«Простые вещи» — инклюзивные мастерские в Санкт-Петербурге. С 2019 года организация выросла в масштабный социальный проект города: открыла семь мастерских, вегетарианское кафе «Огурцы», цветочный магазин «Растим», коворкинг «Нормальное место», где работают больше 70 человек с ментальными особенностями. Они делают одежду, косметику, посуду, сувениры, открытки, выращивают домашние растения, пишут картины.
За эти же годы организация пережила немало кризисов, один из самых серьезных случился в 2024 году и продолжился в 2025-м: сначала были финансовые сложности, потом — переезд коворкинга и мастерских. Как «Простые вещи» преодолевают кризис, какие выводы делают из этого опыта и в чем находят устойчивость и поддержку — в рубрике «Абсолютная устойчивость» «Журнала о благотворительности».

Простые люди и «Простые вещи»
Виктория Шмакова уже несколько лет работает в «Простых вещах» — успела попробовать себя в кафе «Огурцы», в арт-студии «Простые вещи» и в качестве помощника флориста в цветочном проекте «Растим». По профессии Виктория инженер, но свое место нашла именно в «Простых вещах»: полюбила делать букеты, общаться с гостями, готовить — особенно любит пасту со шпинатом, — и даже приняла участие в выпуске «Простой книги с простыми рецептами».
Художнику Алексею Гольневу 30 лет. Он родился во Владивостоке, где для взрослых людей с инвалидностью мало возможностей, — после окончания школы Алексей несколько лет просидел дома. А в 2021 году его семья переехала в Санкт-Петербург, где и узнала о «Простых вещах». Алексей прошел собеседование и начал работать графиком. Сегодня он один из самых популярных художников в «Простых вещах». Алексей с удовольствием ходит на работу, получает зарплату, среди коллег у него появились друзья. С декабря 2024 года рисунки Алексея Гольнева украшают подушки, которые можно купить в гипермаркетах «Лемана ПРО».
Историй о том, как люди с ментальной инвалидностью находят себя и начинают новую жизнь, у «Простых вещей» очень много. Это важная особенность организации — здесь учитывают особенности и потребности каждого человека.


«Простые вещи» развивались стремительно: открылись 23 февраля 2018 года при поддержке анимационной студии «Да» и Фонда президентских грантов. В 2019 году появились столярная мастерская, арт-студия и кафе «Огурцы» — первое инклюзивное кафе в Санкт-Петербурге. В 2022 году начало работу «Нормальное место» на территории порта Севкабель — коворкинг и пространство для мастерских. Позже появился цветочный магазин «Растим» и другие проекты, которые работали по системе транзитного трудоустройства, то есть занимались социальной интеграцией и готовили сотрудников к работе на открытом рынке труда.
Проект был всегда востребован и известен далеко за пределами Санкт-Петербурга. Но в какой-то момент оказалось, что даже активная и известная организация с большим количеством партнеров может оказаться в кризисе. Впервые это слово прозвучало в 2024 году.
Слово «кризис»
Бюджет «Простых вещей» всегда складывался из грантовых средств, корпоративных и частных пожертвований и доходов с продаж. Последние играли важную роль: с 2020 года доходы росли, и их доля в годовом бюджете могла достигать 25–30%. А 2022 год оказался особенно успешным для «Простых вещей»: выручка составила 27,9 млн рублей (30% годового бюджета). В 2023 году упало количество заказов — бизнес начал сокращать расходы на подарки, уровень продаж частным лицам также упал. Часть партнеров организации ушли с рынка. В итоге график доходов шел вниз, а расходов — вверх. На доходы от коммерческой деятельности (для достижения благотворительных целей) в 2023 году пришлось почти 23% бюджета, на гранты — 36%.
«Простым вещам» пришлось использовать свою «подушку безопасности». А проекты продолжали развиваться с той же скоростью, мастерские продолжали приглашать новых мастеров с ментальными особенностями.
«Пожалуй, слово „кризис“ первой сказала я, — вспоминает Виктория Сарычева, финансовый директор „Простых вещей“. — Другие кризисы не так заметны, а финансовый очевиден. За 2–3 месяца стало ясно, что нам приходится залезать в подушку безопасности, мы расходуем отложенные средства».
