Проект Inclusive Dance появился в 2012 году как ежегодный фестиваль, на котором выступали разные танцоры. За 12 лет он вырос в целое движение, которое объединяет тысячи людей из разных городов и стран. Команда Inclusive Dance проводит несколько фестивалей в год, обучает тех, кто хочет научиться танцевать, и стремится показать всем, что инклюзивное искусство прекрасно и достойно внимания зрителей.

Основатель Inclusive Dance Леонид Тарасов рассказал «Журналу о благотворительности», как возникло движение, чего добилась его команда и как менять отношение людей к инклюзивному искусству.

Поддержка и творчество

Над сценой загорается неяркий, чуть приглушенный свет, тихо играет лирическая музыка. Перед зрителями появляется одна танцовщица, потом еще несколько, а затем весь коллектив. Музыка звучит все громче, и танцоры своими движениями начинают рассказывать историю любви, не оставляя равнодушным никого в зале. Это студия инклюзивного танца «Вдохновение» выступает на XI фестивале Inclusive Dance в Москве. Они одни из 500 участников события, «созданного для поддержки людей с ограниченными возможностями, но с безграничными способностями» — именно так описывают фестиваль его организаторы.

Центр социокультурной анимации «Одухотворение», который проводит фестиваль Inclusive Dance, открыл в 2002 году Леонид Тарасов. А началось все еще с детства: у Леонида был друг с генетическим заболеванием — гемофилией. В студенческие годы друг предложил Леониду пройти практику в обществе людей с инвалидностью. Работа с этими людьми так увлекла молодого человека, что он решил и дальше заниматься ей.

«Я учился в Рязанском институте культуры, но был не уверен, чем буду заниматься дальше — возможно, танцами», — рассказывает Леонид. — Меня интересовала социокультурная анимация, то есть технология преодоления отчуждения человека от общества и культуры. И я защитил диплом об этом, потом написал кандидатскую».

Какое-то время Леонид Тарасов также занимался с ребятами с инвалидностью: вел танцевальные занятия и кружок общения — и вначале не думал, что это станет настолько важным для него. Но в итоге танцы, наука и помощь людям с инвалидностью слились для меня в одну деятельность — так появилась организация «Одухотворение».

Некоммерческая организация работала в Москве, и ее главной целью было помочь взрослым людям с разными видами инвалидности социализироваться, попробовать себя в искусстве и изменить свою жизнь к лучшему с помощью него. В центре проходили самые разные занятия: театральные, танцевальные, литературные. Люди с инвалидностью выступали, выпускали поэтические сборники и в целом развивались в интересующем их направлении.

При этом более глобальной целью центра было более сложная задача — преодолеть отчуждение людей с инвалидностью от общества. С годами в центре все больше понимали, что творчество их благополучателей воспринимают с трудом: людей с инвалидностью не приглашают выступать на большой сцене, их искусством не интересуются, не верят, что они могут создать что-то ценное. В итоге люди с инвалидностью оствались замкнутыми в своем сообществе и выступали только друг для друга.

«Событий с участием людей с инвалидностью хорошего уровня в целом на тот момент было действительно мало, — объясняет Леонид. — Например, проводится какой-то конкурс для людей с инвалидностью — и требования к его участникам очень низкие, организаторы сами не понимают, что хорошо, а что плохо. И в итоге выступления на этом конкурсе могут быть неэстетичными, немузыкальными. Кто-то будет восхищаться просто потому, что это делают люди с инвалидностью — „молодцы, вышли на сцену, преодолели себя“, а большинство просто не захочет такое смотреть».

К 2012 году команда «Одухотворение» окончательно осознала это противоречие и поняла, что нужно менять ситуацию. Тогда команда стала думать над новым проектом, который изменит деятельность центра и жизнь его благополучателей.

На большой сцене

Идея такого проекта появилась у Леонида: он предложил не выделять людей с инвалидностью, а запустить именно инклюзивный проект, сделав акцент на том искусстве, в котором он лучше всего разбирается — танце. Так появилась концепция Inclusive Dance — фестиваля, на котором выступают разные танцоры: примерно треть из них люди без инвалидности, остальные — с ДЦП, РАС, разными особенностями развития.

«В первые десять лет своей работы я пытался добиться устойчивых изменений в жизни людей с инвалидностью с помощью работы с ними в танцевальном зале, но этого оказалось недостаточно, — рассказывает Леонид. — Я понял, что изменить жизнь человека к лучшему можно, если не просто работать с ним персонально, а менять среду вокруг него. А значит, важно развивать инклюзию».

Первоначальной задачей команды проекта стало найти финансирование на новый проект. И Inclusive Dance получили грант Комитета общественных связей г. Москвы. На эти деньги можно было оплатить аренду площадки для фестиваля. Ею стала одна из сцен Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Команда проекта Inclusive Dance серьезно подошла к отбору участников фестиваля: ими могли стать только хорошо подготовленные танцевальные коллективы. Специалисты проводили онлайн-конкурс, во время которого оценивали выступления всех подавших заявки, и в итоге выбрали 60 лучших коллективов из России, Нидерландов и Италии. Среди них также был коллектив инклюзивного танца «Одухотворение», который давно сформировался в центре социокультурной анимации.

