Движение благобегунов становится все активнее в России: люди участвуют в благотворительных забегах, занимаются спортивным волонтерским фандрайзингом и присоединяются к существующим командам благобегунов. Как угнаться за успешными бегунами и использовать эту энергию в поддержку своей организации?
Ирина Меньшенина, основатель Charity Solutions Consulting, эксперт в развитии НКО и фандрайзинга со стажем 20+ лет, соавтор курса «Спорт в помощь» и книги «Собирай людей — деньги придут. Осознанный фандрайзинг», знает об этом на собственном опыте — как профессионал и марафонец — и подробно рассказывает, как НКО организовать надёжную команду сторонников-спортсменов и собирать миллионы с помощью километров.
Спорт вдохновляет и объединяет
Сейчас хорошее время, чтобы собирать спортивных волонтёров. Люди, которые занимаются спортом, с большим удовольствием возвращаются в офлайн, многим всё больше хочется участвовать в какой-то полезной деятельности. Спорт, как ни банально, — это не только здоровье, но ещё и отличный способ борьбы со стрессом, возможность отдохнуть, сбросить негатив, найти и реализовать новые цели.
Занимаясь спортом, чувствуешь, что жить становится легче. А это даёт силы, чтобы поддерживать других.
Спорт помогает работать с самыми сложными темами
Спортивный фандрайзинг — очень перспективное направление, он давно стал популярен во всем мире, продолжает развиваться, меняться и приносить много денег. У нас же спортивный фандрайзинг ещё в начале пути, поэтому нас ждёт много открытий. С темой спортивного фандрайзинга я начала работать еще в «Даунсайд Ап» — фонд с 1995 года проводил ежегодный благотворительный велопробег. Собирать благотворительные пожертвования было непросто: в то время в обществе мало знали о синдроме Дауна, отношение было сложным. Казалось бы, велосипед и синдром Дауна между собой никак не связаны, но мы всё же решили поднимать такую непростую тему через спорт. И постепенно наши велопробеги стали популярны и успешны, ежегодно мы собирали 8–10 млн рублей, а главное — пробеги привлекали к нам лояльных и верных сторонников.
Оказалось, что проведение спортивных мероприятий — очень правильная стратегия, когда нужно с нуля собирать людей вокруг сложной темы.
Постепенно оформился проект под звучным названием «Спорт во благо», в котором были лыжная гонка, турнир по мини-футболу и легкоатлетические забеги. И тысячи сторонников и жертвователей. Сейчас его реализацией, а также проектом по волонтёрскому фандрайзингу «Атлет во благо» занимается фонд «Синдром любви».
Люди, которые занимаются спортом, могут зажечь других
Спортивные мероприятия создают совершенно особенную атмосферу праздника: люди бегут, плывут, едут на велосипеде, добиваются успеха, ставят новые цели. Спорт — очень классный способ фандрайзинга, самый мотивирующий из видов волонтёрского фандрайзинга. Это доказано мировыми практиками и исследованиями. Дни рождения тоже работают, но в тех сборах немного другая эмоция.
В спорте есть и преодоление, и достижение, и волнение, и радость — самые разные эмоции. Поэтому люди, которые занимаются спортом, могут зажечь других.
Благодаря свойственной спортсменам энергии благотворительные сборы проходят успешно.
Для НКО спортивный фандрайзинг — отличная возможность сформировать донорскую базу и команду сторонников
Начиная работать в теме спортивного фандрайзинга, важно разобраться, как устроены технологии волонтёрского фандрайзинга. Это такой же инструмент, как другие, и его нужно освоить, на это нужны ресурсы, время, люди.
Спортивный фандрайзинг в России реализуется только смелыми и терпеливыми фондами. Свои программы спортивного волонтёрского фандрайзинга есть у нескольких крупных фондов: «Синдром любви», «Жизнь как чудо», «Волонтёры в помощь детям-сиротам», «Жизнь в движении», у православной службы помощи «Милосердие» и других. Я рада, что у коллег всё получается, вижу их команды, когда сама участвую в забегах или поддерживаю мероприятия.
Важен личный пример, опыт и пожертвование
Я знакома со спортивным фандрайзингом не только как его организатор, но и как волонтёр-фандрайзер. В ноябре 2021 года я пробежала Нью-Йоркский марафон, собрав $3569 в поддержку благотворительного фонда, который помогает с протезированием конечностей у детей. На Западе очень сильна традиция именно благотворительного участия в забегах, там хороший тон бежать не просто так, а за какую-то благотворительную организацию. Но и правила там гораздо строже, чем у нас. Например, заявляя сумму сбора в 3,5 тысячи долларов, участник берёт на себя ответственность их собрать. Если же сумма не набирается, её спишут с банковской карты, которую ты должен оставить при регистрации. Это также мотивирует к тому, чтобы закрыть сбор.