2023 год был экономически сложным для многих организаций — и в бизнесе, и в некоммерческом секторе. «Но это не ключевое, — уверена Виктория. — Главное, почему сложилась такая ситуация, — это наше недостаточное внимание к своим расходам и доходам».
Начать антикризисную работу «Простые вещи» решили как можно раньше. Прежде всего рассказали о том, что происходит, партнерам, донорам. Команда НКО была уверена: когда откровенно рассказываешь о своих сложностях и обращаешься к людям за помощью, они откликаются.
«Мы честно поговорили с командой и получили поддержку от сотрудников. Даже ведущий мастер из керамической мастерской начала активно помогать пиар-отделу в поиске блогеров для сотрудничества и привлечения новой аудитории», — вспоминает Маша Грекова, основательница «Простых вещей».
Сразу же рассказали о трудностях и родителям мастеров с ментальными особенностями: это одни из наиболее заинтересованных в работе организации людей. Многие из них подписались на рекуррентные платежи и стали помогать как фандрайзеры — делились контактами, искали корпоративных партнеров, экспертов pro bono.
Тогда же рассказали о ситуации одному из основных доноров — фонду «Абсолют—Помощь» — и получили поддержку: выиграли конкурс по приглашению в антикризисной номинации «Абсолютная поддержка».
«В ситуации кризиса очень важна честность — с самими собой и с другими стейкхолдерами. Мы ценим, когда к нам, как к грантодающей организации, приходят и открыто рассказывают про свои сложности, — говорит Эльвира Гарифулина, исполнительный директор фонда «Абсолют—Помощь». — Ценно, когда организации с командой, партнерами и благополучателями обсуждают ситуацию кризиса и вместе ищут пути выхода из него. Из кризиса лучше выходить всем вместе, один в поле не воин».
Принесли эффект и встречи с бизнес-партнерами. Так, сеть «ВкусВилл» сделала внеочередной заказ на более крупную партию, а также сократила срок оплаты. Компания сотрудничала с «Простыми вещами» с 2023 года — с появления проекта «Добрая полка» с продукцией благотворительных фондов и социальных проектов.
«Когда летом 2024 года мы узнали, что у мастерской тяжелые времена, то приняли решение увеличить объемы закупки для проекта у „Простых вещей“, — рассказывает София Беленко, лидер отдела благотворительности «ВкусВилл». — А чтобы ребятам было легче закупать товары для наших поставок, мы согласовали вариант предоплаты заказов. Еще мы привлекли мастерские для участия в коллаборации ВВ и группы „Сироткин”: „Простые вещи“ изготовили для нас лимитированную коллекцию керамических тарелок („Тарелка для обещаний“). Мы очень ценим сотрудничество с „Простыми вещами“ — у этой организации гибкий подход к работе, всегда получается найти подходящее для всех решение, а товары, которые здесь производят, не только красивые, но и функциональные, качественные».
Пиар-команда «Простых вещей» обратилась к подписчикам в соцсетях и через почтовые сервисы. «Знаете, бывает так, что близкий человек скрывает, что у него что-то болит, пытается храбриться и не идет к врачу. А потом уже надо бежать, потому что помощь нужна срочно. Вот сейчас это мы. Нам очень-очень нужна ваша помощь», — так начинался пост, который сотрудники НКО «Простые вещи» опубликовали в конце июня 2024 года.
В нем они также рассказали истории мастеров, с которыми сотрудничают, объяснив, насколько им важна работа в мастерских организации.

Цель была — собрать 15 млн рублей. После этого поста пожертвования сделали 836 человек, причем половина из них подписались на рекуррентные платежи. Уже через месяц НКО «Простые вещи» собрала почти половину необходимой суммы: 2,9 млн — от частных и бизнес-доноров и 3,7 млн — с продаж.
За это время организация также получила одобрение по гранту и поддержку партнеров. Сеть «ВкусВилл», как и договаривались, сделала заказ на крупные партии продукции, а компания Befree выкупила серию благотворительных открыток. А еще через месяц поступил второй грант. В итоге к концу июля «Простые вещи» собрали даже больше нужной суммы — 17,4 млн рублей.
В поисках устойчивости
Но было очевидно, что такими способами регулярно деньги собирать невозможно. Команда «Простых вещей» решила пересмотреть все проекты и многократно увеличить продажи. Начали с анализа работы. Одним из выводов стало то, что действующий принцип управления стал неэффективен. Всем руководила директор «Простых вещей» Маша Грекова, но для быстрорастущей организации необходима более устойчивая структура управления. И команда «Простых вещей» приняла решение назначить руководителя каждого отдела. Ими стали уже опытные сотрудники организации.
