Татьяне Борисовне Ширяевой 56 лет, и 51 из них она играет в шахматы. Вместе с сыном она основала проект «Шахматное просвещение. Шахматы объединяют сердца», благодаря которому дети, оказавшиеся в сиротском учреждении, могут приобщиться к древней интеллектуальной игре. В Лаишевском детском доме это работу поддерживает Фонд «Маяк».

Татьяна Борисовна родилась в Казани, в интеллигентной семье инженеров. Родители ценили книги, музыку и точные науки. От отца Татьяна унаследовала любовь к логике, вниманию к деталям и спокойствию перед трудной задачей.
«Папа меня научил играть в шахматы в 4 года, — рассказывает Татьяна Борисовна. — У нас были большие деревянные шахматы, сделанные очень изящно. Папа обучал меня тактическим приёмам, стратегиям, а я мастерила для фигур одежки, наряжала их как кукол».
В 1986 году Татьяна Борисовна поступила в Казанский университет на кафедру квантовой электроники и радиоспектроскопии. «Я всегда любила физику, — говорит она. — Для меня физика и шахматы очень похожи. И там, и там нужно думать наперёд, строить гипотезы, анализировать варианты, искать закономерности». В университете Татьяна участвовала в студенческих турнирах, играла за честь факультета и даже помогала организовывать университетские первенства по шахматам.
«Тогда я не думала, что шахматы когда-нибудь станут делом всей моей жизни. Просто мне было интересно. Но, наверное, когда человек делает что-то с любовью, это обязательно к нему возвращается».
После окончания университета Татьяна Борисовна вышла замуж. Её муж тоже шахматист, в детстве играл в турнирах с Гарри Каспаровым. В семье родился сын.
«Мы с мужем воспитывали сына через шахматы, — вспоминает она. — Не ради спортивных титулов, а ради того, чтобы научить его терпению, самообладанию, ответственности за каждый свой шаг».
Проект «Шахматное просвещение. Шахматы объединяют сердца» родился не на пике успеха, а в момент внутреннего кризиса.
«После тяжелой болезни я перенесла операцию по протезированию коленного сустава, долго восстанавливалась. Было тяжело — физически и морально. И вдруг вспомнила слова духовного наставника: «Когда тебе плохо, помогай тем, кому ещё хуже».
Так всё началось. Вместе с сыном они поехали в первый детский дом — просто чтобы поиграть с детьми в шахматы. «После первого занятия я вышла оттуда в слезах. Эти глаза, эти руки, тянущиеся к фигурам, эти робкие улыбки… Я поняла, что хочу помогать детям».
Сегодня проект охватывает девять детских учреждений Татарстана. В команде — около двадцати педагогов и тренеров, все они прошли специальную подготовку.
«Мы создали собственную методику обучения, — говорит Татьяна Борисовна. — Она строится на трёх принципах: доброжелательность, уважение, развитие через игру. У нас нет наказаний и окриков. Есть поддержка, вдохновение и вера в ребёнка».
Каждое занятие — это маленький спектакль
«Мы начинаем с истории, — рассказывает Татьяна Борисовна. — Иногда это рассказ о Хосе Рауле Капабланке, третьем чемпионе мира, который научился играть, просто наблюдая за отцом. Иногда — о Михаиле Тале, который даже во время болезни продолжал думать о новых комбинациях. А бывает — о наших детях, которые уже выиграли первую партию».

После этого дети решают задачи, учатся дебютам, разбирают свои ошибки. Но урок никогда не превращается в сухую тренировку.
«Мы всегда учим через вдохновение, — говорит Татьяна. — Главное — не запомнить ходы, а почувствовать игру. Когда ребёнок впервые сам видит красоту комбинации — это восторг. Это и есть настоящий момент учёбы».
У каждого ребёнка — своя история
Лаишево — древний живописный город на берегу Камского моря в часе езды от Казани. В центре города — здание белого кирпича с деревянным крыльцом-террасой, украшенное цветами в массивных вазах. Это Лаишевский детский дом. Занятия шахматами с детьми из учреждения поддерживает благотворительный Фонд «Маяк» в партнёрстве с Ассоциацией профессиональных тренеров Республики Татарстан.
В Лаишевском детском доме живёт мальчик Саша, 10 лет. Он сначала не хотел садиться за доску, говорил, что «всё равно не получится». Через месяц стал одним из лучших игроков, а теперь сам помогает младшим. Или вот девочка Алина — тихая, замкнутая. На первых занятиях она просто сидела и смотрела. Через несколько недель неожиданно подняла руку и предложила свой ход в партии. Теперь она ждёт каждое занятие и рисует шахматные фигуры на полях тетрадки.
«Для нас важно не количество побед, а количество улыбок, — говорит Татьяна Борисовна. — Когда ребёнок вдруг начинает верить, что у него что-то получается — это и есть настоящая победа».
Более 30 детей разного возраста — от пяти до пятнадцати лет, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются шахматами в детском доме. Занятия онлайн проводят квалифицированные тренеры.
В перерывах между онлайн-уроками ребята играют деревянными шахматами, которые получили в подарок от проекта, и занимаются решением шахматных задач из специально разработанных методических пособий — своего рода рабочих тетрадей. Для многих детей это уникальная возможность погрузиться в интеллектуальную среду, в которой они могут развивать логику, память, концентрацию и навыки стратегического мышления.
Методика обучения сочетает в себе теоретическую часть, где объясняются правила, дебюты и тактические приёмы, а также практические занятия, где дети играют партии и решают реальные шахматные задачи. Важной частью урока является психологическая поддержка: тренеры учатся хвалить и поддерживать ребёнка даже после ошибки, показывая, что каждый ход — шаг к развитию.
Результаты занятий уже заметны: несколько воспитанников Лаишевского детского дома выступали на российских соревнованиях среди детей из детских домов и показывали достойные результаты. Так, один из мальчиков занял четвёртое место в личном зачёте, а команда дома оказалась в числе лидеров турнира. Некоторые дети начинают участвовать в онлайн-турнирах на международных шахматных платформах под контролем педагогов. Это не просто игра — для них это платформа для социализации, развития и новых достижений.
«Шахматы — это модель жизни. Каждое решение имеет последствия. Нужно думать, нужно ждать, нужно уважать партнёра. А ещё — уметь признавать ошибки и идти дальше. Разве это не то, чему мы все учим детей?», — говорит Татьяна Борисовна. «Настоящий педагог — не тот, кто знает много правил, а тот, кто видит в каждом ребёнке личность. И шахматы этому способствуют. Они учат не только мыслить, но и чувствовать: себя, другого, время».
«Педагог — это не профессия. Это способ жить. Мы не просто учим детей, мы растём вместе с ними. Каждый день, когда они тянут руки к фигурам, когда спорят, когда радуются — я чувствую: жизнь продолжается. И она имеет смысл».
Шахматы действительно объединяют сердца. И, возможно, именно в этом — тайна их красоты. Неважно, кто ты и где родился. Главное — сделать первый ход.
Поддержать занятия в шахматном кружке для детей с опытом сиротства и другие социально значимые проекты можно на сайте Фонда «Маяк».
