обидеть учителя, подарив ему не 30 букетов, а один. Пытаются узнать мнение учителя, согласовать с ним свое участие в акции. Подобные моменты вызывают у меня особое недоумение. Я считаю, что если человек хочет сделать доброе дело, он должен делать его, не озираясь на чье-то мнение, не дожидаясь одобрения или согласования.
Полагаю, что таким образом учителя и родители вместе воспитывают добрых и отзывчивых детей с открытыми сердцами».