В последние годы государственные и негосударственные грантовые программы поддерживают сотни творческих инициатив, которые формируют новую культурную повестку, развивают сообщества, влияют на облик и экономику регионов. Только Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) за четыре года существования профинансировал более 10 тысяч проектов, из которых 6 тысяч завершено к концу 2024 года.

Однако вместе с ростом активности возникает вопрос — как оценивать социокультурное и ценностное влияние творческих проектов на общество? Что именно считать результатом — аплодисменты, экономический эффект, изменение в сознании зрителей? Если в социальном секторе культура оценки влияния стала осознанным инструментом развития и частью системного подхода к деятельности, то в сфере искусства этот процесс все еще вызывает настороженность, непонимание или воспринимается как бюрократическая формальность.

В чем состоит трудность и особенность оценки влияния культурных инициатив и какие инструменты могут помочь проектам — на эти вопросы ответили участники открытой экспертной встречи «Яркие краски креативных индустрий: палитра влияния – в поиске новых подходов к оценке творческих проектов и партнерствам». Среди участников проекта и партнерской инициативы – Центр поддержки творческих и социально-культурных инициатив «Арт-Гелиос», Научно-исследовательский институт социальных систем при МГУ имени М.В. Ломоносова, АНО «Эволюция и филантропия», Фонд исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время» и др.

Проблемы оценки творческих проектов

В 2025 году Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) впервые приступил к системной оценке завершенных проектов, опираясь и трансформируя методику учредителя — Фонда президентских грантов. Первый заместитель генерального директора ПФКИ Игорь Соболев отметил, что та часть отчетности, которая посвящена оценке влияния, обычно является поверхностным комментированием результатов проекта, а не глубоким применением различных методов и подходов.

«Мы видим, что проникновение культуры оценки в творческое сообщество чрезвычайно низкое, — говорит Игорь Соболев. — Команды отчитываются цифрами: сколько мероприятий, сколько зрителей. Но эти цифры не отвечают на вопрос: какое реальное влияние проект оказал на людей, сообщество, культурную среду?».

ПФКИ провел среди грантополучателей исследование о мотивации и запросах в области оценки. Главный эксперт ПФКИ Ольга Федосеева, представившая результаты исследования, отметила, что творческие проекты не только формируют культурный код страны, но и являются ресурсом для развития человека и территорий. Не менее важно, что в работе с грантодающими организациями государство постепенно меняет свою роль — от роли государства-мецената к роли государства-инвестора.  

В исследовании приняли участие 268 команд из 2,5 тысяч приглашенных. Из ответов респондентов следует, что наиболее распространенный метод сбора данных для творческих команд — это наблюдение, второй по частоте использования — анкетирование. Наименее востребованные методы — фокус-группы и креативные методы оценки, что может быть связано с дефицитом экспертизы в данной сфере или ориентацией на количественные показатели.

Сложность измерения ценностного и социального влияния творческих проектов связана с рядом факторов. Основная проблема — отсутствие доступных и надежных методик, учитывающих все разнообразие культурных инициатив.

Организациям трудно подобрать способы оценки, которые были бы одновременно понятными для разных заинтересованных сторон, точными и не требовали значительных ресурсов. Татьяна Акимова, исполнительный директор регионального благотворительного фонда «Хорошие истории», отмечает: «Нужны простые методы оценки, так как у команд нет времени на сложные исследования». Пока не появятся инструменты, учитывающие специфику искусства, говорить о системном внедрении оценки рано: этот процесс требует тонкого выбора методов взаимодействия между проектом и его аудиторией.

Во-вторых, небольшие творческие команды часто работают на пределе своих возможностей — у них нет бюджета, чтобы привлекать специалистов по оценке, или нет мотивации, чтобы проходить дополнительное обучение. И, наконец, сохраняется страх, что любая попытка измерить творчество убьет его живую природу, превратит вдохновение в отчетную таблицу.

Как подчеркивает режиссер Никита Тихонов-Рау, в искусстве всегда существует несколько измерений: художественная эффективность, коммерческий результат и социальное влияние.

Но попытка «поженить» эти миры вызывает методологические сложности и растерянность перед реализацией: «В индустрии кино и медиа эффективность традиционно измеряется кассой, рейтингами и наградами. Но если мы хотим, чтобы культура реально влияла на общество, надо научиться говорить и о ценностных изменениях — о том, что происходит с человеком после соприкосновения с искусством».

