Эксперты Центра лечебной педагогики и Экспертно-методического центра в сфере поддержки лиц с нарушениями развития и их семей «Особое детство» подготовили интерактивный образовательный модуль «Этика сообщения диагноза и коммуникации врач-пациент». Он размещен на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Материалы модуля предназначены для специалистов, сообщающих семье ребенка его инвалидизирующий диагноз или подозрение на него.

Автор курса — Анна Анатольевна Портнова, доктор медицинских наук, президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН. Соавтор и ведущая курса — Анна Владимировна Серкина, клинический психолог, специалист по коммуникации в медицине.

Одна из важнейших мер поддержки семьи, в которой растет ребенок с выявленной патологией или риском ее развития — бережное сообщение диагноза и информирование родителей обо всех помогающих организациях, в которые они могут обратиться за помощью. Предлагаемые рекомендации призваны помочь врачам сообщать диагноз так, чтобы родители ребенка или беременная женщина могли действительно понять, что происходит, и при этом чувствовали поддержку врача.

«Протокол подсказывает, как выстроить этот разговор. С чего начать? Как понять, что родители готовы услышать диагноз? Что делать в разговоре после того, как диагноз прозвучал? В курсе мы разбираем конкретные приемы коммуникации, которые повышают взаимопонимание между врачом и тем, кому предстоит услышать диагноз», — поясняет Анна Серкина.

Протокол разработан на основе Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации и протокола сообщения тяжелых диагнозов SPIKES. Работая над ним, авторы курса учитывали опыт российских родителей, которым в свое время пришлось узнать, что у их ребенка синдром Дауна, аутизм, ДЦП или другие инвалидизирующие диагнозы.

Формат видеокурса позволяет меньше чем за два часа максимально погрузиться в тему. В нем наглядно демонстрируются различные модельные ситуации, отыгранные при помощи симулированных пациента и медика. Он включает в себя структуру консультации, перечень коммуникативных задач, стоящих перед врачом при проведении разговора о диагнозе, и набор коммуникативных навыков, помогающих в решении этих задач. Модуль также содержит рекомендации по профилактике профессионального выгорания у врачей.

«Знания, полученные на этом курсе, помогут докторам повысить качество коммуникации с родителями ребенка при сообщении деликатной информации о диагнозе, что уменьшит травмирование семьи, поможет родителям в принятии дальнейших осознанных решений.

Коммуникация — это двусторонний процесс, и сообщать тяжелую информацию о диагнозе для врача так же очень болезненно. Курс дает четкие коммуникативные навыки, которые помогут докторам быть более уверенными в том, что они все сделали правильно, что снижает риск эмоционального выгорания и повышает комплаенс с пациентами», — говорит врач Елена Лянгузова, руководитель рабочей группы «Протокол сообщения диагноза», руководитель программ поддержки семей с детьми с особенностями развития РООРДИ “Дорогою добра».

Внедрение протокола этичного информирования родителей (законных представителей) ребенка о выявлении у него инвалидизирующей патологии или риска ее развития — часть стратегической программы «Сопровождение через всю жизнь», которую реализует Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Она направлена на выстраивание доступных возможностей социализации для детей и молодых взрослых с инвалидностью и их семей.

Курс предназначен врачам следующих специальностей: акушерство и гинекология, неонатология, педиатрия, анестезиология и реаниматология, генетика, детская хирургия, детская травматология, онкология, гематология, дерматология, ревматология, психиатрия, кардиология, отоларингология, нефрология, урология-андрология, функциональная и ультразвуковая диагностика, инфекционные болезни, неврология и нейрохирургия, эндокринология.