Фестиваль организовывали около 40 членов команды проекта и волонтеры. Впервые проводить мероприятие такого масштаба было очень сложно, вспоминает Леонид: постоянное нервное напряжение, много трудностей, подводных камней и разочарований. При этом чем ближе к событию, тем больше было нагрузки — и в какие-то моменты команда работала просто на износ. Первый фестиваль прошел 1-3 декабря 2013 года и собрал 500 зрителей и более 200 танцоров.

«Раньше наше искусство не вызывало интереса и у зрителей: они думали, там люди с инвалидностью выступают — жалко их, страшно на них смотреть, — рассказывает Леонид. — А на фестивале Inclusive Dance все поменялось: люди подходили к нам и говорили, как они воодушевились, и они плакали, но не от жалости, а от радости и счастья. Выступления на нашем фестивале уже не про „преодоление себя“, а про красоту. Они несут в себе смыслы, вызывают эмоции, чувства и меняют мировоззрение зрителя».

Танец без границ

Проект Inclusive Dance оказался по-настоящему «революционным» — он полностью изменил концепцию центра «Одухотворение». С 2012 года инклюзия стала основным направлением его деятельности: «В том году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и тема инклюзии постепенно проникала в умы людей — они стали больше слышать об этом, задумываться о ней, — вспоминает Леонид. — Что-то менялось в обществе, но сферу культуры эти изменения не затрагивали. Нашей целью было изменить это».

Сейчас в центре «Одухотворение» и инклюзивном танцевальном коллективе около 100 ребят с инвалидностью занимаются еженедельно. Концертная группа — 20-30 человек, они занимаются с целью выступлений, уже имеют опыт. В 2014 команда центра решила расширить свою деятельность в сфере танцев и стала проводить также выездные семинары — уже десять лет они проводятся несколько раз в год для педагогов инклюзивного танца в разных регионах России. За это время прошло уже более 30 семинаров, в них приняли участие более 1000 специалистов.

Фестиваль в Москве первые годы проводился ежегодно, но вскоре команда Inclusive Dance решила развивать систему фестивалей и проводить их по всей стране. Все началось в 2016 году с сотрудничества с некоммерческой организацией «Благое дело» — вместе две команды организовали и провели Inclusive Dance в Екатеринбурге.

В 2015 году Леонид Тарасов вместе с коллегами Корри ван Хагтен (Нидерланды) и Реем Булпитом (Великобритания) стали соучредителями World Inclusive Dance Association. «И это объединение играло всегда важную роль в международном обмене и в развитии нашего движения в России», — рассказывает Леонид.

Так фестиваль вышел на международный уровень: при поддержке партнеров из Словакии Inclusive Dance прошел в Братиславе. Тогда собралось более 50 танцоров из пяти стран: России, Словакии, Австрии, Беларуси и Венгрии. На этом фестивале команда «Одухотворения» подружилась с коллективом Ich bin Ok из Вены и его художественным руководителем Ханой Занин и вскоре провела событие там — в нем приняли участие семь коллективов из пяти стран — всего более 60 танцоров.

Параллельно команда искала возможности провести фестиваль в разных регионах страны. В 2017 году впервые Inclusive Dance прошел в Красноярске и Владивостоке, а в 2018 году уже в шести городах. В 2024 году фестиваль пройдет в семи городах: Санкт-Петербург, Калуга, Сочи, Курган, Волгоград, Апатиты, Москва.

Сейчас в задачах Inclusive Dance — сделать так, чтобы событие регулярно проходило в разных регионах России. На крупных фестивалях сегодня выступает более 70 коллективов, а на небольших — около 20-30. Один из постоянных участников всех событий — коллектив самого центра «Одухотворение»: в его концертной группе — 20-30 человек.

В 2025 году Inclusive Dance планирует провести уже более десяти фестивалей в разных городах. Среди них: Уфа, Пермь, Екатеринбург, Казань, Красноярск. А к 2030 году команда движения мечтает выйти на цифру 65 фестивалей в год, увеличить количество коллективов-участников до 1000 и помочь с помощью танца сотням тысяч людей с инвалидностью.

«Танец — это развитие самостоятельности людей с инвалидностью, это то, что помогает жить и дает много возможностей. И это то, что трансформирует общество, делает нахождение в нем более благоприятным для всех. Ведь по положению уязвимых людей можно понять уровень развития общества — если людям с инвалидностью в нем хорошо, значит, и всем хорошо, — уверен Леонид Тарасов. — Осознав это, мы пришли к тому, что мы движение, которое нацелено на массовое вовлечение людей с инвалидностью в танец и всего общества — в инклюзию, и событий только в Москве для нас недостаточно».

