В день рождения российского такси рассказываем: почему одни такси желтые, а другие нет, какие водители самые вежливые и как наши подопечные пользуются такси бесплатно.

В конце мая 2025-го в Москве совпали: настоящая летняя жара, начало каникул и сезона отпусков, ежедневная отмена рейсов в аэропортах и ремонт дорог и длиннющие пробки перед всеми главными вокзалами. Вот идеальные условия для теста «Яндекс Go + подопечные фонда» — подумали мы и договорились встретиться в 7 утра на Казанском вокзале.

— Настя, а давайте вызовем машину заранее, пока мы еще на платформе? Перед вокзалом большая пробка, да и по вашему тарифу водитель наверняка найдется не сразу, — говорим мы с фотографом маме сонного Миши Кушнир, который никак не может проснуться после ночи в поезде. Настя с четырехлетним сыном, рюкзаком и планом очередного обследования приехала в московскую клинику из Ростова-на-Дону. Но добираться туда она будет не с пересадками и в толпе на метро, а на бесплатном такси.

Телефон немедленно дзынькает.

— Неожиданно, но машина будет уже через три минуты! — говорит Настя, подхватывая сонного малыша на руки. Мы выходим с Казанского на специальную парковку перед вокзалом, обсуждая, что такси по «Детскому» тарифу в Москве обычно приезжают быстрее, чем в большинстве городов, где работает программа.

Один из самых востребованных видов помощи, которую предоставляет своим подопечным с тяжелыми диагнозами фонд «АиФ. Доброе сердце» — это бесплатные поездки на такси. 

Благодаря совместному проекту с фондом Яндекса «Помощь рядом» уже 2,5 года эта услуга доступна семьям, которым мы помогаем (заказать поездку можно во всех городах, где работает Яндекс Go — даже в самых маленьких городах и селах). 

В день написания этого текста среди подопечных «АиФ. Доброе сердце» уже 82 подопечных в 43 городах регулярно пользуются услугами бесплатных поездок в Яндекс Go

От Москвы до Адлера, от Тюмени до Кинешмы, от Сызрани до Сыктывкара!

Настя Кушнир сама узнала о том, что ее сыну с инвалидностью можно пользоваться такси бесплатно, всего полтора года назад — от таксиста, который сразу посоветовал ей подать заявку в эту программу. Несколько фондов ей отказали, а вот «АиФ. Доброе сердце» — взял, даже несмотря на то, что Миша не был в программе нашей адресной помощи.

— У нас индивидуальный подход! — гордо говорим мы. Настя соглашается и передает отдельный привет куратору программы в фонде — Маше Истоминой. Хотя большинство семей после регистрации в программе сами вызывают машину через обычное приложение Яндекс Go,  но остальные проблемы или нестандартные ситуации куратор программы решает в ручном режиме. Например, может согласовать нестандартную цель поездки, очень важную для семьи. Стандартные — это в больницу, на вокзал, в аэропорт, на реабилитацию. Но ведь бывают еще соревнования по кибатлетике/ выступления на концертах/ экзамены в школе или возможность навестить в зоопарке слона и любимого медведя. Жизнь не должна ограничиваться четырьмя  стенами ни при каком диагнозе — даже у самых маленьких. Поэтому Маша помнит всех подопечных программы (даже тех,  которые ездили 1-2 раза) и радуется отчетам, которые они присылают про свои поездки (и, часто, адресованные лично ей благодарные отзывы).

Вот и сейчас, в 7.30 утра — от нее сообщения: «Все в порядке? Встретились? Не нужно помочь с машиной?»

Случайность ли, что куратор программы такси в нашем фонде родилась 22 марта —  в Международный день таксиста? Мы точно не знаем, но считаем, что совпали эти 2 даты очень удачно — и для фонда, и для подопечных программы.

«Огромная благодарность Яндекс Go и фонду «Помощь рядом». Такси очень сильно выручает в поездках с сыном в больницы. Большая экономия времени, защита от инфекций и вирусов в  общественных местах (с нашим заболеванием легко подцепить что угодно). Поездки всегда комфортные и безопасные! Отдельное спасибо Марии, которая на протяжении уже двух лет помогает нам в этом. Благодарны всем, кто причастен в этой благотворительности». (Ольга Серегина, мама Серегина Максима — муковисцидоз, 18 лет, г. Москва)

КТО ЗАКАЗЫВАЛ ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ДО ДУБРОВКИ?

22 марта 1907 года на улицы Лондона, обгоняя конные повозки, выехали первые автомобили с таксометрами — так началась история современного такси. В России первые «таксомоторы» появились тоже в 1907 году, а к 1912 году московский таксопарк насчитывал уже 230 машин! Но после революции 1917 года вся работа была приостановлена почти на 8 лет. И лишь 21 июня 1925 года на столичные улицы выехали новенькие черные французские «Рено». В семь часов утра 30 машин распределились по специально обозначенным стоянкам-«биржам» или ждали вызова по телефону в гараже 2-го Дьяковского переулка. Этот момент даже описали в «Золотом теленке» Ильф и Петров, а через несколько дней такси было уже невозможно заказать — такой начался ажиотаж. С тех пор 21 июня считается днем рождения современного российского такси. ​

