Наталья Кузнецова преподает географию в московской школе, занимается профориентацией подростков и взрослых и ведет тренинги, на которых учит детей учиться и находить мотивацию. В конце сентября Наталья провела лекции для педагогов и родителей в рамках Фестиваля «Золото Алтая», организованного при поддержке фонда «Маяк». Выступление эксперта на Фестивале имело большой успех у педагогов и родителей, слушателей пришло больше, чем вмещал зал — 60 человек. Мы попросили Наталью Кузнецову поделиться профессиональными секретами о том, как научить ребенка учиться, помочь ему выбрать профессию и будущее.

Наталья Кузнецова на Фестивале «Золото Алтая»
Наталья Кузнецова на Фестивале «Золото Алтая»

О выборе профессии педагога

Я не мечтала стать учителем с детства. Скорее, это было предложение мамы — она оценила мои навыки общения, кипучую энергию и посоветовала поступить в педагогический колледж. Важнее не то, почему я стала педагогом, а почему я им остаюсь. Профессия эта очень эмоционально затратная, но любимая. Мне нравится видеть, как у детей загораются глаза, когда они понимают что-то новое, выходят после урока в хорошем настроении. Я заряжаюсь энергией, которую дают дети.

Я преподаю географию. Многие воспринимают её как «несерьёзный предмет» — где-то рядом с физкультурой и музыкой. А зря. География формирует целостную картину мира, учит работать с самыми разными источниками информации: текстами, картами, статистикой, визуальными материалами. Она развивает метапредметные навыки — то, что пригодится и в жизни, и в изучении других наук.

Помню, как помогала мальчику-шестикласснику, который буквально дрожал от слова «география». Мы занимались на кухне, и мама, услышав наш разговор, села рядом слушать. Потом сказала: «Вы сейчас открыли для меня мир. Мне казалось, география — это прочитал и пересказал. А тут всё логично и просто». Вот за такие моменты я и люблю свою работу.

Как родителям помочь ребёнку найти себя

Главная задача родителей — давать ребёнку пробовать всё. Захотел лепить — купите пластилин. Захотел рисовать — фломастеры, альбомы. Захотел собирать LEGO — купите набор. Методом перебора он поймёт, что ему интересно. А родителям важно расширять кругозор ребёнка и не зацикливаться на том, что «ему это не нужно». Иногда родители вкладывают большие деньги в дополнительное образование детей, в спорт, а потом не дают ребёнку бросить — «жалко». Но тут нельзя перегибать, ведь ребенок ещё не знает, что его увлечет и не виноват, если ошибся.

Однажды на тренинге по профориентации, когда я спросила ребят, чем они занимались, и один мальчик сказал: «9 лет музыкальной школы — от звонка до звонка». В его голосе была боль. Похоже, с тех пор он больше не прикасался к фортепиано.

Можно постараться объяснить ребёнку почему важно воспитывать силу воли и добиваться результата даже в нелюбимом деле, но дать ему возможность решать и выбирать самому.

Предлагая ребёнку занятия, важно опираться на его сильные стороны. Если девочка любит рисовать, но не очень успевает по математике — не торопитесь нанимать репетитора по математике, поищите хороший кружок по рисованию. Математика, конечно, нужна, но зачем отнимать у ребёнка то, что приносит ему радость?

Мне нравится фраза: «Когда мы развиваем сильные стороны — становимся профессионалами. Когда прокачиваем слабые — становимся посредственностями».

На мой взгляд, гуманитарию легче понять математику, чем наоборот. Умение говорить, рассуждать, описывать, замечать, создавать — чаще врождённое. Многое зависит от личности: кто-то болтлив и открыт, кто-то молчалив — и то, и другое нормально.

Как получать удовольствие от учёбы

Если ребёнку сложнее других дается какой-то предмет, то и на урок идти не хочется, портится настроение, когда в расписании снова тот самый нелюбимый урок. Здесь важно разобраться в чем причина. Возможно, ребёнок пропустил часть материала и теперь ему сложно понять, о чем речь. Это легко исправить. А дальше можно работать с мышлением.

Да, это скучный предмет, но попробуй дать ему шанс. Используй свои сильные стороны. Придумай себе цель: внимательно слушать урок и задать два уточняющих вопроса учителю, или понять новый для себя термин, или красиво оформить конспект урока, выделив заголовки разными цветами.

