Форум Доноров провел конференцию «Искусство быть меценатом» о частной поддержке культуры – с участием доноров, артистов, продюсеров и представителей государства
Меценатская поддержка искусства важна для того, чтобы культурные институции ощущали устойчивость, а проекты были разнообразнее и богаче. И сейчас для меценатства самое время – если есть взаимный интерес и финансовые возможности, сходятся во мнении спикеры конференции «Искусство быть меценатом».
На конференции, прошедшей 8 декабря в Москве в усадьбе Прове – Калиш (владениях Ивана Прове, московского предпринимателя и мецената), обсуждали поддержку классической музыки, фестивалей и гастролей и будущее культуры, на которое можно влиять и вкладываться в него. Вот некоторые выводы дискуссий.
Расходы и зарплаты
В сфере академической музыки финансирование особенно нужно по трем основным направлениям:
— большие и специальные культурные проекты (фестивали, гала-концерты, гастроли и т.д.)
— покупка и содержание музыкальных инструментов
— зарплаты артистов.
«В нашей сфере идет гонка высоких зарплат, и не только потому что играют музыканты высокого уровня, но и потому что мы наблюдаем жесткий кризис, острый дефицит кадров. Оркестры переманивают музыкантов друг у друга, и музыканты запрашивают лучшие условия. А всё это потому, что 15 лет назад родители не привели своих детей в музыкальные школы, потому что упал престиж нашей специальности, — рассуждает Алла Петрова-Лемачко, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки Уральского филармонического оркестра. – В семьях уже не гордятся: «Мой ребенок учится в музыкальной школе». На мой взгляд, причина в том, что не хватает проработанных нормативных актов, связанных с частной и общественной поддержкой культуры, в том числе с меценатством. Нет поддержки от бизнеса и местных властей для музыкального образования в каждой деревне. Если в регионе ходят только на футбольные матчи, там никто не будет поддерживать филармонический оркестр».
Государственный грантодатель – Президентский фонд культурных инициатив – со своей стороны поддерживает академическое искусство. «С начала работы Фонд поддержал более 11 тысяч проектов на сумму свыше 45,5 млрд рублей, из которых 2,8 млрд рублей были направлены на поддержку классической музыки и академического искусства. При этом привлечённое софинансирование на эти проекты составило 3,2 миллиарда. Мы видим, что сегодня в тренде кросскультурные, межотраслевые и часто экспериментальные проекты», — отмечает первый заместитель генерального директора ПФКИ Игорь Соболев.
Но есть текущие и периодически возникающие запросы, на которые нужно находить ресурсы и вне проектов. Например артисты должны выступать на мировых сценах, чтобы возвращаться в Россию с новым опытом и качеством исполнения. «Фонд Ильдара Абдразакова системно поддерживает молодые таланты. К примеру, Анастасия Сагайдак (восходящая оперная звезда, сопрано, выпускница РАМ имени Гнесиных. – Прим.) стажировалась и уже выступала на открытии сезона в театре Сан-Карло (Неаполь, один из старейших оперных театров Европы. – Прим.), и фонд поддержал ее поездку», — рассказывает Ханна Ткачева, концертный директор Ильдара Абдразакова.
Вложения в таланты, так же как и в покупку музыкальных инструментов для оркестров, вполне могут быть выгодными инвестициями, отмечают эксперты. Артист – это лицо и зрительский успех, а хороший инструмент, которым пользовался прославленный музыкант, со временем будет только ценнее.
А кроме того, это инвестиция в отношения: с государством, культурными институциями, лидерами мнений, жителями своих территорий. И это приносит уже не финансовые, но другие важные дивиденды.
— Современный меценат – это стратегический партнер, а не просто источник финансирования. Государство обеспечивает стабильность и сохраняет инфраструктуру, зрители дают социальное измерение, а меценат привносит личную заинтересованность, инновационное мышление и готовность поддержать смелые проекты. Это интеллектуальный партнер, который вкладывает не только деньги, но и компетенции. Как показывает опыт возрожденного Русского музыкального общества, будущее принадлежит той модели, где частная инициатива, корпоративная ответственность и государственная поддержка работают в едином ритме для развития академической музыки, — подчеркивает Светлана Кобзарь, исполнительный директор Русского музыкального общества.
Как доноры выбирают, кого поддерживать
Поддерживать гастроли артистов за рубежом и по России важно не только для них самих, но еще и для воспитания художественного вкуса на местах. Богатая культурная повестка в регионе дает повышение качества жизни людей, их лояльность, замедление оттока в большие города, снижает уровень преступности, улучшает социальную ситуацию и приносит другие долгосрочные эффекты.
