20-й ежегодный проект «Лидеры корпоративной благотворительности» подвел итоги. Восьмого декабря в Москве объявили победителей конкурса программ и результаты рейтинга, в усадьбе Прове–Калиш прошла церемония вручения наград. Организатор проекта – Ассоциация грантодающих организаций «Форум Доноров» вместе с партнерами.
В 2025 году в проекте приняли участие 78 компаний – суммарно в конкурсе и рейтинге.
Что показал рейтинг
Методологический партнер в составлении рейтинга – группа компаний Б1, в прошлом Ernst&Young в России. Рейтинг распределяется по шести категориям от А+ до С.
Рейтинг этого года показывает, что качество управления благотворительностью растет. В 2025 году доля участников с высокими оценками А и А+ выросла до 57% против 54% годом ранее, а доля компаний с низкими оценками С и С+ сократилась с 9% до 6%. Четверть участников улучшили свои позиции по сравнению с прошлым годом, что говорит о повышении качества раскрытия информации и росте осознанности бизнеса в реализации социальных программ. Кроме того, к рейтингу добавились десять компаний-дебютантов, некоторые сразу же показали достаточно высокие оценки. Это Siberian Wellness, ООО «АтомИнфо», АО ДОМ.РФ, ПАО «МТС Банк», АО ОТЛК ЕРА, Pari, АО «Прогресс».
«Мы работаем с большими компаниями и лидерами отрасли. И для нас самих важно понимать тенденции в социальных инвестициях, а кроме того, нам очень важно делать какой-то вклад в добрые дела. То, что мы участвуем, помогаем, является партнёром рейтинга, мы считаем таким вкладом, который каждый год вносим с большим удовольствием.
И каждый раз мы радуемся тому, что компании получают свои премии на такой импровизированной «церемонии Оскар», радуемся за них и чувствуем свою причастность», — сказала старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития группы компаний Б1 Евгения Кадыкова.
Результаты и выводы конкурса программ
Конкурс программ в 2025 году проводился по 10 номинациям, две из них введены впервые: «Лучшая программа социальных инвестиций в сектор СО НКО и социальных предприятий» (партнер – Агентство стратегических инициатив) и «Лучшая программа, реализованная при поддержке государственных институтов» (партнер – Министерство экономического развития РФ). Также в обновленном виде появилась «Лучшая партнерская программа (проект)» – номинация, инициированная Форумом Доноров.
«Социальные инвестиции – особый вид вложений, когда дивидендами становятся общественные блага, направленные на повышение качества жизни людей. Зоны роста обширные, и это видно по нашим победителям: поддержка семей с детьми, имеющими нарушения развития, трудоустройство людей инвалидностью и системные решения в разрезе устойчивого развития некоммерческих организаций. Для нас очень важно поддерживать сектор, который на сегодняшний день ближе всего к людям. Наша номинация как раз направлена на сохранение и повышение его устойчивости», – сказала Ирина Петрунина, заместитель руководителя направления «Социальные проекты» АСИ.
Многие другие номинации в конкурсе – многолетние. Одна из них связана с поддержкой культуры, она сохраняется из года в год с разными акцентами и различиями в критериях в зависимости от подхода партнеров. Партнер номинации 2025 года – Президентский фонд культурных инициатив.
«Когда мы получили от Форума Доноров предложение «подружиться» с такой номинацией, то, недолго поразмышляв, с удовольствием согласились. Для любого крупного грантодателя важно изучать рядом находящиеся, живущие и процветающие программы социально ответственного бизнеса в той же сфере. Программы в конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности», как правило, являются лидерскими, толково задуманными и результативно реализуемыми. Их действительно стоит изучать.
Для Президентского фонда культурных инициатив это полезный опыт, поскольку мы постоянно совершенствуем собственную работу с экспертами для эффективного отбора проектов на конкурсах по предоставлению грантов. С другой стороны, в этой номинации мы тоже реализовали свою экспертную силу, проработали саму заявку для номинантов и критерии её оценки, чтобы выбирать действительно лучшие программы в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, проводимые компаниями в рамках своей корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития», – сказал Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив.
«Путь храбрых и прославленных»
Эксперты, которые анализировали заявки, сходятся во мнении, что сегодня российский бизнес относится к благотворительности как к системным социальным инвестициям, интегрированным в бизнес-стратегию. Они выделяют три основных тренда среди лидеров корпоративной благотворительности. Первый: программы все чаще ориентированы на поддержку стратегических государственных приоритетов. Второй: участники стали подробнее раскрывать внутренние процедуры и измеримые результаты своих программ. Третий: компании фокусируются на проектах с измеримым и понятным социальным эффектом.
Но при этом благотворительность не просто формально вписывается в бизнес-стратегию. Победители и призеры проекта – это те, кто на человеческом, личном уровне чувствует проблемы и зоны особого внимания на своих территориях присутствия, в стране в целом, и делает свою работу с душой.
«Как сказал Марк Туллий Цицерон, в отношении нуждающихся добро творят либо делами, либо деньгами. Второй способ проще, особенно для состоятельных. Первый же способ – для храбрых и прославленных. Деньги из сундука достать не сложно – дела же связаны с нашей доблестью. Вот когда мы оцениваем проекты – поверьте, коллеги, мы оцениваем вашу доблесть, доблесть ваших идей, поступков, зов ваших сердец, веление вашего разума. И очень здорово, что, в отличие от западных трендов благотворительности, уходящих в демагогию и декларативность, российские проекты ориентированы на конкретных благополучателей. И дай Бог, чтобы так было всегда», — сказал на церемонии Константин Войцехович, руководитель офиса ЮНЭЙДС по связям с Российской Федерацией.
«Проект ведется уже 20 лет (в 2006-2008 гг. носил название «Лучший корпоративный донор России» — Прим.) и стал в определенной степени традицией. Я знаю, что участие в нем действительно важно для многих компаний как знак качества их деятельности в области социальных инвестиций. Наша большая гордость – партнеры, благодаря которым можно действительно объективно оценить состояние корпоративной благотворительности в той или иной теме (в конкурсе номинаций) и в целом (в рейтинге деятельности компаний). Номинации конкурса всегда отражают то, на что хочется обратить внимание и увидеть правильные примеры, интересные практики. Ну и мы надеемся, что обратная связь, которую мы стараемся давать каждый год, – это тоже ценно и важно», – подытожила Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров».
Результаты конкурса и рейтинг уже доступны на сайте Форума Доноров. Также 9 декабря в газете «Коммерсант» опубликована специальная вкладка с итогами рейтинга и конкурса, авторскими текстами и колонками членов ассоциации. Подробнее ознакомиться с проектами-победителями можно в аналитическом издании «Всё о лидерах», которое Форум Доноров выпускает ежегодно.