К сегодняшнему дню команда Inclusive Dance провела более 30 фестивалей, в которых приняли участие более 8000 танцоров с инвалидностью и без. Участие в фестивале стало переломным моментом для многих людей с инвалидностью. Например, для 20-летней Алены и 14-летней Софии — сестер, передвигающихся на колясках. В танцы их привела их приемная мама Ирина прежде всего для здоровья: девочки передвигаются на колясках и им нужна физическая нагрузка. Но в итоге Алена и София так полюбили танцы, что стали заниматься ими профессионально и теперь регулярно участвуют в фестивале Inclusive Dance, где занимают призовые места.

Ирина рассказывает, что именно участие в Inclusive Dance — огромная мотивация для девочек заниматься и постоянно совершенствоваться. За годы усердных занятий ее дочки стали увереннее, у них улучшилась координация, выносливость.

А София уверена — без танцев и фестиваля их с сестрой жизнь была бы совсем другой: «Для нас важно выступать, чтобы люди видели, что мы это умеем, что мы тоже можем танцевать. И нам очень нравится участвовать в соревнованиях, получать награды — так мы понимаем, что нам нечего бояться и наши возможности безграничны».

Преодоления и новые задачи

В 2020 году для Inclusive Dance наступило непростое время: из-за пандемии фестивали и все выступления пришлось отменить. А именно в том году команда готовила Благотворительный гала-концерт «Балет без границ», который должен был состояться на Новой сцене Большого театра.

Так началась история онлайн-фестивалей. 1 декабря 2020 года состоялся Inclusive Dance World Vision, в котором приняли участие 39 коллективов из 30 стран — от Чили до Филиппин. Кроме выступлений танцоры также провели мастер-классы по национальному танцу, в котором все могли участвовать в режиме реального времени. А в 2021 году прошел Open Inclusive Dance Festival, в котором участвовали коллективы из разных стран Европы. Этот фестиваль Inclusive Dance провел совместно с организацией из Великобритании British Inclusive Dance Festival.

С 2022 года ситуация не улучшилась — международное сотрудничество стало сложнее налаживать, как и ездить за границу. Однако команда Inclusive Dance все равно не отказывается от своих планов выходить на международный уровень и проводить фестиваль в как можно большем количестве городов и стран.

«То, что мы делаем, глобально, поэтому наш фестиваль не может быть локальным. Он про слом стереотипов и границ», — уверен Леонид Тарасов.

Сегодня одна из главных проблем Inclusive Dance — финансирование. В стране и мире много насущных проблем, и государство, бизнес и люди стремятся решить прежде всего их. А танец не первая необходимость людей, он «про духовное счастье, которое неизмеримо», рассказывает Леонид. Доносить до потенциальных доноров мысль, что развивать культуру и искусство в трудное время тоже нужно, непросто. Если раньше команда регулярно выигрывала грантовые конкурсы, то сегодня ей это практически не удается.

При этом большие мероприятия не могут проходить без денег: Inclusive Dance необходимо платить за аренду площадок (событие проходит в театрах, культурных центрах, филармониях, а в Москве — в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя) и покрывать все расходы по проведению фестиваля. Также платить зарплату сотрудникам: в Inclusive Dance десять постоянных сотрудников, и для проведения события могут наниматься еще десятки специалистов. Команде удается делать это за счет коммерческих проектов. Команда центра оказывает услуги всем коллективам, которые приезжают на его события: сопровождение, организация проживания, питания и транспорта. Этих денег хватает, чтобы содержать команду центра, рассказывает Леонид.

Другой источник дохода — продажа билетов на события. Сегодня на фестивали приходят около 1000-2000 человек, и Леонид уверен, что это не только родные и друзья людей с инвалидностью — среди зрителей много «новой аудитории», на которую с самого начала хотела выйти команда центра. И все же привлекать людей на фестивали не так легко: большинство людей по-прежнему думает, что танцы людей с инвалидностью — это что-то некрасивое, неэстетичное, вызывающее скорее не восхищение, а жалость.

Зрители не готовы платить за вход на фестиваль, считая его не искусством, а «социальной историей», объясняет Леонид Тарасов. Леонид признается, что изменить ситуацию — принципиально для него и его команды: Inclusive Dance должно восприниматься как искусство и зритель, покупая билет, должен осознавать ценность мероприятия.

«Отношения между людьми имеют большое значение в творчестве, и наша задача — показать, что люди с инвалидностью имеют мощный потенциал и взаимодействие с ними дает много пользы, — говорит Леонид. — Каждый человек важен и достоин внимания, нельзя становиться черствыми и глухими. И на наших фестивалях мы выражаем любовь, равенство и принятие друг друга».

Поддержать организацию Inclusive Dance можно по ссылке.

Купить билеты на гала-концерт Inclusive Dance “Танцевать, чтобы жить” 28 октября 2024 года.