Благотворительный фонд «Линия жизни» открыл свое представительство в метавселенной. Что это значит и где она находится — в материале «Журнала о благотворительности». 

Метавселенная — это цифровой мир, отчасти похожий на нашу реальную жизнь, только существующий по законам виртуальной реальности. Свои метавселенные есть у многих крупных технологических гигантов — у Microsoft, Apple, Meta (признана экстремистской организацией в России и запрещена) и других компаний, которые развивают технологии VR и AR. В этих виртуальных мирах люди могут делать привычные в реальности вещи, общаться друг с другом и с разными цифровыми персонажами через свои аватары. В метавселенных проходят концерты, презентации и даже пресс-конференции, но прежде всего они популярны среди геймеров всего мира. 

В России несколько популярных метавселенных: VR Chat, Rec Room, Decentraland и самая крупная — Spatial. Именно здесь открылось первое и пока единственное в России представительство благотворительного фонда: первопроходцем стал фонд «Линия жизни». 

«Как-то я услышала по радио, что обсуждалась тема метавселенной. Такого слова я раньше не знала. Но мое мышление работает так: если что-то в хорошем смысле меня “задевает”, я начинаю думать, как это можно применить в работе нашего фонда “Линия жизни”, — рассказывает Фаина Захарова, президент фонда. — Я залезла в “Википедию”, стала читать и поняла, что метавселенная — это та тема, которая станет нашим новым направлением, сможет привлечь совершенно новую целевую аудиторию, и, не скрываю, это будет хорошим инфоповодом и фандрайзинговым инструментом для нас. Так метавселенная в моем сознании меня вдохновила. Почему? Потому что всегда ищешь что-то новое, чтобы и коллег вдохновить».

А вдохновение очень важно в нашей работе — и для привлечения средств, и для привлечения внимания к тому, чем мы занимаемся: спасение тяжелобольных детей.

За несколько месяцев фонд вместе с pro bono партнером — агентством HD «Артель» — запустил новаторский проект [5_15]. Это пространство, где цифровые волонтеры могут встречаться и больше узнавать о работе фонда, — диджитал-представительство фонда «Линия жизни» в метавселенной Spatial. «Так мы стали первым НКО, открывшим свой цифровой офис», — говорит Фаина Захарова. 

Проект рассчитан на российских геймеров и стримеров, которые готовы стать цифровыми волонтерами фонда. Называется он [5_15] тоже не просто так, 5 — это закон «5П» президента «Линии жизни» Фаины Захаровой: помогать — правильно, просто, приятно и полезно, 15 — пятнадцать правил стримеров, а [5_15] — известные в игровых сообществах теги.

В том, что этот проект очень перспективный, уверены не только в фонде «Линия жизни». «Сегодня мы переживаем исторический и революционный период, — говорит Анастасия Дюмулен, генеральный директор агентства пропаганды & коммуникаций HD “Артель”. — Активная интеграция искусственного интеллекта в проекты, связанные с метавселенными, стремительное развитие технологий виртуальной и дополненной реальностей, развитие технологий 5G неотвратимо приближают нас к следующей форме коммуникаций и итерации интернета. С фондом “Линия жизни” мы, можно сказать, первопроходцы — осваиваем фандрайзинговые инструменты, которые могут привлечь реальные средства из цифрового мира в реальную жизнь. В первую очередь нам в этом помогают цифровые волонтеры — геймеры, стримеры, которые готовы быть проводниками, реализовывать благотворительные стримы и другие диджитал-проекты вместе с фондом».

Потенциальная аудитория подобного проекта очень большая. По данным Высшей школы бизнеса ВШЭ, общее количество потребителей видеоигр в России может составлять сегодня до 88 млн человек. По данным НАФИ, годовые траты россиян на покупки видеоигр, оформление абонентских подписок на них, покупки внутри игр для себя или членов своей семьи могут превышать 383 млрд рублей.

«И мы подумали, почему бы нам не попробовать продвигать донаты именно в сферу благотворительности, — рассказывает Фаина Захарова. — Из цифровой метавселенной направить помощь для спасения реальной жизни наших детей. Вот этот процесс мы и начали». 

У проекта пока нет конкретных целей, первые сборы планируются в начале июня, именно тогда начнется благотворительный марафон стримов [5_15] Х5. Геймеры, стримеры, известные блогеры впервые стали цифровыми волонтерами «Линии жизни» в мае, когда провеле серию благотворительных стримов. Часть донатов, вырученных от пользователей, будет переведена в фонд. А компания Х5 Group умножает эти пожертвования в пять раз. Таким образом, фонд получит сумму пожертвований от цифровых волонтеров, умноженную на пять. Полученные средства пойдут на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования в онкоцентр им. Блохина.

Итоги проекта [5_15] Х5 подведут 8 июня в виртуальной гостиной Spatial «Линии жизни», откуда мероприятие будет транслироваться в офлайн — на современной технологичной площадке Alfa Research Center. Тогда же пройдет public talk на тему “Искусственный интеллект — возможности, плюсы, страхи”.

Сам фонд точно не боится инновационных проектов: «Линия жизни» одним из первых в России стал проводить благотворительные стримы на разных площадках. Особенность этого проекта, по словам Фаины Захаровой, в том, что технологии позволяют соединить виртуальный мир с метафизическим. Когда будут подводить итоги проекта, подопечные фонда смогут тоже принять участие в мероприятии — познакомиться и пообщаться с цифровыми волонтерами проекта [5_15] Х5 в пространстве Spatial. «Наши подопечные — тяжелобольные дети, и зачастую такое общение жертвователя, дарителя с ребенком в реальном мире осуществить невозможно, — говорит Захарова. — А в метавселенной возможно все».