В феврале 2024 года в Новой Москве открылись учебные квартиры сопровождаемого проживания. В них подростки и молодые люди с особенностями развития при постоянной поддержке тьюторов и педагогов учатся жить самостоятельно и получают необходимые для жизни навыки — от уборки и приготовления еды до управления финансами и передвижения по городу. Как прошел для ребят этот год, чему они научились и как будут жить дальше — в материале «Журнала о благотворительности».
«Свой ключ» и идея о квартирах
Центр лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП) начал проводить занятия по развитию социально-бытовых навыков у подростков с особенностями развития с сентября 2020 года. Параллельно на родительских группах семьи обсуждали вопросы взросления и возможного будущего своих детей: как помочь подросткам с особенностями развития в социализации и подготовить их к самостоятельной жизни?
До недавнего времени государство предлагало взрослым людям с психическими нарушениями, нуждающимся в постоянной поддержке, в том числе, медицинском лечении, единственный вариант жизнеустройства — переехать в психоневрологический интернат (ПНИ). Это закрытое учреждение, которое служит домом одновременно десяткам и даже сотням человек. Те, кто вырос в семье, могут оказаться совсем не готовы к такой резкой смене условий жизни.
Родители подопечных ЦЛП изучили вопрос и узнали, что есть разные варианты будущего для людей с инвалидностью. Например, технология сопровождаемого проживания (с 2023 года она закреплена в законодательстве). Это способ социализации и обучения, при котором человек не отрывается от своей семьи на продолжительный срок. У людей с инвалидностью сохраняется привычная занятость, появляется больше возможностей делать собственный выбор, общаться со сверстниками в свободной обстановке. Они живут небольшими группами, и их сопровождают социальные работники, психологи и другие специалисты. Подобная программа уже запущена во многих городах и странах, и после участия в ней молодые люди обретают важные навыки, становятся более самостоятельными.
Члены инициативной группы поняли, что для их подрастающих детей нужно что-то подобное. Родители начали ездить по разным городам России, где есть проекты постоянного и учебного сопровождаемого проживания, чтобы перенимать опыт. В 2021-2022 годах они побывали вместе со своими детьми и педагогами ЦЛП в Пензе, Владимире, Пскове, Санкт-Петербурге и других городах. В июле 2021-го десять самых активных семей создали инициативную группу «Свой ключ».
Затем началась детальная проработка проекта учебного и постоянного сопровождаемого проживания: «Мы много-много месяцев продумывали, как мы хотим устроить жизнь в квартирах сопровождаемого проживания для подростков и молодых людей. Вплоть до того, что у нас был период, когда мы самих ребят подключали — обсуждали дизайн, что должно быть в комнатах. Нам было важно услышать и их мнение, — рассказывает член Совета родительской инициативы „Свой Ключ“ Ирина Шереметьева. — Вместе мы продумали детальный технический план и дизайн-проект пространства, где будут жить ребята».
Ключ от квартиры
К проекту подключилась команда ЦЛП: помогала в разработке, рассказывала о сопровождаемом проживании родителям своих подопечных и педагогам. Вскоре у проекта появился партнер — благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».
«Три стороны — родители, команда ЦЛП и „Абсолют-Помощь“ — одновременно думали о решении вопроса устройства самостоятельной жизни для молодых людей с особенностями развития. Дальше все сошлось: мы поняли, что есть те, кто владеет помещением, есть те, кто знает, как и что нужно делать, и есть родители с детьми, которым это необходимо», — вспоминает Ирина Шереметьева.
Осенью 2023 года БФ «Абсолют-Помощь» решил одну из самых важных для программы проблем — передал ЦЛП пространство общей площадью 321 кв. м. в ЖК «Переделкино Ближнее» в безвозмездную аренду. Именно там запустился проект учебного сопровождаемого проживания, в котором участвуют подростки. Проект поддержал и Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
В феврале 2024 года пространство в ЖК «Переделкино Ближнее» было готова принять своих жителей. Это несколько квартир с кухней и необходимой утварью для приготовления пищи, бытовой зоной, санузлами и ванными комнатами. Участниками программы сопровождаемого проживания, заселившимися в эти квартиры, стали 23 человека от 14 до 25 лет. Многие из них — подопечные ЦЛП, которые раньше ходили на занятия Центра и разделяют его ценности.
