3 декабря этого года в России уже в 9-й раз пройдет «Щедрый вторник» — всеобщий праздник благотворительности. В этом году он будет выглядеть неожиданно и по-новому: меняются соцсети, сайт, логотип, все шрифты и оформление. Команда «Щедрого вторника» рассказывает, зачем движению нужен ребрендинг, что означает этот необычный шрифт и меняются ли ценности и смысл «Щедрого вторника».
Зачем «Щедрому вторнику» вообще нужен ребрендинг?
Алёна Арташева, координатор «Щедрого вторника»: «”Щедрый вторник” запускался в России в 2016 году. За это время изменилось очень многое: контекст, поведение людей в интернете, визуальная культура, визуальный код, появились нейросети, кажется, родились и выросли дети, которые сами начинают помогать благотворительным фондам. И мы решили, что движению и всем нам тоже нужно обновление. Мы хотели, чтобы “Щедрый вторник” оставался не в прошлом, а был в настоящем и даже будущем».
Что тогда меняется в «Щедром вторнике»?
Татьяна Пронина, координатор «Щедрого вторника»: «В нем изначально много смыслов, поэтому кардинально ничего не меняется. Это по-прежнему праздник благотворительности. А праздники всегда отмечают как хотят, это открытая история, к которой присоединяются все желающие.
Еще важно, что “Щедрый вторник” — это день, когда все занимаются благотворительностью вместе и вслух. В прошлые годы мы рассказывали, как важно говорить о благотворительности. В этом году мы делаем акцент на слове «вместе».
Наша задача в этом году — развивать горизонтальные связи, включать больше сообществ в празднование “Щедрого вторника”. Мы предлагаем НКО объединять усилия с другими организациями, чтобы звучать еще громче, чтобы привлекать внимание к тем социальным проблемам, с которыми они работают.
Нам важно помочь НКО выходить за пределы некоммерческого сектора в город, привлекать другие городские сообщества — книжные магазины, библиотеки, культурные институции, родителей с детьми, локальные сообщества, группы по интересам. То есть включать как можно больше разных людей. Важный момент для нас — метафора пространства. На карте города независимо от его размера — 3 тысячи или 10 млн — много разных мест, где можно заниматься благотворительностью: они включены в благотворительность — это магазины, кинотеатры, библиотеки, творческие студии, — все помогают. “Щедрый Вторник” — это повод рассказать или напомнить об этом».
Алёна: «Мы предлагаем объединять усилия, потому что вместе с другими помогать и добиваться результата проще, чем по отдельности. Можно привлечь больше внимания и большее количество сторонников, больше волонтеров и средств. Вместе проще говорить о социальных проблемах, которые решают НКО. Объединение вместо конкуренции — вот главный смысл».
Да, звучит хорошо. А готовы НКО объединяться? Есть уже примеры такого объединения?
Алёна: «Во многих регионах России лидеры «Щедрого вторника» объединяют разные НКО, предпринимателей и городские сообщества и планируют вместе мероприятия. Раньше на одной территории, даже в очень небольшом городе или селе, могло проходить несколько отдельных акций разных организаций. В этом году мы предложили им объединиться, «пошерить» ресурсы, контакты, усилия — и посмотреть, что из этого получится. Мы уверены, что эффект таких совместных акций будет выше.
Например, в Брянске представители БФ «Добрый Журавлик» приглашают НКО объединяться и приглашать местных предпринимателей, чтобы совместными усилиями случился «Щедрый Брянск». А обединять активности будет красивая крафтовая карта добрых мест в городе. АНО по поддержке материнства и детства «Мама и ребёнок» в Саранске планирует объединить НКО на благотворительной ярмарке. А «Менора» в Екатеринбурге собирается вместе с организациями-партнерами провести благотворительный концерт в дзаз-клубе».
Татьяна: «Анна Седанова из НКО «Душа с душою говорит» в Омске пригласила присоединиться к «Щедрому вторнику» отделения организации еще в 5 городах: Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Тюмени, Красноярске и Ростове-на-Дону. А фонд «Белый ирис», который занимается сохранением архитектурного наследия, будет проводить мероприятия во всех регионах присутствия, где есть памятники, которые находятся под попечением организации. Другими словами, возможностей праздновать «Щедрый вторник» множество: можно устроить акцию с другими НКО в своем городе, можно объединиться с аналогичными организациями в других регионах, а у фондов с несколькими филиалами, есть возможность провести акции сразу в нескольких местах.
А еще в этом году мы реализуем давнюю мечту — объединить независимые книжные, крупные библиотеки, издательства в один общий проект — «Щедрый книжный». Мы знаем, что книжные сообщества активно занимаются благотворительностью, помогают другим, собирают средства не только для своего сообщества, но и на социальные проекты, и мы предлагаем в этом году вместе рассказать об этом».
«Вау, какие вы классные, давайте что-то придумаем!».
Так, хорошо, мы поняли, что «Щедрый вторник» остается собой. А что же тогда меняется?