Первые шаги: как оценка становится инструментом

Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время»: «Сухие цифры отчета, даже раскрашенные чудесными картинками и изумительными фотографиями, не всегда точно передают ценностное значение — ради чего создавался проект? Очень много сложностей возникает именно на этапе подбора правильных, корректных, гармоничных способов влияния между творческим проектом и пользователем (слушателем, зрителем, аудиторией).

Задача — поиск таких инструментов. Например, встраивание элементов оценки в дизайн события или дополнительное действие в рамках фестивального или театрального процесса. Найти тот самый способ, который не разрушает магию творческого проекта. И при этом деликатно и корректно поможет собрать данные».

Интересным решением становится эксперимент с форматами отчетности, которые понятны и самим творческим командам. Вместо стандартных таблиц результаты могут представляться в виде видеопрезентации, театральной постановки, выставки. Такой подход делает отчет частью творческой коммуникации и позволяет команде «говорить на своем языке».

В 2023 году в помощь творческим проектам была создана инициатива «Яркие краски креативных индустрий» (ЯККИ), ее ключевым методическим партнером стала АНО «Эволюция и Филантропия». ЯККИ — новая площадка, на которой специалисты из разных регионов разрабатывают методы оценки для сферы искусства, проект активно развивает партнерский пул.

«Формируется большая инфраструктурная экосистема, которая, как мы надеемся, будет способствовать росту социокультурного влияния творческих проектов», — делится Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия».

Во время первого этапа реализации проекта ЯККИ эксперты АНО «Эволюция и Филантропия» оценили 8 творческих проектов. Использовались разнообразные подходы к оценке — интервью, опросы, наблюдение, анализ вовлеченности аудитории, посмотреть отчеты и познакомиться с инструментарием методов оценки можно посмотреть на сайте проекта. Результаты показали: когда участники проекта становятся частью процесса оценки, они иначе начинают смотреть на собственное творчество — оно становится осмысленным, а не интуитивным.

Финальным аккордом первого этапа ЯККИ стал форум в «Геликон-опере» в 2024 году. Форум состоял из деловой части, на которой были представлены результаты и методология оценки, и концерта-исследования, в рамках которого зрители смогли оценить представляемые на сцене «Геликон-оперы» творческие номера.

Концерт стал художественным произведением и одновременно исследовательской лабораторией для тестирования методологии — оценки уровня эмоциональной вовлеченности, частоты положительных упоминаний, процента зрителей, отметивших социальную значимость творческих проектов.

Руководитель социокультурных проектов, исполнительный продюсер центра поддержки творческих и социально-культурных инициатив АНО «Арт-Гелиос» (входит в структуру «Геликон-оперы» и является грантополучателем ПФКИ) Ольга Понкратова отмечает, что оценка влияния помогает творческим командам и фиксировать эффект, и усиливать его: «Исследование культурного влияния — это не только методическая схема, но и творческий акт. Когда мы учимся измерять эффект, то впоследствии учимся его и умножать. «Геликон» — это не только место, где звучит музыка и раскрывается образы, но и возможность прожить методику, пропустить ее через эмоцию и через творчество».

После форума команда «Арт-Гелиос» стала рассматривать оценку как часть творческого цикла — от замысла до общения с аудиторией. Каждый проект теперь строится не только вокруг художественной идеи, но и вокруг понимания своего социального следа: того, что остается в восприятии, в настроении людей, в их поведении.  Так рождается новая профессиональная практика — оценка как форма диалога между искусством и обществом.

В июле 2024 года начался второй этап ЯККИ, где ключевой акцент сделан на междисциплинарность и научную обоснованность предлагаемых методик, для чего к инициативе впервые были привлечены шесть высших учебных заведений.

«Мы обобщили все наши компетенции и приняли решение участвовать во второй части проекта, потому что видим — в данный момент сфера креативных творческих проектов оказывает очень большое влияние на социокультурную жизнь общества и, в конечном итоге, на экономические показатели. Наша задача — показать, какие именно направления и проекты будут являться наиболее эффективными и значимыми», — рассказал Виталий Чаадаев, доктор экономических наук, доцент, член Ученого совета НИИ Социальных Систем при МГУ имени М.В. Ломоносова. На основе данных исследований также будут составляться рекомендации по расходованию бюджетных средств на особенно перспективные в контексте влияния направления и проекты.

Плодотворное сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами позволяет использовать научный потенциал вузов и накопленный исследовательский опыт в области оценки культурных инициатив с применением методического разнообразия, адаптацией международных практик и разработкой простых инструментов оценки.

