Как у жителей петербургских стационарных социальных учреждений появляются добровольные индивидуальные помощники.

Так хочется, чтобы кто-то обращался лично к тебе. Пожалуй, даже не просто хочется, а очень нужно. Живёшь годами в большом замкнутом пространстве, которое не получается назвать домом, зато к нему очень подходит слово «помещение». Ты сюда помещён, вокруг тебя постоянно много народу, у тебя нет даже представления о том, что такое личная территория. С тобой и такими, как ты, работают люди, приходящие откуда-то извне. Но мало у кого из вас, обитателей помещения, получается завязать с кем-то из этих людей устойчивые личные отношения. 

Так протекает жизнь в интернатах для детей с различными нарушениями развития и в психоневрологических интернатах для взрослых. Сотрудники учреждения социальной защиты часто меняются, каждый из них занимается обслуживанием какой-то конкретной потребности человека, но не его развитием в целом. Но бывают исключения, когда к кому-то из людей, проживающих в интернате, приходит волонтёр, причем не просто приходит ко всем, а именно к одному, к нему. И не исчезаете через неделю или месяц. А регулярно, раз в месяц или раз в неделю, приходит общаться, слушать или помогать. 

«Добровольная индивидуальная помощь» (сокращенно ДИП – прим.редакции) – так называется программа Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Апельсин». С 2012 года сотрудники и волонтёры «Апельсина» помогают детям и молодым людям с тяжёлыми нарушениями развития в детском доме-интернате №4 в Павловске, психоневрологических интернатах №3 в Петергофе и №7 в Санкт-Петербурга.

«Наша организация создавалась для индивидуальной поддержки детей и взрослых, живущих в закрытых стационарных учреждениях, – рассказывает директор «Апельсина» Валерия Зорина, – и программа «ДИП» появилась с самого начала существования нашей организации – чтобы у ребят в интернатах появлялась связь с внешним миром, появлялись новые возможности для развития»

В команде «Апельсина» девять сотрудников и около шестидесяти волонтёров. Волонтёров организация находит в образовательных учреждениях, даёт объявления на своих страницах в соцсетях и рассылает объявления в городские паблики. Также приходят люди, которые узнали про «Апельсин» из публикаций в СМИ. Кроме программы ДИП у «Апельсина» есть проект сопровождаемого проживания, в котором участвуют дееспособные подопечные из ПНИ. «Апельсин» проводит групповые волонтёрские выезды в интернаты, чтобы проводить с подопечными развивающие и творческие занятия, выходить с ними на прогулки,  выездные мероприятия для подопечных и летний лагерь «Школа самостоятельной жизни». 

Есть у «Апельсина» и проект сопровождаемого проживания, который помогает дееспособным взрослым людям приспособиться к жизни вне стен ПНИ. Это и юридическая поддержка, и помощь в доступе к образовательным услугам, помощь в трудоустройстве. Для такой помощи нужны не только специалисты, но и особо заинтересованный человек рядом. Таким человеком, вовлечённым в жизнь подопечного, становится его индивидуальный помощник.

«Без симпатии пара не сложится»

В стационарных учреждениях одна из основных проблем — большое количество проживающих и нехватка ухаживающего персонала. Валерия Зорина рассказывает: «Когда у человека, живущего в детском или взрослом интернате, появляется человек, которому он важен, к этому подопечному меняется отношение и у сотрудников учреждения. Приходя в интернат к конкретному человеку, наш «ДИП» транслирует окружающим: важно то, в каком  эмоциональном состоянии подопечный, важно то, как он выглядит, например». 

Волонтёр «Апельсина» не сразу становится чьим-то индивидуальным помощником – сначала он ездит в интернат и участвует в общих мероприятиях, которые организация проводит с живущими там детьми или взрослыми. Как говорит Валерия, «нужны месяц или два для того, чтобы человек присмотрелся к нашей работе, а мы присмотрелись к нему». В процессе волонтёр узнает о подопечных, особенностях общения с ребёнком или взрослым, помощи в перемещении — то есть базовой информацией, которую нужно знать для регулярного общения с людьми, имеющими множественные нарушения. 