«Обычно много времени уходит на то, чтобы познакомиться, подружиться с человеком. А у нас эта задача решается до того, как ты стал участником учебного проживания: ребята ходят на занятия в ЦЛП и знакомятся там. К тому же на этих занятиях педагоги видят, что ребятам нужно, и при сопровождаемом проживании сразу начинают делать упор на это, оказывая более эффективную помощь», — рассказывает Ирина Шереметьева.
В проект взяли тех, у кого есть занятость, — учеба или работа. Ведь сопровождаемое проживание не решает вопрос занятости человека, а помогает ему адаптироваться к жизни в свободное от нее время, объясняет Ирина. При этом сопровождение включает помощь каждому из ребят в том, чтобы добраться до места своей учебы или работы и затем до квартиры.
Жить в «Переделкине Ближнем» вместе с ребятами стали социальные педагоги и тьюторы. Все они работают посменно, обеспечивая круглосуточное сопровождение для молодых людей с инвалидностью. Сотрудников обучает и курирует ЦЛП.
Родители из «Своего ключа» также активно включены в работу: «Мы разделили обязанности: ЦЛП выполняет педагогическую и методическую работу, а мы — хозяйственную и финансовую, — рассказывает член Совета родительской инициативы „Свой Ключ“ Дарья Болохонцева. — Мы пишем грантовые заявки, ищем средства. А также администрируем проект изнутри: решаем возникающие в квартире хозяйственные задачи, организовываем активности».
Самостоятельная жизнь в «Переделкине Ближнем»
Молодые люди живут в квартирах учебного сопровождаемого проживания в две смены — по три дня. Первая смена заезжает в воскресенье и живет до вторника, а вторая — с четверга по субботу. Среда — административный день, в который родители и педагоги решают все необходимые вопросы.
«Сначала мы распределили ребят на смены по возрасту — в первой подростки от 14 лет, а во второй — молодые люди постарше, — рассказывает Дарья. — А к августу поняли: когда ребята так разделены, между ними почему-то мало общения, а ведь наша задача — сформировать для молодых людей „свой круг“, чтобы они были в контакте друг с другом. И мы решили „перемешать“ группы. В итоге подростки начинали инициировать игры, активности, а взрослые стали в чем-то помогать младшим. И наладилось то взаимодействие, которого мы и добивались — ребята стали помощниками и друзьями друг для друга».
Под каждого из жильцов специалисты подбирают комфортный для него формат нахождения в квартире. Например, при необходимости корректируют продолжительность пребывания. Некоторые участники начинают с гостевого режима: они периодически приезжают в квартиры на день, чтобы привыкнуть к обстановке.
Цель для всех участников программы — развить социально-коммуникативные навыки, научиться решать бытовые задачи и организовывать свой досуг, рассказывает старший педагог Светлана Дронова. Ежедневно молодые люди учатся готовить, убираться, стирать, покупать продукты. Живя вместе, они все время взаимодействуют и договариваются друг с другом. Вместе люди решают, кто что будет делать, придумывают, как провести время вместе — например, посмотреть фильм или поиграть в настольные игры.
Важно, что в каждом деле также учитываются особенности ребят. Например, всем выбираются задачи по силам: одни участники программы самостоятельно готовят, другие помогают в самых простых задачах — вскипятить воду, порезать что-то безопасным ножом. «У нас очень разные ребята — кто-то учится в вузах, а кто-то плохо владеет речью. Так что у каждого личный план адаптации, сопровождения, развития навыков, — поясняет Светлана Дронова. — У всех также разная динамика — кто-то приобретает навыки быстрее, а кому-то необходимо учиться медленнее, поэтапно. Исходя из личной программы молодого человека или подростка, мы регулярно учитываем продвижение или освоение навыков, анализируем, над чем еще нам необходимо поработать».