Даже если вы сами выкупили слот и за свои деньги едете в Ярославль, «Лужники» или за границу, всё равно важно сделать и собственное пожертвование.
Да, есть другие расходы, но в свой сбор важно сделать свой благотворительный взнос. Почему это важно? Хороший фандрайзер должен быть благотворителем своей организации, тогда появляется больше прав просить других присоединиться к нему.
В спортивном фандрайзинге поддерживают человека, а не сбор
Участие в марафонах помогло мне лучше понять волонтёрский фандрайзинг изнутри. Прежде всего я поняла, что это очень нервно. В первый раз, когда я бежала Нью-Йоркский марафон, то больше волновалась за сбор, чем за забег, чувствовала свою ответственность. Первым делом я составила, по сути, медиаплан публикаций: забег был 7 ноября, а у меня осенью день рождения, поэтому первый пост я сделала в соцсетях — это была просьба поздравить меня, поддержав сбор. Сбор я открыла 25 сентября, накануне своего дня рождения. За этот период я разместила три просьбы в соцсети, а между ними писала небольшие посты о фонде, о своих тренировках, о ребёнке, которому нужна помощь.
Половину суммы собрала довольно быстро, а потом я изменила подход и стала писать личные сообщения в WhatsApp тем людям, с кем была хорошо знакома и кого могла попросить о поддержке. От них поступили более крупные пожертвования, и мы быстро набрали остаток суммы и даже чуть больше. Так, примерно за месяц до 7 ноября я закрыла сбор и смогла сфокусироваться на подготовке к забегу.
Но главное, я убедилась на собственном опыте, и это важнейшая вещь и залог успеха в спортивном фандрайзинге, что люди дают деньги не потому, что они хотят поддержать конкретный благотворительный фонд, а потому, что их об этом лично просит знакомый человек, которому они доверяют.
Фактически в их глазах спортсмен становится гарантом того, что фонд надёжен и деньги будут потрачены с пользой. Это важно понимать фандрайзерам и тем благотворительным организациям, которые хотят собрать вокруг себя команду спортсменов-фандрайзеров.
Как команде НКО работать с благобегунами
В своей книге «Собирай людей — деньги придут» я писала про то, насколько важны люди, в том числе в волонтёрском фандрайзинге. Людей, даже очень увлечённых бегом или другим спортом, нужно поддерживать и мотивировать. Как только человек становится волонтёром-фандрайзером, он запускает своего рода «круги по воде» среди своих друзей и знакомых, чтобы собрать как можно больше людей и денег в поддержку благотворительности. Но он не профессиональный фандрайзер, многого не знает. Поэтому организации должны выстраивать работу так, чтобы поддержать спортсменов. Это многоступенчатая работа.
Во-первых, организация должна стать интересной человеку и замотивировать его на поддержку, на то, чтобы он поверил в миссию фонда, выбрал его среди десятка других. Я люблю говорить, что надо влюбить волонтёра-фандрайзера в свою организацию. Так, первый атлет во благо фонда «Синдром любви» Пётр Зозуля собрал более 437 тысяч рублей во время своего забега на 363 километра из Анапы в Сочи. Но перед тем, как начать сбор, он изучал несколько организаций и выбирал, за кого бежать. Это первый шаг.
Волонтёр-фандрайзер — носитель идеи вашей организации, и ваша «бесплатная реклама». Ведь именно он начинает вдохновлять десятки, сотни, а иногда и тысячи других людей вокруг себя — и, таким образом, НКО становится более известной. Но для этого у вашего сторонника должна быть подробная информация: чем занимается фонд, куда пойдут деньги, что изменится после того, как сбор будет закрыт, какие проблемы решит сам сбор. Информация должна быть качественной, интересной — и тогда это доброе дело дойдёт до его сторонников.
Итак, первый этап пройден, вы познакомили своих волонтёров с вашей работой, с проектами, командой. Дальше человеку нужно дать платформу для сбора, сделать ссылку на его сбор. Профильная для спортсменов платформа — это «Сделай!». Можно открыть страницу на платформе «Добрый день» от «Добро. Mail. ru» или создать собственную страницу, как сделали многие фонды.