— Почему бизнес занимается культурными проектами? Ряд компаний выходят за рамки очевидной парадигмы [повысить культурный уровень на территориях. – Прим.] и реализуют проекты с вовлечением самих зрителей, когда они становятся не только наблюдателями, но и активными соучастниками процесса. Так, например, как происходит в нашем совместном с театром Наций проекте «Интеграция», когда сборы от спектакля перечисляются для поддержки местных региональных театров. Кроме того, промышленные предприятия находятся, как правило, в небольших городах, и немаловажно, чтобы актуальная культурная повестка была во всех смыслах доступной для жителей этих городов. Возможность видеть лучшее – это тот аргумент, который поможет привлечь корпорации, компании для поддержки культурных проектов, — говорит Наталья Левицкая, директор фонда поддержки и реализации культурных инициатив «Синара».
При этом каждый донор, в условиях выбора направлений поддержки, делает упор на тот или другой вид искусства. И роль в этом выборе играет человеческий фактор: экспертиза донора, его предпочтения, связи с конкретными артистами и продюсерами, а еще историческая гордость жителей территорий за своих знаменитых земляков, связанных с разными видами искусства.
И государственным, и частным грантодающим организациям кажется надежным и перспективным партнерство с той культурной институцией, которая умеет планировать и проектировать, думает вдолгую и владеет экономическими инструментами и понимает, как измеряется эффект от своей во многом нематериальной деятельности.
— Пример Красноярской филармонии это подтверждает. Когда есть чёткая стратегия развития с трёх-пятилетним горизонтом и выстроенная коммуникация с различными группами стейкхолдеров, появляется измеримый результат. К концу пятилетнего цикла мы ежегодно получали до 100 тысяч дополнительно проданных билетов. При этом акцент работы не смещался в сторону массовых развлекательных жанров. Напротив, репертуарная афиша последовательно расширяла академическую составляющую, группируя концерты в новые абонементы и фестивали классической музыки.
Поступательный рост стоимости билетов свидетельствовал о востребованности программ и сформированном понимании их ценности у широкой аудитории и партнёров, без которых такой творческий размах был бы невозможен», — комментирует Евгений Стодушный, продюсер, директор Хора Минина.
Кто в ответе за пересборку страны
Деятели культуры в России в последние годы синхронизируются друг с другом, но не стоит опасаться, что культура в будущем станет безликой, одинаковой и превратится в пропаганду, считают эксперты.
— Наша общая цель — вносить вклад в развитие культуры в том виде, в котором мы ее понимаем. А поскольку понимание культуры у всех разное, ее развитие тоже неизбежно будет разнообразным — и это хорошо. Даже при мощной государственной поддержке культура будет двигаться по-разному на общероссийском и локальном уровне.
Мы видим свою задачу в том, чтобы показать: культура сегодня — это универсальный язык, который помогает объяснять сложные вещи так, чтобы они становились понятными, — считает Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина.
Запрос на культуру в регионах колоссальный, это подтверждают и данные ВЦИОМ (на июнь 2024 г.): шесть из десяти (58%) россиян за последний год посещали различные мероприятия по месту жительства. Наиболее активны молодые граждане 18-24 лет — 80%, с возрастом активность снижается, но даже среди тех, кто старше 60 лет, примерно половина становились посетителями различных культурно-массовых мероприятий (47%).
И на этот запрос нужно отвечать прямо сейчас, производя задел на будущее. Как государство, так и крупные доноры заинтересованы это делать.
— Как говорит нейробиолог Татьяна Черниговская, мозг – это не просто орган, а целая вселенная. Культура и искусство оказывают огромное влияние на формирование этой вселенной, помогая людям развиваться. Именно человек находится в фокусе нашего внимания, а не проекты. На Севере, где находится большая часть предприятий «Газпром нефти», живут 80 тысяч сотрудников компании, а вместе с их семьями – почти полмиллиона человек. Наша задача – сделать их культурную жизнь интересной и насыщенной. Поэтому мы привозим артистов, организовываем выставки и фестивали, а также поддерживаем локальные инициативы, — говорит Ярина Сугакова, директор программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
— Первостепенная задача культуры сегодня – это пересобрать страну, — добавляет Ксения Ламшина, шеф-редактор редакции «Культура Москвы», автор телеграм-канала «Культурные люди». – Прийти к пониманию, что такое Россия, помогут в первую очередь именно культурные проекты. Для этого их стоит поддерживать.
Конференция стала итогом проекта Форума Доноров «Лаборатория для творцов и меценатов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Партнеры конференции: СУЭК, ПАО «Газпром нефть». Партнеры сессий: Русcкое музыкальное общество, ПАО «Северсталь».