В первую очередь сотрудники «Апельсина» стараются найти индивидуального помощника тем своим подопечным, у которых видна особая потребность в эмоциональной поддержке, а также есть проблемы в отношениях с персоналом учреждения, с соседями по отделению. 

Но, конечно, добровольного индивидуального помощника подопечному не просто назначают — сначала у людей должна возникнуть взаимная симпатия, без неё пара «ДИП – подопечный» не сложится. 

Андрей, Сергей и Анна

Студент Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Андрей Лейтан пришёл в «Апельсин» осенью 2021 года. Про организацию он узнал на одном из занятий от преподавателя. Директор «Апельсина» Валерия Зорина – сама тоже выпускница СПбГИПСР. До этого Андрей волонтёрством не занимался, но когда узнал о программе «ДИП», захотел принять в ней участие. Ему очень понравилась идея — помочь жителю интерната найти друга из внешнего мира, который привнесёт в его жизнь новые краски.

В марте прошлого года Андрей стал индивидуальным помощником у Сергея из детского дома, а в августе – у Анны из взрослого интерната (имена подопечных изменены). «Почему именно Серёжа стал моим подопечным, вопрос сложный, – говорит Андрей. – Но думаю, правильным будет ответ, что мы с ним на невербальном уровне, на уровне эмоций поймали какую-то общую волну, установили связь и стараемся её поддерживать. С Аней я познакомился в летнем лагере, который устраивал «Апельсин» для ребят из ДДИ и ПНИ. Мы выехали на базу отдыха. После летнего лагеря я стал больше общаться с подопечными ПНИ для взрослых, так как нашёл и здесь близких себе людей, которым даю энергию и которые дают её мне. Так я стал ДИПом Ани». Один волонтёр может стать индивидуальным помощником не более чем двоих ребят из интернатов. 

Нонна и Лена

Нонна Василенко — волонтёр с большим стажем. До того, как прийти в «Апельсин», она помогала приюту для животных «Ржевка». По первой специальности Нонна дефектолог, по второй — инженер противопожарной безопасности, по третьей – кризисный психолог. Все эти профессии, как она полагает, повлияли на её желание помогать. Но главный стимул для Нонны — христианская вера. 

Со своей подопечной Еленой Нонна познакомилась 8 лет назад, когда та ещё жила в ПНИ №7: «Наша группа волонтёров занималась с ребятами в интернате природоведением, декоративно-прикладным искусством, — рассказывает Нонна. — На этих занятиях я и познакомилась с Леной, стала с ней более тесно общаться. Лена — многократная чемпионка России по беговым лыжам среди инвалидов. Я тоже очень люблю лыжи. И мы на этой спортивной теме с ней сблизились. Мне очень понравилась её физическая активность и то, что она всегда готова прийти на помощь, доброжелательная, улыбающаяся, неконфликтная». 

В договоре, который индивидуальный помощник заключает с организацией «Апельсин», прописано, что он должен приезжать к подопечному не реже раза в месяц. Но, как правило, волонтёры ездят чаще — кто-то даже раз в неделю. Индивидуальный помощник и подопечный ближе узнают друг друга, волонтёр глубже вникает в потребности подопечного. Вместе с сотрудниками «Апельсина» индивидуальный помощник составляет для подопечного индивидуальную стратегию развития по улучшению качества жизни. 

