Для родителей, чьи дети развиваются типично, подготовка к первому классу может стать непростой задачей. Но что делать, если ваш ребёнок не умеет сидеть за партой и не понимает, что учитель обращается ко всем детям в классе, а не только к нему? Или если он не знает, что надо поднять руку, чтобы задать вопрос или что-то сказать? В школах не всегда принято то, что естественно для поведения детей. Однако с детьми без особенностей ментального развития проще найти общий язык, а им самим легче ориентироваться на поведение большинства.
У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) поведение и реакции устроены иначе, и большинство школьных учителей не знают, как правильно взаимодействовать с такими детьми. В результате поведение детей с особенностями ментального развития оценивается школой как «плохое». Родители таких детей получают массу жалоб от родителей одноклассников и от педагогов. В крайних случаях школу приходится менять. Право получать образование в «обычных» школах чаще всего помогают отстаивать некоммерческие организации. Одна из таких — «АутМама» из Воронежа.
Ольга Ишевская, руководитель «АутМама», делится наблюдениями: «Родителям будущих первоклассников с аутизмом некуда отвести своих детей. На подготовке совсем не рады детям, которые не могут сидеть за партой. А когда дети с аутизмом приходят в школу без подготовки, через пару недель после 1 сентября завуч предлагает родителям перевести ребенка на надомное обучение, потому что учителя и родители других детей очень жалуются».
В прошлом году при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» специалисты организации «АутМама» впервые организовали подготовку к школе для 25 детей с аутизмом. Сотрудники оборудовали кабинет с партами и доской, создав атмосферу, похожую на класс. Они несколько месяцев готовили малышей к школьной жизни. Ольга отмечает: «Самый важный вывод, который мы сделали: детям на этом этапе чрезвычайно нужна поддержка родителей и семей. Если все, что мы отрабатываем в классе подготовки, имеет продолжение дома — ребенок осваивает нужные новые навыки намного быстрее».
Поддержка родителей – ключевой элемент в успешной подготовке детей с РАС к школе. Занятия с тьютором важны, но обучение не заканчивается на этом. Родители должны продолжать образовательные практики дома, чтобы достигнуть максимального эффекта. В «АутМама» для каждой семьи разрабатывают программы домашней поддержки, и большинство родителей активно включаются в процесс.
В обычных школах такую подготовку не проводят. Обычно этим занимаются некоммерческие организации, такие как «АутМама» в Воронеже. Они делают огромный вклад в жизнь семей с детьми с аутизмом, помогая им адаптироваться к школьной среде и избежать социальной изоляции. Ольга подчёркивает: «Семьям, которые не могут оплачивать подготовку, нужна такая же возможность привести своего будущего первоклассника к нам и получить больше шансов на то, что у ребенка с аутизмом будет школа и обучение среди сверстников».
Помогая таким детям и их родителям, мы не только облегчаем их путь к образованию, но и создаем общество, которому можно довериться и доверить своего ребёнка. Поддерживайте вместе с нами равный доступ к образованию для каждого ребенка.