Кроме того, команда «Простых вещей» решила пересмотреть свое финансовое планирование. «Долгое время у нас было недостаточно вдумчивое и ответственное финансовое планирование: отдельно был план, отдельно — работа, — рассказывает Виктория Сарычева. — То есть мы не брали ответственность за обозначенные в плане цифры, не считали достижение их своим обязательством. В 2024 году мы решили изменить этот подход; составлять план на год и строго сверяться с ним, стремясь достигнуть поставленных целей и при необходимости корректируя свою работу».
Команда «Простых вещей» консультировалась и с коллегами из разных НКО, чтобы поговорить об управленческом опыте и принятии сложных решений.
«Я часто рекомендую модель организационной устойчивости, которая называется „веретено”, — говорит Эльвира Гарифулина. — Она чаще используется в бизнесе, но и для НКО тоже актуальна. Чтобы „веретено” работало, важно, чтобы были гармонично развиты все важные для устойчивости „сферы управленческих решений”: и финансы, и работа с командой, и пиар с маркетингом, и непосредственное оказание услуг, программы и проекты, и чтобы не было перекосов в одну или другую сторону. Важно внимание ко всем составляющим.
В НКО финансовое планирование зачастую идет в отрыве от программного или проектного планирования, содержательной деятельности. И когда они не стыкуются, когда финансовое планирование происходит по остаточному принципу, „веретено” начинает падать.
Понятно, что некоммерческие организации чаще привлекают содержательных людей и не всегда знают, что нужно для организационного развития и устойчивости организации. Но сейчас время изменилось: современные некоммерческие организации должны работать в рамках доказательного подхода не только эмоционально, а прежде всего рационально выстраивать программную деятельность, опираясь на данные и их анализ».
Другой задачей «Простых вещей» было найти новые бизнес-модели. Для этого руководители организации пошли учиться на курсы — но не для НКО, а для бизнеса. Виктория Сарычева и Маша Грекова прошли обучение для владельцев цветочного бизнеса в Mate School — для работы магазина «Растим».
«Мы хотели получить знания конкретно в этой области и увеличить нашу насмотренность в целом — какие бизнес-модели используют коллеги, какие смелые решения принимают. В итоге, оказавшись в среде бизнесменов, мы поняли, что они по-другому относятся к партнерам, продуктам, покупателям, и меняли наши представления о том, как может быть», — рассказывает Виктория.
Помогло и общение в новой среде людей из бизнеса, обмен опытом. С кризисами сталкивались все организации, поэтому обучение было и очень терапевтичным, вспоминает Виктория Сарычева: «Мы почувствовали опору, поняли, что с нами не произошло катастрофы и мы все сможем преодолеть».
Благодаря новому опыту, команда НКО решила изменить бизнес-модель. Ключевым подходом «Простых вещей» всегда был B2B, организация сама производили мерч, который передавали партнерам на продажу. Это было затратно, а потому не всегда окупалось. В 2024 году сотрудники организации пришли к выводу, что ключевое в их мерче — это дизайн, а значит, можно продавать только его. И «Простые вещи» стали позиционировать себя как инклюзивное дизайн-бюро, а не поставщик мерча, и сотрудничать с бизнесом на новых условиях.
У НКО уже два партнера. С сетью книжных магазинов «Буквоед» «Простые вещи» сотрудничали с 2022 года, с 2024-го компания платит за креатив, а производством занимается самостоятельно: печатает продукцию «Простых вещей» у своих поставщиков и занимается продажами. При этом некоммерческая организация получает роялти с продаж. А другой производитель купил у «Простых вещей» дизайн для интерьерных подушек — теперь они продаются в магазинах «Лемана ПРО».
«Это уникальное для нашей страны сотрудничество НКО с бизнесом, — рассказывает Виктория Сарычева. — Оно выгодно как для клиентов, которые могут продавать товары с нашим дизайном и зарабатывать на этом, так и для нас — по себестоимости, предлагаемой большому бизнесу, может быть произведено гораздо больше наших материалов. В итоге мы значительно экономим на производстве и зарабатываем больше».
