5 декабря в центре занятости «Моя карьера» прошел круглый стол «Актуальные вопросы организации социальной занятости инвалидов». Его провели Центр лечебной педагогики и Экспертно-методический центр «Особое детство» при поддержке ДТСЗН и Фонда президентских грантов.

На круглом столе Максим Гурин и Данила Парщиков из Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ презентовали исследование «Социальная занятость участников проекта учебного сопровождаемого проживания: внутри и за рамками квартиры».

Исследование касалось проекта учебного сопровождаемого проживания «Свой ключ». Это совместный проект одноименной родительской инициативной группы, Центра лечебной педагогики и Экспертно-методического центра «Особое детство», благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Участники проекта — подростки и молодые люди от 14 до 25 лет с различными нарушениями развития. Специально для них (и с учетом их пожеланий) была оборудовано пространство площадью 321 кв. м. на первом этаже многоэтажного дома в ЖК «Переделкино Ближнее». Одновременно в учебном пространстве может находиться до 10 человек с сопровождающими. В течение недели в квартире живут две смешанные по возрасту группы — каждая по три дня.

«Участники проекта не похожи друг на друга, у них разные потребности, к ним нужен разный подход. Для каждого разработан индивидуальный план пребывания в этой программе. Общая цель — развитие самостоятельности, но навыки всем нужны разные», — говорит Максим Гурин.

Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, которой заведует Елена Ярская-Смирнова, по запросу Центра лечебной педагогики исследует деятельность «Своего ключа» с начала проекта. Он запустился в сентябре 2023 года.

Цель исследований — изучить эффекты проекта для различных групп благополучателей. Для этого используется набор инструментов — анкетирование родителей; интервьюирование родителей, клиентов, сопровождающих; фокус-группы с сопровождающими, фокус-группы с клиентами.

«Еще до начала проекта в ЦЛП периодически проходила оценка навыков ребят по шкале I.C.A.N. школы Перкинс. Это большой опросник, который заполняется вместе с педагогами и родителями. Мы использовали его, когда разрабатывали собственную анкету», — рассказывает Максим Гурин.

Родителей исследователи из Вышки спрашивали о том, изменились ли навыки участников за время проекта — в частности, это касалось готовки, гигиены, умения выражать свою точку зрения, умения строить планы на день и более длительный период. Второй важной темой были детско-родительские отношения. Педагогам, сопровождающим ребят, задавались вопросы о том, как проходит их день, что они делают на смене, что им нравится, что не нравится, устают они или нет. Сложнее всего было адаптировать инструментарий к взаимодействию с клиентами.

«В коммуникации нам помогали сопровождающие: объясняли, кто как взаимодействует. Тем, кто не очень хорошо понимает обращенную речь и сам не говорит, мы не задавали сложных вопросов. Распечатывали картинки, чтобы они могли показать, что им нравится. А для тех, кто вербален, у нас был отдельный список вопросов. Обработать такие данные классическим способом не получится, но проект был создан для ребят, и совсем не поговорить с ними неправильно, — рассказывает Максим.

Проведя несколько раз анкетирование, в 2025 году исследователи решили брать у родителей развернутые интервью. Частично вопросы повторялись, но благодаря другому формату появилась возможность углубиться в изменения в повседневной жизни семей. Был составлен список вопросов, но жестко следовать ему не пришлось.

«Мы могли какой-то из вопросов пропустить, но зато раскрыть уникальную историю человека, — говорит Гурин. —  И теперь мы лучше понимаем про качественные изменения. Например, кто-то из ребят может самостоятельно передвигаться по городу, кому-то нужна поддержка. При этом и у тех, и у других, по наблюдениям родителей, появилось представление о том, как себя занять. Что можно самому спланировать свой день, а не подходить и спрашивать».

В частности, из интервью родителей были взяты цитаты для выступления Максима и Данилы на круглом столе: «Нa фоне проживания в тренировочной квартире у сына появилось осознанное желание зарабатывать деньги. Вообще представление, что он на что-то может зарабатывать деньги».

Поговорив с родителями, исследователи пришли к выводу, что появление такого желания — результат в том числе внутренних изменений, которые начинают происходить, когда у подростков и молодых людей появляется возможность делать выбор.

Сначала этот выбор чисто бытовой — какой фильм посмотреть, что приготовить на ужин. «Но именно такие вещи, с точки зрения родителей, порождают в дальнейшем значимые поведенческие изменения, которые проявляются и в детско-родительских отношениях, — говорит Данила Парщиков. — Помимо того, что клиенты программы становятся более самостоятельными в широком смысле, они также начинают более активно отстаивать свою точку зрения, формировать новые запросы. Расширяется спектр интересов за счет нового социального опыта, общения с сопровождающими. И в результате новые собственные желания становятся стимулом к поиску форм оплачиваемой занятости».

Таким образом, считают исследователи, социальная занятость не возникает механически и не сводится исключительно к инструментальным навыкам, в том числе профессиональным, а предполагает определенные внутренние изменения. Повышается агентность человека, появляется представление о том, что он может влиять на собственную жизнь, возникают конкретные идеи, как это делать. И эти внутренние изменения могут быть форсированы за счет условий и моделей взаимодействия, которые создаются внутри таких социальных проектов, как «Свой ключ».