Всероссийский социальный проект «Я с тобой»  начал работу в мае 2023 года. За это время 20 учреждений в 12 регионах, посетили врачи и специалисты проекта. Они осмотрели 960 детей-сирот и дали рекомендации 170 детям с ОВЗ, которые растут в семьях. 26 детей уже получили лечение в федеральных клиниках, еще 35 ожидают своей очереди.

42 сотрудника региональных ДДИ прошли обучение в Московском центре социальной поддержки и реабилитации «Дом детей».

unnamed.jpg

Одна из главных задач проекта — показать, как улучшить жизнь детей в учреждении, научиться находить неформальный подход к социализации и реабилитации детей с инвалидностью

Цель проекта «Я с тобой»  — общественный мониторинг «сиротских» учреждений для повышения качества жизни детей и сокращение пребывания ребенка в системе за счет поддержки семейного устройства.

1. Медицинское сопровождение

Особое внимание уделяется проблемам медицинского сопровождения детей-сирот в регионах, ведь воспитанников с особенностями здоровья в сиротском секторе большинство. Верный диагноз и детальный медицинский маршрут помогают ребенку в перспективе найти родителей.

2. Мониторинг учреждений

Проект позволяет сотрудникам учреждений по-новому взглянуть на методы своей работы, а руководителям учреждений — выбрать стратегию развития, и сформулировать запрос на помощь. В эти процессы включаются ведомства и региональные НКО. Проект помогает не только выявить проблемы, но и совместными усилиями приступить к их решению.

3. Социальная поддержка

Важно также работать и над тем, чтобы новых детей в сиротском секторе появлялось меньше. Поскольку подавляющее число современных сирот — социальные, очевидна роль социальной поддержки семей как главной меры профилактики сиротства.

Проект «Я с тобой» помогает семьям в трудной жизненной ситуации, воспитывающим детей-инвалидов. Помогает развивать, в том числе и такие направления поддержки, как паллиативная помощь детям.  Специалисты проекта налаживают взаимодействие социальных и медицинских учреждений, института уполномоченных по правам ребенка, социальных НКО.

Семья получает помощь и дети с инвалидностью остаются с родителями, кроме того, в ходе этой работы закладывается фундамент для перепрофилирования «сиротских» учреждений на поддержку семей, в которых растут дети с особыми потребностями.

4. Сбор и тиражирование лучших практик

Важна также роль проекта «Я с тобой» в изучении и популяризации лучших практик, организации обмена опытом, создании профессионального сообщества.

Одним из самых ярких и вдохновляющих примеров стал опыт организации института социальной поддержки семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в Амурской области.

И таких примеров много:

  • опыт сбора и практического применения методик сопровождения детей с ментальными нарушениями в Костромской области,

  • развитие службы паллиативной помощи детям в Тульской области,

  • организация работы приемных семей Запорожья,

  • развитие системы ранней помощи и комплексной реабилитации детей,

  • переход от медицинской модели сопровождения к социальной в Нижегородской области

    Исполнительный директор Фонда “Дорога жизни” Анна Котельникова также рассказала об основополагающих принципах, которым следует Фонд в своей работе:

    “В реализации проекта “Я с тобой”, как и в деятельности своих основных программ, Фонд придерживается главного  – важно не просто и не только вернуть ребёнка в кровную семью или найти замещающую. Не менее важно при этом не превратить жизнь ребёнка-сироты в непрерывное ожидание. Только в таком случае в семью придёт ребёнок не выживавший, а ЖИВШИЙ. Сиротские учреждения не замена семьи, они призваны уберечь ребёнка от всех иных лишений, предоставляя качественное сопровождение по основным направлениям на период поиска возможности передачи ребёнка в семью. А качество жизни ребенка напрямую зависит от качества помощи, которую может обеспечить ему ответственный взрослый. Важно принимать во внимание тот факт, что за каждым ребёнком-сиротой в учреждении стоит взрослый, и именно этот взрослый должен понимать и знать, как он может изменить жизнь ребёнка, который ПОКА находится в его учреждении. Чтобы обеспечить ребенку счастливое будущее, нужно сформировать для него достойное настоящее.”