Шура Кашенцева, дизайнер: «”Щедрый вторник” меняется внешне — у него появляется новое лицо, меняется визуальное оформление сайта, логотип. Наверное, одно из самых сильных и ярких изменений — появление краткой версии логотипа, которая «схлопывается» в ЩВ, то есть “Щедрый вторник”. Помимо этого, мы объединили логотип и сердце. Они становятся единым целым, хотя могут быть использованы и по отдельности. Получился динамичный логотип, который работает и самостоятельно, и как символ. Иконка сердца — по совместительству еще и буква В».
То есть теперь официально можно называть «Щедрый вторник» ЩВ?
Алёна: «Кажется, участники “Щедрого вторника” ответили на этот вопрос за нас. Как тут поспоришь? “Щедрый вторник” — давно ЩВ, многие между собой так называют акцию».
А что за необычный шрифт теперь везде у ЩВ?
Шура: «У шрифта интересная предыстория и смысл. У нас была задумка показать, что каждый участник “Щедрого вторника” по-своему уникален и неповторим, у каждого свой характер, но тем не менее эти люди объединены общей идеей, общим делом, — благотворительностью и помощью.
Я хотела использовать акцидентный шрифт, то есть шрифт, где буквы будто танцуют свой танец под свою музыку. Буквы, как и люди, по-характеру разные. Акцидентный шрифт подчеркивает именно это.
Еще важно, что мы выбрали шрифт с открытой лицензией, то есть его могут бесплатно использовать все желающие. Обычно лицензионные шрифты стоят дорого, не все могут позволить себе такой. И потом, мы нашли этот прекрасный шрифт — он бесплатный и подошел нашей идее.
Таня: «Удивительным образом шрифт отражает ценности “Щедрого вторника”. Это не элитарная история, которую нужно купить, заслужить, получить, а открытая горизонтальная система: каждый может скачать этот шрифт и использовать его. Буквы — и строчные, и прописные — выглядят по-разному. То есть каждый человек может написать слова самыми разными способами, сочетая регистры. Получился такой конструктор, с помощью которого каждый может придумать свой собственный “Щедрый вторник”».
Алёна: «Еще одно необычное совпадение — шрифт называется Навруз» — это праздник обновления, дословно «новый день». “Щедрый вторник” — тоже праздник. И наш брендинг об этом. А еще — про огромную смелость, которую Щедрый вторник предлагает всем своим участникам. “Щедрый вторник” — это новые, смелые и неожиданные идеи и партнерства. ЩВ объединяет самых разных людей и сообщества, чтобы вместе делать добрые дела. Важна смелость, чтобы быть открытым идеям и предложениям сотрудничества — в этом большой смысл “Щедрого вторника”.
И наш фонд как координатор “Щедрого вторника” тоже проявляет эту смелость и подает пример: можно брать и придумывать другой шрифт, другое сердце, другие цвета, — в ЩВ можно и так. Можно делать то, что мы не делаем в течение всего года: вместе смело создавать необычные акции. Смело идти к партнерам, к которым просто так не решились бы зайти. Делать редизайн — на него было очень непросто решиться, — это тоже смелость».
А что означают разные смелые цвета?
Шура: «На сайте и в соцсетях появляется система таксономии — то есть деление контента на большие целевые аудитории. Для каждой группы пользователей будут отдельные рубрики и свой цвет. Их три: люди, которые помогают, профессионалы или волонтеры сектора, то есть НКО и те, кто уже в курсе их работы, и бизнес. То есть теперь на сайте и в соцсетях не будет общего потока информации, а появится сегментация в зависимости от того, что интересно конкретному пользователю. Ведь контент для широкой аудитории отличается от того, что нужно НКО и бизнесу. Внутри этой системы будет сложно заблудиться, она направляет в определенное русло».
Так, собственный трек — это хорошо. А что получают НКО, кроме шрифта-конструктора и отдельного цвета?
Алёна: «Скоро заработает обновленный сайт — надеемся, им будет удобнее пользоваться, и НКО будет полезно посмотреть, как можно по-разному говорить с разными аудиториями — это актуально для всех организаций. Конечно, как всегда, будут доступны креативные баннеры для социальных сетей, новые методические материалы, мерч — весь пакет, который мы привыкли видеть, но в новом, более современном дизайне.
Мы уже убедились, что с новым визуальным позиционированием проще идти к бизнес-партнерам: оно стильное, более актуальное, понятное современным брендам. Кажется, что это оценили многие партнеры, и надеемся, что некоммерческие организации тоже это заметят. Новый брендинг довольно эффективен с точки зрения взаимодействия. Нам говорят: «Вау, какие вы классные, давайте что-то придумаем!».
А что всем организациям-участникам делать со старым логотипом и с полиграфией, которая осталась с прошлых лет?
Алёна: «”Щедрый вторник” — свободная история, открытое сообщество. И совершенно нормально, если коллеги не захотят или не смогут использовать новый брендинг, и параллельно с ним продолжат существовать прежние сердечки. Может, у кого-то остался мерч или наклейки с прошлых лет, и хочется их использовать. Но, конечно, мы будем рады, если всем понравится новый дизайн “Щедрого вторника” и к нему присоединится еще больше организаций и людей».