Недавно прозвенели последние звонки в школах, вузах и ссузах. Тысячи молодых людей оказались на пороге другой, новой жизни и ощутили, что проходят через непростой процесс — взросления. Именно врозление стало главной темой форума «Вместе с детьми: путешествие за горизонт». Форум прошел 5 июня по инициативе благотворительного фонда «Абсолют—Помощь».
В форуме приняли участие двадцать НКО из девяти городов, представили результаты всероссийского опроса о том, что помогает и что вызывает сложности в процессе взросления, и обсудили, как помочь детям преодолеть страхи и барьеры, чтобы они смогли уверенно шагнуть в самостоятельную жизнь. При этом во всех дискуссиях наравне со взрослыми специалистами приняли участие дети и молодые взрослые. Среди них были также люди с особенностями развития и опытом сиротства — подопечные различных фондов.
В материале «Журнала о благотворительности» — самые интересные результаты опроса и выводы участников форума.


«Не бойтесь ошибок и не сравнивайте себя с другими»
Исследование «Взросление: опасения и возможности» в 2025 году провели команды фонда «Абсолют—Помощь», образовательной платформой Учи.ру, «Пушкинский.Ю» (молодежного направления музея им. А.С. Пушкина) при поддержке организации «Эволюция и филантропия». В опросе приняли участие 3,5 тысячи человек: дети и молодые взрослые, родители и специалисты.
Прежде всего участников исследования спросили, с чем у них ассоциируется слово «взросление». Среди детей, родителей и специалистов самыми популярными ответами стали «самостоятельность» и «ответственность». При этом взрослые выделили также вариант «ум/знания», а дети — работа/карьера.
Другой вопрос касался чувств по поводу взросления. Самым популярным ответом среди детей стал «интерес» (63%). В остальном результаты разнятся у детей без инвалидности и растущих с родителями, и детей, находящимися в уязвимой ситуации: радость по поводу взросления среди первых испытывает 42%, а среди вторых — 31%.
То же самое касается родителей: 55% родителей чувствуют радость и 54% — тревогу, а среди воспитывающих детей в уязвимой ситуацию результаты другие — 46% испытывают интерес и 61% ощущает тревогу/растерянность.
«Мы помогаем детям, оставшимся без попечения родителей, и такие результаты опроса для нас ожидаемы, — комментирует директор центра „Акварель“ Марина Ушакова. — У этих ребят не так сильно выражен интерес к самостоятельной жизни в силу отсутствия благополучного родственного окружения и, возможно, негативного отношения общества к ним.
У них также больше тревоги, чем у „домашних“ детей. Однако у сирот сильнее желание скорее вырасти и покинуть строго регламентированную институциональную систему, поэтому они чаще ассоциируют взросление со свободой, независимостью.
А главный критерий взрослости для этих ребят — способность обеспечить себя, ведь они редко могут рассчитывать на помощь родных. В силу этого ребята с опытом сиротства часто стремятся справляться со всем сами, но я бы посоветовала им не бояться обращаться за помощью в профильные некоммерческие организации».
Что касается характеристик взрослого человека, то самыми популярными ответами стали: «самостоятельность», «умение брать на себя ответственность», «навык решать проблемы», также — «умение управлять своими эмоциями». Дети и родители кроме того выделили вариант «уверенность в себе». При этом респонденты до 18 лет отвечали «умение защищать свои границы» (22%) и «доброжелательность» (12%), а вот взрослые эти варианты не выделяли.
«Мы спросили и про помощь при взрослении. Тут самым популярным (37% у детей, 58% у родителей и 51% у специалистов) ответом стал “поддержка семьи”, — рассказывает исполнительный директор Благотворительного фонда “Абсолют—Помощь” Эльвира Гарифулина. — Интересно, что дети считают также друзей своей опорой (так ответили 28%), а вот взрослые это мнение не разделяют (этот вариант выбрали 5% и 4% родителей и специалистов соответственно). Дети также отвечали „уважение личных границ, мнения“ (28%), а взрослые — „опыт взаимодействия с разными людьми и ситуациями“ (40% родителей и 43% специалистов)».
Респондентов также попросили дать советы подросткам. Дети ответили: «не бойтесь ошибок», «учитесь брать ответственность за свои поступки», «учитесь планировать и ставить цели», «не сравнивайте себя с другими».
Ребята в уязвимом положении посоветовали «учиться, читать, развивать критическое мышление» и «быть смелее, не бояться, верить в себя». Родители этих детей также порекомендовали прислушиваться к советам старшим, а остальные мамы и папы — развивать самостоятельность во всем.
«Важно поддерживать подростков, которые хотят сделать мир лучше»
Младшие участники форума поделились своим опытом участия в других исследованиях. Например, некоторые из них приняли участие в школьном исследовании, которое проводил фонд «Дети ждут». У ребят спрашивали, как эффективнее построить работу семейной школы, которую открыл фонд «Детей ждут». Подростки рассказали, что волновались, боялись сказать что-то неуместное, но в итоге решились ответить — и это заставило их задуматься о произошедших в них за время учебы переменах, понять что-то новое о себе и своей учебе. Кроме того, ребят призвали сформулировать ценности школы — и детям было приятно, что взрослые поинтересовались их мнением и в будущем учтут его.
«Мы разбирали ответы, и оказалось, что у меня не одной какие-то проблемы. Еще было здорово вспомнить себя в разное время. Например, меня спросили, тревожусь ли я из-за оценок — я всегда думала, что нет, а тут поняла, что на самом деле тревожусь сильно, и теперь у меня появилась возможность что-то с этим сделать», — делится впечатлениями ученица школы «Детей ждут» Таня Иванова.