Помощь волонтёру может пригодиться на любом этапе оформления сбора — какую фотографию поставить, какой текст написать, чтобы не было скучно или скупо. Важно помочь поставить ясную цель. Например, шаблонные лозунги «Давайте помогать другим» или «Важно беречь природу» уже не очень вдохновляют и не приносят денег. Эффективнее посоветовать, на что именно нужны деньги и как это лучше раскрыть.
В тексте о сборе важно писать ясно о ваших целях и не стесняться просить денег. «Мы собираем на оплату занятий или оборудования, это стоит столько-то, помогите любой суммой». Говорить напрямую и давать понятные инструкции — залог успеха кампании.
Во время подготовки сбора бывает много нюансов: как выходить в соцсети, как часто писать, о чём писать… Когда я вела собственный сбор, я даже консультировалась у своих коллег — специалистов по SMM. Представляете, если даже профессионалам бывает непросто, то каково начинающим?! От хорошего менеджера из НКО многое зависит в успехе такого сбора.
Ваши благобегуны — часть команды
Хорошие менеджеры по волонтёрскому фандрайзингу должны уметь формировать у спортсменов ощущение, что они с фондом одна команда и вместе занимаются полезным делом. Людей надо собирать, удерживать и вдохновлять! Важно передать человеку энергию жизни организации, ведь он понесёт её дальше своему кругу знакомых. Стоит знакомить волонтёров и с сотрудниками, и с благополучателями. В фонде «Синдром любви» многие из сотрудников сами были атлетами во благо, знали по именам других участников семьи атлетов во благо. По сей день спортсмены приходят в гости в фонд на занятия с ребятами с синдромом Дауна.
Я уже не работаю в фонде, но по-прежнему участвую в проекте «Атлет во благо» уже как волонтёр-фандрайзер. По-прежнему вижу, как во время мероприятий участники напрямую общаются с подопечными, с семьями, детьми и подростками с синдромом Дауна, знакомятся с этой темой «из первых рук»: играют с ними в футбол, получают медали из рук ребят с синдромом Дауна. Фонд «Жизнь в движении часто приглашает на тренировки своих подопечных, в их забегах участвуют ребята с протезами. Это подкупает, вызывает искреннее желание помогать и дальше.
Спорт мотивирует людей
В волонтёрском фандрайзинге много интересных психологических аспектов. Так, поддержка благотворительных фондов помогает и самим атлетам. Например, у новичков много страхов, и благотворительная составляющая помогает собраться, сфокусироваться, это своего рода публичное обязательство, которое не даёт тебе «соскочить».
А для опытных спортсменов благотворительная цель может стать дополнительной мотивацией.
Бежать 10-й марафон скучно, а вот если пробежать ради кого-то — это уже другой поворот и новая цель. Я на себе это поняла.
Когда я бежала Нью-Йоркский марафон, у меня серьёзно болела нога, но я понимала, что уже взбудоражила столько людей, которые ждали этого забега. Я сделала футболку с именами всех сторонников — и что же, я не выйду на старт в последний день? Нет, конечно. Так я на себе испытала помогающую силу своего публичного обещания.
Не забывать благодарить
Из собственного опыта сбора я поняла, как важно благодарить. Да, стоит рассказывать о тренировках, о том, на что пойдут собранные деньги, как они помогут, но важно и благодарить каждого, кто перевёл деньги, отмечая всех поимённо в соцсетях или лично в сообщениях. Многие бегуны, и я в том числе, делают футболки с именами всех людей, которые поддержали сбор. Это тоже способ сказать спасибо.
Сила креатива и спорта: волонтеры всегда придумывают что-то новое
Есть три варианта для НКО участвовать в спортивных мероприятиях. Первый — организовать собственное событие, но это очень дорого и сложно, особенно сейчас. Второй — присоединяться к массовым коммерческим или государственным стартам или соревнованиям, как делает большинство. И третий — мероприятия, организованные самими волонтёрами-фандрайзерами. У многих спортсменов возникает желание придумать что-то своё — какой-то личный важный забег, или восхождение, или заплыв. Мне очень нравится этот вариант — люди всегда придумывают что-то необычное и неожиданное. Такие события ни на что не похожи. Очень ярким вышел несколько лет назад заплыв команды девушек Iron Matrёshki, которые придумали акцию #Плывивоблаго в «Лужниках» и собрали около 700 тысяч рулей за один день.
Где учиться спортивному фандрайзингу
Занятия курса «Спорт в помощь» помогут всем, кто хочет овладеть технологиями работы с волонтёрами-фандрайзерами. Курс начинается 19 июня. Оставить заявку на участие можно по ссылке.