Рейтинговое агентство RAEX провело юбилейную 20-ю конференцию «Годовые отчёты: опыт лидеров», на которой профессионалы из различных сфер деятельности обсудили главные тенденции в составлении нефинансовой отчётности и поделились своим опытом.
Заместитель генерального директора RAEX Дмитрий Кабалинский отметил, что на конкурс в этом году было подано рекордное количество отчетов – свыше 230. Однако львиная доля из них представлена НКО и ВУЗами. Количество отчетов коммерческих компаний практически осталось на уровне прошлого года. Компании стали более четко акцентировать свою деятельность в сфере развития персонала, ресурсосбережения и обеспечения технологического суверенитета, тогда как подготовка разделов, связанных со взаимодействием с поставщиками и оценке стратегических перспектив отрасли у части компаний вызывает сейчас трудности.
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, обратила внимание на важность учёта новых аспектов и тенденций с точки зрения раскрытия информации.
«Применительно к развитию процесса корпоративной нефинансовой отчётности государство отчётливо проявило себя в 2023 году и в качестве регулятора государственной политики в этой сфере, и как заинтересованная сторона в отношении содержания отчётов. Прозвучали запросы на информацию об ответственном ведении бизнеса, о вкладе компании в решение общественно важных задач, утверждены «Методические рекомендации по подготовке отчётности по устойчивому развитию». На эти сигналы компаниям следует реагировать, начиная следующий цикл отчётности», — заключила Елена Феоктистова.
Директор по развитию партнерских программ РСХБ Управление Активами Алексей Богомолов рассказал об инструментах ответственного инвестирования, так, например, РСХБ подготовили исследование о создании климатических индексов в России, чтобы создать фонды климатических инвестиций по сдерживанию негативных последствий глобального потепления из-за выбросов парниковых газов. Исследование показало, что более 30 компаний, которые находятся в листинге Мосбиржи, публикуют такую нефинансовую отчетность.
Сложности с раскрытием информации в 2023 году испытали многие организации, в том числе подверженные рискам санкционного давления или уже оказавшиеся под санкциями. Российские компании в ситуации глобальной нестабильности столкнулись с рядом трудностей: расторжение контрактов, изменение цепочек поставок и др., что в свою очередь привело к понижению динамики показателей. В связи с этим ряд постановлений правительства предоставил крупным компаниям возможность ограничить публикацию информации, а изменения международных стандартов (в первую очередь GRI) расширили обязательный перечень раскрываемых показателей. Екатерина Мамий, советник департамента коммуникаций «Росатома», поделилась опытом по подготовке отчётности в этих условиях. «Мы готовим и будем готовить нефинансовую отчётность, поскольку открытость является одним из обязательных элементов присутствия компании на глобальном рынке», – признала Екатерина Мамий. На сегодняшний день задачами публичной отчётности «Росатома» и его организаций являются укрепление репутации, развитие бизнеса в новых регионах, участие в рейтингах и повышение общественной приемлемости атомной энергетики.
Вузы и НКО испытывают свои сложности при составлении отчётов, такие как поиск финансирования и кадровый голод. Маргарита Тарасова, руководитель службы коммуникаций Фонда Тимченко, рассказала, что организация старается сделать отчёт простым и менее трудозатратным, а акцент ставится на реальные кейсы и фотографии.
Также Тарасова рассказала об актуальных и эффективных инструментах продвижения отчёта: рассылках и социальных сетях.
Заместитель директора Эндаумента МГИМО Олеся Посухова поделилась, что с момента основания фонд вырос из стартапа (один из первых зарегистрированных в России фондов целевого капитала) до крупного и разностороннего фонда. Годовой отчёт Эндаумента МГИМО показывает, какую обширную работу проводит фонд и институт. «У МГИМО и фонда большая и разноплановая аудитория заинтересованных лиц, годовой отчёт для вуза и Эндаумента МГИМО — это способ рассказать стейкхолдерам об их возможностях».
Помимо содержания, конкурс RAEX оценивает и внешний вид отчётов. На конференции эксперты в области дизайна обсудили с участниками, как в 2023 году нужно оформлять отчёт, стоит ли его печатать и делать интерактивным.
Андрей Кожевников, основатель и CEO компании «Зебра»: «Может сложиться неправильное впечатление, что годовые отчёты (ГО) стали меньше читать. Однако цифры говорят об обратном. Одним из драйверов востребованности отчётов является рост базы retail-инвесторов. Компании должны учитывать интересы этой группы стейкхолдеров и адаптировать свои отчёты с учётом этого фактора».
Станислав Свердлов, генеральный директор Yellow Dog: «Лаконичность и простота отчётов нефинасовых компаний гармонирует с действительностью, так как показывает, какая большая работа была проведена компаниями внутри: изменились стратегии, смыслы и цели. Именно поэтому дизайн отчётов становится более минималистичным».
Дизайнеры также обратили внимание на усиленное внимание к теме устойчивого развития и ESG в годовых отчётах за 2022 год.
Конференция закончилась церемонией награждения победителей конкурса годовых отчётов. О лауреатах и номинантах конкурса можно прочитать здесь.