17 декабря прошла онлайн-конференция, посвященная вопросам гражданско-правового статуса граждан, имеющих инвалидность вследствие психического расстройства. Она завершила проект «Новые возможности – новое качество жизни», который на протяжении 2025 года проводил Экспертно-методический центр «Особое детство» при поддержке Фонда президентских грантов.
Проект проходил в пяти регионах РФ — Республике Башкортостан, Новгородской, Ярославской, Московской областях и Москве. В его фокусе были четыре направления, ориентированные на повышение качества жизни людей с инвалидностью вследствие психического расстройства, которые проживают в психоневрологических интернатах (ПНИ) и домах социального обслуживания (ДСО).
Одно из направлений — повышение гражданского-правового статуса граждан, проживающих в ПНИ, и восстановление их дееспособности. Весь 2025 год в 13 учреждениях проходили социально-психологические тренинги для проживающих в ПНИ, которые хотят вернуть себе дееспособность, а также для сотрудников ПНИ, которые будут проводить эти тренинги в дальнейшем. Вопросам, связанным с дееспособностью, и была посвящена конференция.
Эксперт ЭМЦ «Особое детство», юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис рассказала об основных аспектах трудоустройства недееспособных граждан. «В трудовом законодательстве отсутствуют ограничения для участия недееспособных граждан в трудовых отношениях, — рассказала Елена Заблоцкис, — но такие граждане не могут быть трудоустроены на некоторые должности. Существуют и ограничения медицинские, но эти ограничения распространяются на всех граждан и не связаны с дееспособностью. Трудовой договор недееспособный человек заключает так же, как и все другие работники».
Елена Заблоцкис рассказала, что Минтруд подготовил рекомендации по подбору видов деятельности для людей с инвалидностью в зависимости от того, какие функции организма нарушены. В том числе, для людей с шизофренией, РАС и тяжелыми множественными нарушениями развития. «Конечно, формулировки в этих документах достаточно обобщенные, но они имеют значение для выстраивания отношений с потенциальным работодателем, поскольку он чувствует себя неуверенным, и ему нужна хоть какая-то основа для того, чтобы принимать такого человека на работу».
О своем опыте обучения и самостоятельного проведения тренинга рассказали представители регионов-участников проекта — психологи из Бирского ПНИ Республики Башкортостан и сотрудница Доброго дома «Егорьевский» Московской области.
В Бирском ПНИ примерно 7% граждан хотят повысить свой правовой статус. В своем выступлении психологи рассказали, по каким критериям они отбирали участников тренингов и кто, по их мнению, лучше всего подходит для их проведения. Они отметили, что поначалу столкнулись с определенным скепсисом некоторых сотрудников своего учреждения относительно возможности изменений у подопечных и перестройки привычных рабочих схем. Они полагали, что проживающие не справятся, что такая работа может создать ненужные риски и дополнительную работу. Но потом подход изменился.
«Что нового мы узнали о своих подопечных? — говорит психолог Бирского ПНИ Карина Гизатуллина. — У них высок уровень мотивации к самостоятельности, гораздо выше, чем мы могли предполагать. Второе – это сохранность когнитивной функции: когда материал подавался в адаптированной форме, они показывали способность к усвоению новой информации. И третье — потребность в общении на равных: для них было важно, что с ними обращаются как со взрослыми, а не с детьми».
«Сейчас на тренинге в качестве помощников участвуют ребята, которые прошли летом тренинг у Марии Сиснёвой, — рассказала психолог Лариса Краснова. — Эта тактика очень эффективная, потому что так они заодно прошли тренинг еще раз и в некоторых вопросах уже чувствовали себя, как рыба в воде».
Реализация проекта «Новые возможности – новое качество жизни» дала возможность провести научное исследование эффективности социально-психологического тренинга по восстановлению дееспособности. Об этом рассказала психолог, эксперт ЭМЦ и руководитель проекта Мария Сиснёва. Его участники прошли сначала первичную диагностику и затем – повторную, в рамках которой измерялся уровень нуждаемости в посторонней помощи и мотивация к обретению большей самостоятельности. Выяснилось, что по этим показателям наблюдаются статистически значимые различия в точках до и после тренинга, и оба показателя значительно улучшились. Кроме экспериментальной группы, была и контрольная, в которой были собраны проживающие, которые также хотели восстановить дееспособность, но в тренинге не участвовали. И сравнение результатов показало, что в контрольной группе статистически значимых изменений не произошло.
«Также в течение года мы провели качественный анализ результатов тренинга, — говорит Мария Сиснёва. — Мы беседовали с участниками тренинга 2023 года, которые уже закончили судебные процессы по восстановлению дееспособности. Они рассказали, что помимо практических знаний, которые им пригодились в суде, на экспертизе и в самостоятельной жизни, им была очень важна поддержка ведущих и других членов группы. Она изменила их психологическое состояние, повысила уверенность в себе и снизила тревожность».