Наш мозг экономит энергию и сопротивляется усилиям, но если начать «играть» в интерес, он включается. Психологи говорят: «Хочешь быть в хорошем настроении — начни улыбаться». Так и с учёбой: начни действовать, и интерес подтянется.

Мне близко сравнение: «Учёба — это как вбивать гвоздь в стену». Велика ли вероятность, что гвоздь влезет в стену сам? Учитель — это молоток, знания — это гвоздь, а ученик — это стена. Можно помочь молотку: быть внимательным, собранным, повторять материал, стараться. Учёба требует труда со стороны ученика и со стороны учителя. И этот труд всегда бывает вознагражден.

Откуда берётся мотивация

Мотивация всегда рождается изнутри. Мы часто путаем её со стимулом. В Древней Греции стимулом называли палку с острым концом, которую учителя применяли для понуканий нерадивых учеников. Сегодня под стимулом мы понимаем внешнее воздействие вроде уговоров или наказаний. Но мотивация — это внутренний интерес. Иногда родителям стоит просто поговорить с ребёнком, помочь ему увидеть образ будущего, к которому он захочет идти — и тогда появится мотивация.

Иногда помогают и внешние «подкрепления». Я, например, договорилась с дочерью, когда ей было 14 лет: если до 18 она не будет пробовать курить и пить алкоголь, я каждый месяц буду класть на её счёт 5000 рублей. И это сработало К 18 годам дочка получила 300 тысяч — и была счастлива. Но главное, что в итоге она сама захотела придерживаться этого выбора.

Как научить детей учиться

На тренингах я учу детей учиться. Первое, что помогает облегчить процесс — техники запоминания. Почему все помнят, что бисектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам? Потому что это смешно, эмоционально. Эмоции — топливо памяти.

Есть три вида памяти: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Мы проводим тесты, чтобы узнать, что поможет ученику лучше запомнить информацию. Тем, у кого лучше работает визуальная память, нужны таблицы, схемы, яркие конспекты, скетчи, рисунки. Тем, кто лучше запоминает информацию на слух, нужно ее проговаривать самому, а тем, у кого хорошо работает кинестетическая, моторная память — нужно подключать тело, двигать карточки, стрелочки, трогать предметы.

Второе — это планирование времени. Иногда человек думает, что он ленивый, а оказывается — просто не умеет распределять нагрузку и действительно устает. Когда всё расписано по дням и часам, учёба перестаёт быть хаосом.

Третье — это ведение конспектов. Конспект должен быть не сплошным текстом, а визуально удобным: с подписями, стрелками, схемами. Одного взгляда на такой конспект достаточно, чтобы вспомнить суть урока.

После тренингов часто слышу от ребят очень тёплые отзывы: «Оказывается, я не дурак, просто не умею учиться». Это, наверное, самое приятное — видеть, как у человека появляется уверенность в себе.

Когда начинать профориентацию

На самом деле профориентация сопровождает человека всю жизнь. Мы постоянно делаем выбор, который приводит нас к целям. Если говорить о детях, то в 5–6 классе обычно формируется первый интерес — к гуманитарным или точным наукам. А серьёзно думать о профессии стоит в конце 8 или в начале 9 класса. Раньше 5–6 класса идти к профориентологу смысла нет: у детей ещё не сформирован круг предметов, не хватает зрелости. Можно просто наблюдать за интересами ребёнка, выбирать кружки, давать попробовать себя в разных сферах.

Первая осознанная профориентация проходит в 8–9 классе, когда встаёт вопрос: идти в колледж или продолжать учиться в 10–11 классе. А повторить её полезно и в 11-м классе, чтобы подтвердить или скорректировать направление, которое выбрал ребёнок при поддержке родителей и педагогов.

Фонд поддержки и развития талантливой молодёжи в сфере цифровых технологий «Маяк» проводит конкурс для школьников 1-11 классов «Искусство будущего». На сайте конкурса искусство-будущего.рф выложены обучающие материалы, которые объясняют как научиться пользоваться нейросетями и создать комикс на одну из номинаций конкурса. Победители получат возможность побывать на стажировке в Москве, встретится с топ-менеджера крупных IT-компаний и больше узнать о профессиональных возможностях в сфере искусственного интеллекта.

Конкурс«Искусство будущего» проводится при поддержке Фонда президентских грантов.