«Я — мама особенного сына с инвалидностью. Ребенок растет и становиться сложнее добираться на различные приемы и занятия в общественном транспорте, учитывая, что мы живем на окраине города. Вы помогаете нам сокращать расстояние и беречь драгоценное время, добираться на вокзал и реабилитацию с комфортом. Все водители доброжелательно настроены, поддерживали Тимошу при посадке или высадке из машины, могли помочь пристегнуть в кресле, сложить коляску и убрать в багажник. Спасибо большое – это действительно большая помощь для наших деток! (Саврасова Виктория, мама Тимофея — 5 лет, ДЦП, г. Самара)

«Я ПОШЕЛ СЮДА СОЗНАТЕЛЬНО»

Ограниченное время стоянки у вокзала никак не помешали нашему водителю аккуратно пристегнуть Мишу на детском сидении, проверить — удобно ли, безопасно ли? И согласиться на съемку и разговор по дороге в больницу, немного стесняясь от неожиданного внимания.

«Водители такси вежливые, учтивые и имеют опыт работы с людьми с ограниченными возможностями, что делает их идеальными партнерами для перевозки детей с особенностями. От всей души благодарим за такой проект и такую возможность для нас! Нам очень важна такая помощь, становится намного легче справляться с каждодневными трудностями. Водители всегда готовы помочь, беседуют и поддерживают нас, помогают открывать двери и даже предлагают помощь, чтобы дойти до машины. Спасибо большое всем за Вашу очень нужную работу, за Вашу доброту и милосердие». (родители Насти Гелета — 11 лет, ДЦП, г.Сыктывкар)

Ответы водителей, которые работают на тарифах «Детский» или «Специальный» (машины с подъемниками для пассажиров на инвалидных колясках) на вопрос «А почему именно этот тариф? Здесь же сложнее работать» часто бывают очень личные. Наш водитель не стал исключением: у самого ребенок с инвалидностью и сложным диагнозом, так что вдвойне понимает как родителям необходимо хотя бы немного выдохнуть в безопасном пространстве машины, доехать вовремя и спокойно; и как важно, когда никто не раздражается на плачущего или кричащего от боли или страха ребенка.

Пока мы ехали и разговаривали, то нашли и один минус среди больших плюсов московского изобилия машин по программе «Поездки и Доставка для НКО» фонда Яндекса «Помощь рядом». Дело в том, что в небольших городах нередко одни и те же таксисты приезжают к одним и тем же семьям. И уже на второй-третий раз — узнают, здороваются, запоминают детей по имени, спрашивают как дела и как идет лечение. Человеческое отношение в рабочей обстановке — это всегда личный выбор, и мы рады, что здесь работает так много неравнодушных водителей.

«Спасибо огромное за помощь с транспортом до реабилитационного центра и обратно! Моя дочь ездила на реабилитационные занятия в Пензе, которые очень важны для восстановления здоровья. Очень приятно, когда водители такси вежливые и способны помочь. Для мамы это очень огромная помощь!» (мама Косициной Валерии — ДЦП, 10 лет, г.Кашира)

Первые лондонские такси были зелеными и красными. Желтый цвет стал популярным двум конкурирующим американским компаниям (Нью-Йорк против Чикаго), которые перекрашивали свои автомобили в желтый, делая их более заметными на улицах. Сегодня цвета такси различаются по странам: в Лондоне они по-прежнему черные, в Германии и ОАЭ — кремовые, в Таиланде — розовые, в Сингапуре — голубые. ​В Советском Союзе самые первые машины в таксопарках были черными, серыми или красными.  Однако с 70-х годов тоже перешли на желтый — такую машину проще всего заметить ожидающему пассажиру в плотном трафике.  

РОСКОШЬ ПРОСТО ЖИТЬ

Мы наконец отпустили Настю с сыном к врачам, водителя — работать, и отправили Маше фотографии для отчета (регулярная отчетность и полная прозрачность услуг — тоже особенность программы) .

«Хотим сказать огромное спасибо фонду «АиФ. Доброе сердце» и Яндекс Go за помощь. У нас очень сложный ребенок, которому необходимо постоянное лечение и наблюдение не только в пределах нашего города, но и в Москве. Порой мы там ездим из больницы в больницу, а это очень большие и непосильные расходы для нашей семьи. На общественном транспорте я бы даже просто не справилась одна с ребенком и вещами, не говоря уже о слабом иммунитете Миши, который цепляет все вирусы. Другое дело — на такси: водители помогают с багажом, в машине комфортно, быстро доставят куда нужно. Спасибо огромное за эти поездки, они очень сильно облегчают нам жизнь, и что мы имеем возможность делать операции в Москве и ездить на обследования!» (Семья Миши Кушнир, Ростов-на-Дону).

А чуть позже мы узнали, что этим летом больше 2 000 автомобилей Яндекс Go тарифа «Детский» в городах-миллионниках будут ездить не желтыми, а разноцветными! На машины переведут рисунки детей-подопечных из фондов, которые помогают детям с тяжелыми заболеваниями, особенностями здоровья и развития или оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Увидите такую машину — обязательно вспомните как важно помогать тем, кто слабее и беззащитнее. И тогда ни для одной семьи с больным ребенком такси больше не будет недоступной роскошью. А будет возможностью просто жить.

Текст: Ксения Духова

Фото: Дарья Суханова