Отдел развития фонда «Менора» презентовал свой опыт «экологичного фандрайзинга» как части экосистемы заботы о пожилых на VII Южно—Уральском гражданском форуме, который прошел в Челябинске 12- 13 ноября. Участники и эксперты из 20 регионов обсудили вопросы развития гражданского общества и НКО, делились опытом. Главная тема форума: «Глобальные тренды и вызовы для НКО — новое будущее». В форуме принял участие губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Среди экспертов форума — лидеры некоммерческого сектора Светлана Маковецкая, Марина Михайлова, Елена Малицкая, Михаил Комиссаров, Павел Гамольский, Вера Барова, Дарья Милославская и другие. Свердловскую область представляли руководитель Ресурсного центра для СО НКО Елена Зверева, председатель Правления Ассоциации органов ТОС Свердловской области и города Екатеринбурга Владимир Николаев, директор фонда «Менора» Ирина Гуткина, PR-специалист Мария Костарева, фандрайзер Ксения Шейнис, координатор Лиги волонтеров Анастасия Задорина.
Сотрудники фонда «Менора» в первый день форума провели мастер — сессию «Современные технологии фандрайзинга и PR в развитии экосистемы активного долголетия и заботы о пожилых (практика БФ «Менора»)».
Ирина Гуткина презентовала участникам мастер-сессии экосистему работы фонда с пожилыми подопечными «До 120!»
«Проблема старшего возраста — изоляция и одиночество. Человек выпадает из привычной жизни, рвутся связи, он теряет близких. Все это становится причиной развития деменции и других возрастных заболеваний. Задача всех программ фонда — сделать так, чтобы пожилые люди 75+ чувствовали себя частью сообщества, частью большого и целого. Именно поэтому основа нашей экосистемы — сообщество фонда».
Все программы фонда взаимосвязаны, их объединяет идея экологичности помощи, понимание, что прежде всего «человеку нужен человек». Ирина Гуткина, подчеркнула, что деятельность фонда направлена не только на заботу о пожилых, еще одно важнейшее направление работы — поддержка и развитие сообщества организации. Это необходимо, чтобы созданное фондом сообщество стало устойчивым и впоследствии вместе с «Менорой» развивало экосистему активного долголетия и заботы о пожилых «До 120!».
О работе фонда с волонтерами рассказала Анастасия Задорина. Вряд ли кого-то из присутствующих удивил подход к работе с волонтерами: системный и бережный.
У каждого из 200 волонтеров фонда есть выбор: в какую программу помощи включиться, участникам какого проекта стать — починить замок или стать волонтером фестиваля, на который обязательно придут подопечные фонды, нуждающиеся в помощи волонтера. Практически вся волонтерская деятельность разворачивается вокруг социальных программ, а это значит, что пожилые люди, зачастую маломобильные, общаются, поддерживают связи с людьми разных поколений. Но и сами подопечные фонда — не только получатели помощи. Многие из них тоже становятся волонтерами, например, собеседниками по телефону для одиноких подопечных старше 80 лет, которые уже не выходят из дома.
Разве может быть фандрайзинг не экологичным в такой системе помощи? Ксения Шейнис обратила внимание участников мастер-сессии на то, что «Менора» выбрала для себя работу «в долгую»: создать поддерживающее фонд сообщество и только потом создать условия для вовлечения в осознанную благотворительность.
По сути, и фонд, и сообщество, которое состоит из людей разных возрастов, разного социального статуса, должны «совпасть по миссии».
Что делает фонд для этого? Придумывает и воплощает культурно-просветительские проекты — такие как Фестиваль современной еврейской культуры или театральная платформа «Руах». Отдел развития создает уникальные продукты (такие, например, как «Книга вкуса» или выставка «Искусство жить»), развивает цифровой фандрайзинг и многое другое. Все это необходимо для того, чтобы найти путь к осознанной благотворительности: когда человек из позиции «жертвователя», «донора» переходит в позицию «со-участника».
Как открытость и прозрачность помогают созданию сообщества и привлечению ресурсов? На этот вопрос ответила в своем выступлении Мария Костарева, PR-специалист фонда «Менора».
Она рассказала как настроены и работают инструменты открытости — сайт, публичный годовой отчет, социальные сети; как выстраиваются взаимодействие со СМИ. Приводя конкретные суммы привлеченных средств грантодателей и корпоративных партнеров, она показала, как способствовали этому, сайт с уникальным контентом и годовой отчет, созданные на мини-сайте. Также Мария, основываясь на данных Яндекс Метрики развеяла миф о том, что «годовой отчет читают те, кто пишут и пара-тройка доноров». Публичный отчет фонда «Менора» был опубликован в апреле. На сегодняшний день 809 человек стали его посетителями, свидетельствует Яндекс Метрика.
Команда отдела развития фонда впервые презентовала свой опыт на таком масштабном мероприятии некоммерческого сектора. «Менора» выражает огромную признательность Фонду поддержки гражданских инициатив Южного Урала за приглашение принять участие в качестве экспертов и за доверие!