«Мы ставим ДИПу задачи на год, — говорит Валерия Зорина, — Приведу вымышленную ситуацию, но суть такая: мы знаем, что подопечному Семёну важно, чтобы с ним регулярно гуляли. И у нас есть волонтёр Иван, который может приезжать к Семёну раз в неделю в течение года. Мы заключаем с Иваном договор, решаем, что он будет приезжать не реже двух раз в месяц, гулять с Семёном. А ещё рассказываем Ивану, что Семён любит играть в такую-то игру. Также просим по возможности подключаться к групповым занятиям. То есть мы стараемся сделать более предметным то, что должен делать волонтёр. И подопечному мы даём понять, что волонтёр будет приезжать к нему для конкретных дел: “Приедет Иван, и вы будете делать то-то и то-то вместе”. Так мы обозначаем границы. Но это если речь идёт о подопечном, который говорит или, во всяком случае, способен осознать такие вещи».

Конечно, характер взаимодействия волонтёров и их подопечных напрямую зависит от особенностей диагноза. Но контакт возможен в любом случае. «Серёже около 16 лет. Он не говорит, только вокализирует – “о”, “а”, “у” и так далее, — рассказывает Андрей Лейтан, — Наше с ним общение в основном проходит через прикосновения. Словами свои действия сопровождаю я, а Серёжа передаёт информацию при помощи движений и звуков. Наш с ним день проходит так: сначала мы, волонтёры, общаемся с воспитателем, берём ребят и проводим различные мероприятия — участвуем в музыкальных представлениях, играем с игрушками, например, складываем паззлы, рисуем, занимаемся физкультурой, просто общаемся.

Ане 34 года. Она может произносить всего несколько определённых фраз, но понимает она многое. Когда спрашиваешь у неё про её настроение, самочувствие, пожелания, она может ответить. Меня она воспринимает как товарища, друга, с которым можно поговорить, поделиться своими эмоциями, посидеть, погулять. Как и с любым человеком — при общении возникают какие-то особенности, появляются общие воспоминания, какие-то свои шутки. Когда лучше друг друга узнаём, появляются общие интересы. Если нет возможности выйти на улицу, то мы занимаемся различной творческой деятельностью — рисуем, мастерим поделки. Например, недавно мы рисовали соками настоящих фруктов — такая необычная методика. Я рассказываю Ане что-то о своей жизни, делюсь впечатлениями. И к Серёже, и к Ане стараюсь ездить два-три раза в месяц. Как правило, в ДДИ езжу по субботам, а в ПНИ — по воскресеньям». 

Официально Нонна Василенко стала индивидуальным помощником Елены в 2020 году, когда та переехала из ПНИ в только что открытую «Апельсином» квартиру сопровождаемого проживания. Сейчас Елене 43 года. Приходя в квартиру, Нонна, конечно, общалась со всеми ребятами – учила их готовить обед, расплачиваться за покупки в магазине и так далее. Но Елене она уже стала уделять особенное внимание. 

«Мы с Леной друг для друга стали очень важными людьми, – признаётся Нонна, – Леночка прошла обучение во Всеволожске в Мультицентре социальной и трудовой интеграции по специальности “посудомойка”. Я помогала ей готовиться к экзаменам, и экзамены она сдала хорошо. Но сначала на работу она устроилась уборщицей. Она очень трудолюбивый человек, и её очень хвалили. Из квартиры сопровождаемого проживания по договорённости с руководством “Апельсина” я уже могу брать Лену к себе домой. То есть началась её интеграция в нашу семью. А ведь Лена – человек, который не знает, как устроена жизнь в семье. Она приезжает к нам на выходные. 

Первый раз я Лену взяла к нам на новогодние праздники. Она отреагировала очень положительно. А страха у нее не было. До этого я рассказывала ей про семью, ей было очень интересно, меня она уже много лет знала, поэтому к нам в гости она с удовольствием пошла. 3 января у Лены День рождения. Мы отметили Новый год, а потом Лена первый раз в жизни отмечала День рождения в семье. А теперь у нас это добрая традиция. И каждый раз она так сядет, немножко отвернётся, и у неё катится слеза. Я спрашиваю: “Лена, что случилось?” Она: “Это я от счастья плачу”. Конечно, никогда такой близости ни с кем у неё не было». 