Подростки также представили на форуме исследования, которые они провели сами. Например, участники молодежного направление «Пушкинский Ю» разработали свой опрос, в нем приняли участие 359 человек. Их спросили, с чем у них ассоциируется слова «подростковый возраст» и «взрослость».
«Взрослость» у людей разного возраста ассоциируется с ответственностью, самостоятельностью, работой, деньгами, свободой. Ребята до 18 лет также отвечали «осознанность», — рассказывает участница «Пушкинский Ю» Екатерина Митягина. — А вот подростковый возраст дети ассоциируют с переменами, проблемами, люди 35-55 лет — с бунтом, протестом, непокорностью, молодые взрослые 18-35 лет — со свободой, бунтом, поиском. Получается, подростки и воспитывающие их взрослые мыслят примерно одинаково, а люди, которые недавно пережили переходный возраст, скорее романтизируют его«.
Ученики школы «Летово» Матвей Черненко и Ярослав Докунихин сами инициировали исследование о том, как должна меняться школа. Для этого молодые люди измеряли субъектность учеников — могут и хотят ли они преобразовать среду вокруг себя. Оказалось, что во внеакадемических активностях ученики хотели бы больше влияния, в академических — меньше, а участвовать в административных делах особого желания не выразили: их мнение все равно мало на что влияет, уверены ученики.
«Желание что-то менять, активно действовать мы выявили у 3-5% респондентов, то есть примерно у десяти человек, — говорит Матвей Черненко. — Мы уверены, что важна организация со стороны взрослых: любой школьной совет получает легитимность только при взаимодействии администрации с ним. Кроме того, для взрослых в целом важно поддерживать подростков, которые хотят сделать среду вокруг них лучше».


«Это та помощь, которая была мне нужна»
Подростки и молодые люди, участники форума, также поделились, с какими вызовами они сталкивались при подготовке к самостоятельной жизни и в чем они находили поддержку для себя в процессе взросления. Например, программы сопровождаемого трудоустройства «Абсолют—Помощь», молодые люди с инвалидностью, рассказали, как изменилась их жизнь благодаря работе в фонде.
Екатерина Колбина, член команды фонда «Абсолют—Помощь»: «Самое трудное при выходе на первую работу — ты не знаешь, справишься ли, какие люди будут рядом. Программы сопровождаемого трудоустройства — спасение: они оказывают помощь со сбором документов для трудоустройства, помогают тебе адаптироваться на рабочем месте. Здесь подбирают задания от простого к сложному, что позволяет поверить в себя, учитывают твои пожелания, что тоже важно.
Программа помогла мне социализироваться, расширить круг общения, начать приносить пользу обществу и зарабатывать самой, а не только получать пенсию по инвалидности. Я советую всем молодым людям относиться к первой работе как к приключению, увлекательному путешествию, интересному эксперименту — и у вас все получится».
Участники программ других фондов также поделились своими впечатлениями — как складывалось их сотрудничество с некоммерческими организациями и какую помощь получили они. Например, подопечная фонда «Дети наши» Галина Елисеенкова рассказала, как ей помог наставник — они подружились с волонтером Светланой, и это очень поддержало девушку. Наставница помогла Галине оформить документы для получения квартиры после выпуска из интерната и начать самостоятельную жизнь.
А участник проекта «Тут поймут» фонда «Солнечный город» Антон Гайдуков рассказал, как обратился в фонд в 20 лет — после шести лет зависимости от алкоголя и запрещенных веществ: «В 14 я стал буйным, неуправляемым подростком, начал пить и принимать. Кое-как я окончил школу, поступил в институт и на втором курсе узнал про „Тут поймут“. Благодаря этой программе я осознал свою проблему, мне подобрали консультанта по зависимости, и я узнал, как это — жить в трезвости. А с помощью соцпедагога и психолога я справился: научился навыкам самопомощи, и мне стало гораздо легче жить. Я трезв уже десять месяцев и очень благодарен фонду за это. Это та помощь, которая мне была нужна, и, если бы я получил ее раньше, избежал бы многих ошибок».
Важный ресурс для подростков и молодых людей на этапе взросления — искусство.
Ученики детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы» поделились своим опытом. В этой студии занимаются дети дружат, общаются, отвлекаются от учебы и повседневных проблем, играя в спектаклях и проявляя разные таланты. Театр развивает личностные качества, помогает детям и подросткам раскрыться, получить опыт публичных выступлений, уверены участники студии. Кроме того, творческая работа в коллективе учит взаимопомощи, развивает эмоциональность.
А участники проекта «Пушкинский Ю» рассказали, почему решили примкнуть к молодежному направлению. «Здесь мы учимся эмпатии, сбегаем от рутины и повседневности в другой, прекрасный мир. Музей может быть местом силы, ресурсом во взрослении, — сказал один из участников проекта. — Он знакомит людей со сложным искусством, которое обвиняют в непонятности. Но именно такое искусство учит нас размышлять, развивает вдумчивость, созерцательность в мире, где искусственный интеллект может мгновенно дать ответ на любой вопрос».
До 29 июня 2025 года благотворительный фонд «Абсолют—Помощь» ждет предложений о том, что надо делать взрослым, чтобы голос ребенка был услышан. Присылайте их на help@absolute-help.ru. По итогам форума и полученных ответов фонд составит резолюцию, которая будет доступна на сайте «Абсолют—Помощь».