Благотворительный фонд «Социальный навигатор» представил новый рэнкинг благотворительных организаций РФ за 2024 год. Это уже пятый, юбилейный, рэнкинг «Социального навигатора», первый вышел в 2021 году. За это время он стал системным инструментом оценки открытости сектора.

Итоги «Рэнкинга-2024»

В рэнкинг за 2024 год вошли 11024 благотворительных организаций. Рэнкинг состоит из двух баз данных. Первая — это все официально зарегистрированные на территории Российской федерации благотворительные организации согласно текущему российскому законодательству (№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и\ добровольчестве»). А вторая база — это фонды с рейтинговыми показаниями, оценками по 4 ключевым критериям: открытость, социальная отчетность, финансовая отчетность и управление и риски. При рейтинговании организации получают от одной до четырех звезд, где 1 — минимальное значение, 4 — максимальное. 

В этом году 885 благотворительных организаций попали получили звезды, из них 130 — максимальные 4 звезды.

Лидерами по количеству зарегистрированных благотворительных организаций стали Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Краснодарский край.

Кроме того, в этом году фонд «Социальный навигатор» назвал самые «богатые» регионы по объему собранных средств среди благотворительных организаций. В топ-5 вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская и Челябинская области. Аккумулированный бюджет по Москве — 64 млрд рублей в 2024 года.

Топ-10: звезды рэнкинга

Главный фокус рэнкинга — прозрачность и информационная открытость деятельности благотворительных организаций. Рэнкинг не оценивает эффективность и качество работы организаций.

Каждый год рэнкинг выделяет топ-10 организаций с максимальным бюджетом и количеством звезд. В 2025 году в десятку лидеров вошли: БФ «Почет», БФ «ВТБ-Страна», БФ «Подари жизнь», БФ «Банк еды Русь», «Вклад в будущее», «Металлург», «Русфонд», «Детский мир», «Ак Барс Созидание» и «Фонд Константина Хабенского». 

Среди постоянных лидеров, вошедших в топ-10 пять лет подряд, — фонды «Подари жизнь», «Русфонд», «Металлург» и «Детский мир».

Кроме того, каждый год рэнкинг составляет топ-10 организаций с бюджетом менее 3 млн рублей. В этом году в него попали следующие организации — БФ «Люди будущего» (Москва), БФ «Благие дела» (Казань), БФ помощи больным с нервно-мышечными заболеваниями и их семьям «Лама» (Екатеринбург), БФ «Слышать жизнь» (Таганрог), фонд «Право матери» (Москва), БФ «СМА Сибирь» (Новосибирск), «Общество помощи лицам с расстройством аутистического спектра» (Пермь), фонд «Социальный навигатор» (Москва), «Краски жизни» (Рыбное, Рязанская область) и фонд «Исток жизни» (Санкт-Петербург).

Из десяти фондов только три московские, остальные — региональные.

«Мы не знаем, как работают некоторые из этих фондов, например, с фондом „Люди будущего“ никогда не сталкивались по работе, но вот то, что мы можем оценить, — это позиционирование. И это настоящий пример для всех организаций. Настолько четко, по-деловому все устроено, с технологическими решениями», — отмечает Татьяна Задирако.

Кроме того, Татьяна Задирако отметила БФ «Слышать жизнь» из Таганрога: «Обычно организации, работающие с темой СВО, крайне непрозрачные, но есть одно исключение — фонд „Слышать жизнь“, у них есть вся отчетность и в принципе прекрасно организована презентация работы».

Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь», тоже отмечает, что подборка организаций с небольшим бюджетом служит для них поддержкой.

«Для маленьких фондов с бюджетом до 3 млн рэнкинг — это возможность стать заметным, еще один стимул, чтобы развивать отчетность и соответствовать критериям прозрачности. Сейчас много молодых фондов, которые только начинают развиваться. И таким образом рэнкинг формирует новое поколение благотворительных организаций, для которых прозрачность будет важной ценностью. Это дает им возможность показать свой вклад и значимость», — добавила Анастасия Ложкина, директор АНО «Институт развития фандрайзинга».

