9 декабря 2021 ушла из жизни директор Благотворительного фонда Константина Хабенского — Алёна Мешкова. Алёна, по словам многочисленных коллег из некоммерческого сектора, оказала очень значительное влияние и сделала фонд, в котором проработала 9 лет.

«Фонд продолжит свою работу, дело, которому Алена посвятила последние девять лет своей жизни. Именно благодаря ей фонд стал таким — большим, масштабным проектом, которому доверяют и уважают», — говорят коллеги Алёны из команды Благотворительного фонда Константина Хабенского.

Алёна Мешкова окончила Финансовую академию при правительстве РФ. В начале 2000-х работала в медиа — продюсером на «Нашем радио» и Первом канале. Мешкова также работала в оргкомитете зимних Олимпийских игр в Сочи и в департаменте культуры Москвы. В 2013 году Алёна Мешкова возглавила благотворительный фонд Константина Хабенского, который помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного и спинного мозга.

«Журнал о благотворительности» вспоминает разные интервью, где Алёна Мешкова рассуждает про развитие некоммерческого сектора, доверие и желание помогать.

Алёна Мешкова. Фото: Ефим Эрихман

О личном опыте 

Я начинала с волонтерства. Познакомилась с Верой Васильевной Миллионщиковой и с Нютой Федермессер еще до того, как был создан фонд «Вера», в первом московском хосписе с ними и Лизой Глинкой делала какие-то волонтерские проекты. А в конце 2012 года начала задумываться о работе в некоммерческом секторе. В это же время Гор Нахапетян (соучредитель фонда «Друзья» — прим.ред,), с которым мы иногда пересекались, неожиданно предложил мне пойти перезапускать фонд Константина Хабенского. Я долго сомневалась, но в итоге решила попробовать.

О социальных изменениях

Перед тем, как прийти в Фонд, я занималась «перезапуском» московских парков в Департаменте культуры. Там очень ясно видишь, как благодаря твоей работе многое в обществе меняется. Это еще не так близко к благотворительности, но ты видишь социальные изменения, отдачу, и это вдохновляет. Когда удалось полностью поменять настроение парка Горького, его социум, я очень четко осознала, что хочу заниматься работой, связанной именно с социальными изменениями.

Мне кажется, что в нашей стране сегодня благотворительность — это та сфера, где можешь стать частью этих изменений к лучшему.

О целях в благотворительности

Главная задача бизнеса — реализовывать проекты и получать прибыль. В НКО примерно все то же самое, просто цели более благородные. В НКО работают более увлеченные люди, здесь гораздо меньше бюрократии, чем в больших компаниях. Можно пробовать что-то новое, передовое, эффективное. Разные люди с готовностью присоединяются к хорошим делам.

О простой помощи

Я всегда говорю о том, что помогать так же просто, как почистить зубы. Чистить зубы – это наша повседневная необходимость, это не амбиция. Эта цитата как раз о том, что помогать просто, помогать необходимо, помогать можно на ежедневной основе.

О команде

Я в первую очередь обращаю внимание на желание человека работать, его профессиональные качества и, наверное, на его стремление работать именно в нашей команде. Именно поэтому каждый сотрудник фонда — большая находка и классный специалист.

О людях 

Новые данные, поступающие каждый день, подрядчики pro bono, двигающие ваши проекты на второе место, ограниченность ресурсов — не каждый готов к такому режиму работы. И это нормально: могу с уверенностью сказать, что в итоге с нами остаются самые сильные, смелые и ловкие — из таких людей и состоит сегодня команда фонда.

Для инициативных людей, которые чувствуют в себе силы быть «человеком-оркестром», быстро переключаться между задачами и оставаться при этом эффективным специалистом с холодной головой, работа в благотворительности может показаться очень комфортной.

О доверии

Я считаю, что в России очень отзывчивые люди вне зависимости от их достатка. Безусловно, существует определенный уровень недоверия к благотворительным фондам, но он нисколько не выше, чем уровень общей такой настороженности — недоверия к незнакомым людям, представителям власти и т.д.

О фандрайзинге

Если говорить о фандрайзинге, то мы стараемся выстраивать устойчивую модель: опираться не только на частные небольшие пожертвования, не только на крупных благотворителей, не только на коммерческие компании, а стараемся, чтобы все могли помогать фонду, и всем это было интересно и удобно. Мы же с вами живем в сложнопрогнозируемое экономическое время, и фонд, имея обязательства перед подопечными, не может себе позволить оставить их без помощи из-за каких-то экономических изменений.

О компетенциях в благотворительности

Одна из очень нужных компетенций, которой часто не хватает сотрудникам некоммерческих организаций, — это умение привлечь внешних экспертов и далее взаимодействовать с ними долгосрочно, чтобы их помощь не была разовой. Есть специалисты из других областей, чьи компетенции могли бы быть полезны фондам, важно, чтобы между ними и НКО создавались устойчивые связи. Эксперты из крупных компаний, например, могут быть подкованы в корпоративном праве, аудите. На начальном этапе партнерства им приходится погружаться в специфику нашей отрасли. НКО тоже тратят на это много ресурсов, получают услугу и часто, не сумев вовлечь такого эксперта в долгосрочную историю, теряют его, чтобы через какое-то время искать нового и вновь тратить ресурсы. Это не эффективно.

О будущем фонда

Когда меня спрашивают про глобальные цели, я всегда отвечаю, что очень хочу, чтобы настал тот момент, когда все те задачи и проблемы, которыми занимается фонд, будут решены. Тогда мы сможем заниматься сайд-проектами по поддержке заболевших людей, по систематизации знаний и получению и передаче успешных опытов лечения. Но думаю, что в ближайшее время это пока будет только мечтой.

Цитаты из интервью Агентству социальной информации, сайтам Милосердие.ру, Правмир.ру и др.