Люди остаются друзьями

Результаты работы индивидуального помощника сотрудники «Апельсина» оценивают в зависимости от того, какие цели были поставлены перед вступлением волонтёра в эту роль. Валерия описывает это так: «Вновь приведу для примера гипотетическую ситуацию: для подопечного Кирилла было важно больше вовлекаться в групповые занятия, так как раньше он их избегал, боялся. У него появился ДИП Павел, которому была поставлена задача помогать Кириллу, присутствовать с ним на групповых занятиях в выходные дни, подсказывать ему, что там надо делать и так далее. Через какое-то время мы смотрим, как Кирилл реагирует на работу ДИПа, стал ли спокойнее себя чувствовать. Бывают ситуации более сложные, например, когда волонтёр решает какой-то юридический вопрос подопечного – помогает писать какие-то письма, участвовать в судебных заседаниях. И тут мы тоже смотрим на результат, на то, насколько человек был активен».

Но не всё прописано в инструкциях. Да это и не нужно – ведь программа «ДИП» создана в первую очередь ради живых человеческих отношений. «После того, как Лена стала бывать в нашей семье, у неё происходят интересные изменения, — говорит Нонна, — Раньше ей что-то дарили, а теперь она сама научилась дарить. Когда приезжает к нам, старается что-нибудь привезти – например, игрушку Ярославу, моему внуку. Лена любит общаться с моим внуком. Она раньше никогда не видела близко маленьких детей. Представляете, как она удивилась, когда первый раз увидела младенца! Подходила к нему, трогала его и спрашивала у нас: “Это живой ребёнок? Это вот такие дети рождаются?” Старший внук долгое время жил со мной, так как моя дочь лежала на сохранении со вторым ребёнком. Лена, приходя к нам в семью, и помогала мне, и воспитывала его. Она с Ярославом очень хорошо ладит, они вместе играют, она по слогам читает ему книги. Внук подрастает. Мы вместе ходим в храм с ним и с Леной».

«Я с Нонной давно дружу, — рассказывает Елена, — Мы встречаемся, если в воскресенье, то в церковь заходим. А ещё к кошечкам заезжаем в приют “Ржевка”, в бассейн ездим, на даче ягоды собираем. Зимой ездили кататься на горных лыжах и на обычных. Ещё мы ездили в “Упсала-цирк”, там люди выступали, устраивала это организация “Перспективы”»

Когда в квартиру «Апельсина» должна была заезжать следующая группа жителей, Нонна обратилась в Мультицентр, где училась Елена, так как у этой организации тоже есть проект сопровождаемого проживания: «Может быть, это пути Господни, но как раз когда я позвонила, у них освободилось место, – вспоминает Нонна. – В Мультицентре Лену помнили, знали, что она ответственный человек, и приняли её. Работу ей нашли поближе к новому дому — она сейчас работает по своей специальности, то есть посудомойкой в санатории. Но и “Апельсин” не теряет с ней связь, мы часто общаемся всей командой». 

В доме сопровождаемого проживания Мультицентра Елена будет жить постоянно, пока не получит квартиру. Как сироте, государство ей должно предоставить жильё, но ждать этого, вероятно, придётся несколько лет. «У Лены большая путаница в документах, ведь с этим долгие годы никто не разбирался, – поясняет Нонна, – сейчас с этой проблемой работает юрист “Апельсина”». 