Так, летом 2025 года в Уральском институте управления (филиал РАНХиГС) была создана рабочая группа для реализации научно-исследовательских мероприятий по оценке влияния творческих проектов. Участники сформировали гипотезы в рамках будущих исследовательских мероприятий, основная цель которых — найти те или иные технологии и методы изучения социального эффекта того или иного культурного проекта на определенную территорию.

В конце августа 2025 года на III Межрегиональном фестивале по ткачеству и прядению «На зеленой горке холст ткут» в Сысерти среди участников провели первое социологическое исследование. «Мы попытались отработать схему изучения таких важных показателей, как интерес к традициям, гордость за российские достижения, чувство в том числе профессиональной общности, уважение к мастерству, влияние истории на современное состояние общества. И желание сохранять и передавать знания и традиции от поколения к поколению», — рассказал Алексей Боталов, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий УИУ РАНХиГС. По словам куратора фестиваля Олеси Погадаевой, команде проекта важно понимать, какое влияние оказывает фестиваль на жителей Свердловской области и других регионов, что можно улучшить и как традиции ткачества и прядения адаптировать к современности, насколько фестиваль останется востребованным и глобально — как живется людям в малых городах.

Красноярск, где активно развиваются некоммерческие организации и проекты, поддержанные в том числе ПФКИ, также вошел в число регионов-участников проекта. Владимир Лузан, доктор культурологии, ректор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского»: «И наш институт, и АНО «Институт культурных стратегий «Айдентика» являются неотъемлемыми элементами в сфере креативных индустрий. Участие в этом исследовании для нашей команды представляет две основные цели — это научно-исследовательская цель, связанная с реализацией наших компетенций именно как аналитиков и исследователей. И практическая цель, потому что наш институт является партнером и исполнителем множества инициатив, поддержанных ПФКИ. Поэтому мониторинг, аналитика или выступление в качестве эксперта-исследователя сможет повысить качество реализуемых проектов у нас в городе».

Возможные решения

Чтобы команды творческих проектов более активно вовлекались в оценку и помогали распространять ее результаты, к работе стоит привлекать не только оценщиков, но и специалистов по коммуникациям, уверены эксперты. Сергей Пархоменко, генеральный директор пиар-агентства «Идеи и решения», участника партнерской инициативы ЯККИ, рассказал о роли агентства в оценке влияния: «Каждый проект получит и тексты для СМИ, и посты для соцсетей, и видео. Мы смотрим на культуру как на средство коммуникации».

Одним из ключевых направлений развития культуры оценки остается формирование внутри команды базовых компетенций в области оценки. Если у проекта, особенно у небольших организаций, нет ресурсов на привлечение внешних специалистов, решение можно искать внутри команды. Обучение базовым навыкам оценки одного из сотрудников помогает сформировать собственную экспертизу и назначить «ответственного за влияние». Помощью командам может стать включение темы оценки в образовательные программы для специалистов сферы культуры.

В опросе среди грантополучателей Президентского фонда культурных инициатив участникам предложили определить, какие способы развития компетенций в области оценки они считают наиболее важными — от доступа к методикам, обучающим курсам и обмену опытом до включения специалиста по оценке в команду.

«На последнем месте из всех вариантов — привлечение специалиста по оценке в команду, — рассказывает первый заместитель генерального директора ПФКИ Игорь Соболев. — Но для меня привлечение в состав команды специалиста для замысла, реализации и оценки завершенного проекта является наилучшим способом реального оценивания результатов проекта, реального освоения компетенций и их приращения».

Наконец, для того, чтобы наработанная методическая база оценки влияния была не только доступной, но и востребованной — нужно особое внимание уделять развитию заинтересованного и компетентного в сфере оценки профессионального сообщества.  Важным элементом развития культуры оценки становится  развитие партнерств и сообществ: формирование сетей организаций, готовых делиться практиками, организация региональных дискуссий и обмена опытом, а также совместное продвижение культуры оценки в сфере искусства. 

Опыт показывает: когда оценка встроена в процесс, она усиливает сам проект и становится инструментом профессионального роста. Оценка помогает художникам и продюсерам понять, зачем они делают свои проекты и какое место занимают в культурной экосистеме, помогает легче выстраивать диалог с партнерами и грантодателями. А сами творческие команды начинают осознаннее работать и точнее формулировать цели. Даже простое упражнение — узнать и зафиксировать, что изменилось у аудитории после участия в проекте, — способно многое прояснить.

Будущее — за подходами, которые соединяют научную строгость и художественное мышление, количественные данные и эмоциональные отклики. Так культура оценки может стать партнером вдохновению.