Тенденции и вызовы сектора

Стабильность и инфраструктура

По данным «Социального навигатора», структура сектора остаётся стабильной: число благотворительных организаций колеблется в пределах 10,7–12,8 тысяч с 2021 года.

При этом количество организаций, которые получали звезды, — от 8 до 10 %, максимальное количеств звезды было 2021 году.

Доля фондов с четырьмя звёздами менялась от 15% (2021, 2022, 2023 и 2024 г.) до 24% (2020 г.).

Основные направления работы не меняются, лидерами остаются следующие темы — детство, помощь людям с инвалидностью, здравоохранение, экология и зоозащита. И это не меняется от года к году

Инфраструктурные организации  в этом списке занимают 11-е место. При этом появляются новые темы — помощь участникам СВО, работа с ветеранами, патриотическое воспитание, что требует от исследователей пересмотра подходов к оценке открытости.

Отчетность и закрытость сектора

По словам Татьяны Задирако, базы данных для парсинга становятся все менее доступными. «В этом году мы не смогли получить информацию от Министерства юстиции РФ. Кроме того, проблемы были с информацией на федеральных ресурсах», — отметила Татьяна.

Кроме того, сам факт того, что в рэнкинг со звездами попадают 8-10 процентов организаций и их количество не растет, означает, что остальные остаются закрытыми и не развивают свою отчетность и проявленность в секторе. «Мы про них ничего не можем сказать. Они зарегистрированы, существуют, возможно, работают, но это серая зона и повод для исследования», — говорит Татьяна Задирако.

Рэнкинг отмечает еще одно явление — что происходит трансформация формата прозрачности: годовые отчеты становятся меньше. Организации все менее активно готовят отчеты не годовые, основной их фокус — на подготовке отчетов в Минюст. «Минюст становится главным стейкхолдером», — уверена Татьяна Задирако.

Основа устойчивости сектора

Один из главных трендов, которые демонстрирует рэнкинг, — это выраженная устойчивость у фандрайзинговых фондов с четкой целевой аудиторией и опорой на частные пожертвования. По словам Татьяны Задирако, это «Подари жизнь», фонд Хабенского , «Русфонд» и другие частные фандрайзинговые организации.

Изменение коммуникационной модели

По данным рэнкинга, многие организации делают ставку на цифровые коммуникации и закрытые онлайн-сообщества. Организации все активнее используют соцсети — причем для небольших НКО чаще всего это единственная платформа для коммуникации с аудиторией. В их соцсетях можно найти все, что раньше было на сайте, — информацию о команде, учредителях, документы, отчеты и тд. Но для большинства это прежде всего как новостной канал.

Влияние темы СВО на благотворительную деятельность

У многих благотворительных организаций идут сборы пожертвований на СВО вне зависимости от того, что написано в уставе. Если раньше организации меняли устав и расширяли количество программ, то теперь просто добавляют новые сборы, даже если этой деятельности нет в уставе. При этом большинство организаций работающие с СВО, по-прежнему совершенно не прозрачные — невозможно найти информацию, ни кому помогли, ни сколько денег потратили.

Меньше шок-контента

Шок-контента стало меньше и он поменял содержание. «Когда мы начинали, были два источника неэтичного контента, — это зоозащитные организации и так называемые „аукционы детей“. Сейчас этого гораздо меньше, даже зоозащитные организации стали применять более корректную коммуникацию. Однако появилась новая целевая аудитория, с которой организации работают совершенно не этично, без уважения к достоинству человека. Это люди с зависимостями и бездомные люди», — добавляет Татьяна Задирако. Этим НКО советуют брать пример с более опытных организаций, работающих в этой сфере.

Развитие корпоративных фондов

По данным экспертов, впервые за годы создания рэнкинга семь из десяти лидеров — корпоративные фонды, и только три организации работают в формате публичного фандрайзинга.

«Раньше такого не было, — рассказывает Татьяна Задирако. — Выход на первый план корпоративных фондов — один из трендов сектора. Корпоративные фонды проявляют наибольшую устойчивость».