Для Андрея его подопечные Сергей и Анна также стали близкими людьми, дорогими друзьями. И он с удовольствием рассказывает о переменах, которые произошли у них за это время: «Аня стала более активной. Всё-таки мы делаем зарядку и стараемся по возможности больше ходить. И ещё она стала более коммуникабельной, хотя и раньше она любила общаться. Например, сначала я первым здоровался, а через несколько месяцев Аня стала перехватывать эту инициативу. В начале нашего общения я задавал ей вопросы, которые требуют ответа “да” или “нет”. Например: “Аня, у тебя сегодня хорошее настроение?” Она говорит: “Да”. Спустя несколько месяцев я стал задавать вопросы более сложные: “Аня, у тебя сегодня какое настроение?” А она отвечает: “У меня сегодня настроение хорошее”. То есть она стала общаться более сложными предложениями. Это я считаю одной из самых больших наших с Аней побед. А с Сергеем нашей общей победой можно назвать сформировавшееся доверие, как таковое. Всё-таки многие процессы в нашем с ним общении идут очень медленно».

Когда Сергея переведут в интернат для взрослых, Андрей собирается сопровождать его и там. Поддержка в новой среде важна для любого человека. Но вообще «Апельсин» заключает договор с волонтёром на год, а перед заключением договора сотрудники стараются убедиться, что в течение ближайшего года волонтёр не планирует какую-то глобальную перемену в своей жизни, из-за которой он будет вынужден выйти из проекта.

По словам Валерии, волонтёры в течение года участвуют в супервизиях, им дают возможность обсудить и помогают решить проблемы, возникающие в ходе работы. Если ближе к концу года волонтёр даёт понять, что всё-таки завершает эту свою деятельность, то организация приветствует его участие в поиске нового индивидуального помощника для своего подопечного. Однако, как правило, волонтёры остаются надолго, очень редко бывает, что кто-то совсем прекращает свою деятельность в организации и пропадает из виду. Многие волонтёры остаются с подопечными на связи, даже если какой-то важный этап в жизни подопечного пройден. То есть люди остаются друзьями. 

Валерия вспоминают историю девушки-волонтёр, которая в связи с семейными обстоятельствами уезжала на несколько лет в другую страну, а перед пандемией вернулась и первым делом поехала в интернат к подопечному. «Но из-за пандемии она застряла в России и всё это время регулярно подопечного навещала, – рассказывает Валерия. – Потом она снова уехала. Теперь связь у нас поддерживается таким образом: или волонтёр нам пишет, спрашивает, как дела, или мы для волонтёра записываем видео-привет от подопечного».

На сегодняшний день у «Апельсина» 22 пары «ДИП – подопечный». Работа устроена так, чтобы волонтёр четко знал свои задачи и не был перегружен ответственностью, и в то же время для подопечного стараются представлять волонтёра так, чтобы не было завышенных ожиданий. Это помогает поддерживать определённый баланс в общении со столь сложной категорией, как жители ДДИ и ПНИ, при этом не мешает в благоприятных ситуациях развитию более глубоких отношений между людьми. 

Недавно в закон «О психиатрической помощи» были внесены поправки, против которых выступили 75 российских НКО и около 40 000 жителей нашей страны. О том, чем опасны эти поправки, сказано в публичном поле и в кулуарах. Валерия Зорина допускает, что из-за формулировок, которые используются в этих поправках, «Апельсин» может столкнуться со сложностями в работе с подопечными, проживающими в интернатах. И добавляет: «С интернатами, с которыми мы сотрудничаем, у нас налажены неплохие отношения, нам сложно представить, что администрация не будет идти навстречу, если зайдёт речь о пользе для подопечного, например, в случае выезда за пределы интерната, короткого или более продолжительного. Так, сейчас 9 наших подопечных находятся в выездном летнем лагере “Школа самостоятельной жизни”. При организации выезда все интернаты, из которых поехали ребята, отнеслись положительно и помогли в короткие сроки согласовать выезд. Они сами понимают, что для проживающих такой отдых полезен».


Вы можете помочь организации “Апельсин” продолжать работать и поддерживать своих подопечных. Организации прежде всего нужны средства на административные расходы и зарплаты координаторов, которые курируют волонтеров и подопечных, это около 450 тысяч рублей в месяц.