Особое внимание педагоги также уделяют личным трудностям молодых людей. Например, кто-то из ребят не понимает, как соблюдать физические границы других, и очень близко подходит при разговоре. Задача сопровождающих — заметить это, рассказать, как не нарушать границы других. Затем — наблюдать, получается ли это у человека, при необходимости — напоминать ему о границах снова, объяснять по-другому.
При этом социализация ребят не ограничивается квартирой — с сопровождающими они также выходят на прогулки и ездят в город. Среди их любимых заведений — находящиеся недалеко от дома магазины и пиццерия. Ребята так часто посещают их, что местные жители уже узнают своих новых соседей.
«Это помогает подросткам с инвалидностью расширять свой круг общения, учиться входить в контакт с разными людьми, а обществу — преодолевать стереотипы, — уверена Дарья. — Когда человек видит, что ребята с инвалидностью не одни, а с сопровождающими — им проще подойти и задать „неудобные“ вопросы. А получив ответы, они избавляются от своих страхов и опасений, понимают, что эти ребята — такие же, как все мы».
«Результаты есть у каждого»
Родители замечают, что за год проживания в квартирах их дети стали самостоятельнее. Теперь они сами выбирают одежду, при необходимости стирают и гладят ее, могут сами приготовить некоторые блюда. Многим также стало проще передвигаться по городу.
«Результаты есть у каждого, — рассказывает Светлана. — Просто они опять же очень разные. Кто-то научился самостоятельно пользоваться ванной комнатой и туалетом, кто-то выучил простые слова для коммуникации с другими. А кто-то освоил приложение на планшете, с помощью которого теперь может выражать свои мысли и эмоции».
15-летняя Вера — дочь Дарьи Болохонцевой и одна из участниц проекта. В этом году девочка начала самостоятельно составлять себе расписание и хорошо ориентироваться в метро. Девушка стала лучше следить за собой. Если раньше Вера очень не любила мыть голову и часто не делала это, то теперь, после опыта жизни с другими ребятами и постоянного общения с соцпедагогами, Вера просто обожает следить за своими волосами, и они у нее всегда чистые, рассказывает Дарья.
«Дочка стала более открытой, смелой. Например, она подстриглась и покрасилась — теперь „рыжая бестия“, — смеется Дарья. — Причем Вера ни с кем не обсудила эксперименты со своей внешностью, а сама приняла решение — это тоже признак самостоятельности».
Полученные во время учебного проживания знания остаются с ребятами надолго, уверена Дарья. Они постоянно тренируются, а затем закрепляют все обретенные навыки дома. При этом у ребят меняется мышление — их учат делать выбор, решать многие вещи самостоятельно. Потом они видят результат таких решений, понимают, что их жизнь становится лучше, и у молодых людей повышается мотивация учиться дальше.
В ближайшие два года инициативная группа будет искать пространства, где ребята будут жить постоянно. Это будут небольшие квартиры для нескольких людей, с необходимым сопровождением, объясняет Ирина. В планах также больше «выводить» ребят за пределы дома: организовывать спортивные мероприятия и праздники для молодых людей и их соседей, искать и открывать больше заведений в городе, куда бы они могли ходить.
«Большинство родителей спрашивает: „Как вам все это удалось?“. А мы всегда отвечаем: „Объединяйтесь и действуйте“. В чем-то нам, безусловно, повезло, где-то „звезды сошлись“, но очень многое на благо наших ребят сделали мы сами. А сейчас ежедневно трудятся и радуют нас успехами, — рассказывает Ирина Шереметьева. — Этот год стал очень продуктивным для наших детей, и мы уверены, что дальше их ждут только новые успехи».