«В топ попадает много корпоративных фондов, — добавляет и Анастасия Ложкина. — Это заметный тренд, корпоративных фондов будет становиться больше, они будут развиваться быстрее остальных, потому что у них есть ресурс — в том числе ресурс на создание годового отчета. Кроме того, для них прозрачность и отчетность — важная часть корпоративной культуры бизнес-среды. Попадание в рэнкинг увеличивает их конкурентное преимущество».

Рэнкинг как инструмент развития сектора

«То, что мы видим в диапазоне 5 лет, рэнкинг нужен самим некоммерческим организациям прежде всего. Когда мы запускали рэнкинг, мы думали, что он может быть полезен и бизнесу, который работает с НКО, органам государственной власти и частным донорам. Но это была ошибка. Главная наша аудитория — сами НКО» — говорит Татьяна Задирако.

Эксперты отмечают, что рэнкинг стал инфраструктурным элементом благотворительного сектора.

По мнению Юлии Скоковой (Ver.Sia Lab), рейтинг повышает профессиональные стандарты и служит инструментом самооценки для НКО. «Устойчивость — в партнерствах, — сказала Юлия Скокова, — нам как исследователям интересна и дискуссия, и те тренды, которые каждый год выявляет рэнкинг».

«Мы рассматриваем рэнкинг как инструмент развития сектора и повышения доверия. Он помогает НКО осознать свои позиции, а донорам — принимать решения на основе проверенных данных», — говорит Татьяна Задирако.

Разговор с бизнесом на равных

Эксперты рэнкинга отметили, что главный вызов для благотворительных организаций — поиск финансирования.

«Наша основная целевая аудитория для фандрайзинга в следующем году — бизнес, — заявила Екатерина Шергова, директор фонда „Подари жизнь“. — А на что обращает внимание бизнес? На государство». Вывод Екатерины: бизнес смотрит на те организации, которые входят в список СО НКО, им это важно, кроме того, они получают налоговые льготы, это дополнительный бонус для доноров.

«Сейчас очень шаткий фандрайзинг, — добавила Анастасия Ложкина. — много капиталов сконцентрированы сейчас в банках и в секторе private-banking, они начинают инвестировать в социальные проекты, им нужны прозрачные платформы для принятия решений. А вот малый и средний бизнес я бы советовала сейчас не трогать, им будет сложно с нового года в связи с повышением НДС».

Анастасия Ложкина уверена, что для бизнеса рэнкинг понятный и доступный инструмент: «Люди из бизнеса очень любят задавать вопросы про отчетность и содержание, для тех, кто привлекает ресурсы, это реальный инструмент для выхода на аудиторию с основными капиталами».

Рэнкинг-2025

В 2026 году команда «Социального навигатора» планирует искать способы продолжать полноценный парсинг, то есть автоматизированный сбор и структурирование информации с сайтов при помощи специальных сервисов, несмотря на ограничения Минюста.

Еще одна важная задача для создателей рэнкинга — это поиск устойчивой модели работы.

«Рэнкинг должен стать устойчивым проектом, принадлежащим самому сектору, — говорит Татьяна Задирако. — Мы видим, что он уже стал частью профессиональной культуры и помогает организациям выстраивать отношения с донорами и обществом на основе доверия.

Поиск средств через гранты — это не устойчивая модель работа. Одна из идей — предложить благотворительным организациям совместно финансировать рэнкинг. Это даст НКО возможность присвоить себе инструмент для собственного развития, а рэнкингу обеспечит необходимую устойчивость».

«Мы очень ценим рэнкинг прежде всего потому, что его составители сами аккумулируют информацию, нам не нужно делать дополнительную работу или специальные отчеты, — добавила Екатерина Шергова. — Мы в принципе должны быть заинтересованы только в одном — чтобы о фонде было максимально подробно и точно написано в открытых источниках».

Все результаты и методологию рэнкинга БФ «Социальный навигатор» можно посмотреть на сайте.