Команда продолжает заниматься активным ребрендингом. Теперь организация конкурирует не с другими социальными проектами, а с брендами товаров для дома, а значит, ее цель — выделяться среди них. С ребрендингом организации с 2024 года pro bono помогает коммуникационное агентство Bang Bang Education.
«В прошлом году мы пришли к такой формулировке: у нас инклюзивное производство дизайнерских вещей для повседневной жизни. Эта фраза изменила представление о том, что мы делаем, идеально описав масштаб и качество, — рассказывает Виктория. — Опираясь на это, мы и продумываем свой новый стиль». «Простые вещи» делают сезонные коллекции, используя стильную лаконичную упаковку.



Часть проектов тоже пришлось поменять. Так, раньше цветочная мастерская «Растим» занималась подготовкой и продажей комнатных растений, но этот продукт оказался наименее востребованным. Теперь вместо него начала работать флористическая мастерская «Растим», где продаются прежде всего живые цветы и авторские букеты.
«Конечно, любые организационные изменения болезненны. Перемены болезненны и для наших подопечных. Но для нас миссия — в основе всего. Если мы строим инклюзивное общество, то не должны создавать тепличных условий, нам нужно давать людям возможности без гиперопеки. Это нормально, что человеку нужно адаптироваться, это нормально — ездить по новому адресу, это нормально, когда меняется график работы. Это часть нашей жизни», — добавляет Виктория Сарычева.
Несмотря на масштабные перемены, проект сохранил все рабочие места для людей с ментальными особенностями, у некоторых изменился график работы или адрес мастерской. «Если кто-то стал меньше работать в цветочной, значит, ему добавились рабочие часы в керамической мастерской. Нам важно, чтобы никто не потерял в зарплате и в занятости», — добавляет Виктория.
«Простые вещи» поехали
Сегодня «Простые вещи» еще не преодолели кризис и находятся в жестком финансовом дефиците. Да и испытания продолжаются: вслед за кризисом 2024 года пришел новый — связанный с переездом «Нормального места». «Нормальное место» три года было достопримечательностью для некоммерческих проектов со всей России, площадкой, где социальные инициативы находят партнеров и поддержку. Здесь проходили фестивали и лекции, кинопоказы и вечеринки. Только в 2024 году в «Нормальном месте» прошло больше 250 мероприятий, более 55 тысяч гостей посетили площадку. В июне 2025 года из-за реконструкции помещений на Севкабеле «Нормальное место» закрылось, переезд проходит при финансовой поддержке Севкабель Порта и займет не менее двух месяцев. Чтобы компенсировать два месяца простоя производства «Простых вещей» и поддержать команду, проект открыл еще один антикризисный сбор. После переезда по плану откроются несколько площадок «Нормального места» в Санкт-Петербурге, продолжат работу арт-резиденция благотворительной организации «Перспективы» и инклюзивное производство «Простые вещи».

В других планах команды до конца 2025-го — продолжить глобальную перестройку фандрайзинга. Специалисты уверены: все то, что работало на их рост в предыдущие семь лет, уже не помогает, и нужно мыслить по-другому, выбирая и пробуя другие инструменты и подходы.
«Чтобы справиться с новыми ударами, нам нужно становиться более самостоятельными и устойчивыми, делать производство сильным и стабильным, зарабатывать на продажах не только в сезон», — говорит Маша Грекова.
«Главные выводы, к которым мы пришли: в разгар кризиса поздно искать антикризисных управленцев. Надо думать о рисках и стратегиях заранее — теперь мы будем делать так. Кризисы — постоянное явление в нашей работе, — говорит Виктория Сарычева. — А еще важно сохранять веру в лучшее и поддерживать друг друга. Именно это помогло нам найти в себе не страх перед кризисом, не переживание, а интерес, желание разобраться, докрутить, что не так, и идти вперед».
Антикризисные советы от «Простых вещей»: |
1. Начинайте антикризисную работу как можно раньше. Оценивайте свои силы, растите антикризисных управленцев в команде. Не дожидайтесь, когда кризис грянет по полной, реагируйте на первые симптомы. 2. Надо говорить о том, что происходит, всем: партнерам, фондам, подписчикам. Когда честно обращаешься к людям за помощью, они идут навстречу. 3. Каждый в команде может начать антикризисную работу в своем направлении. Полезно обсуждать ситуацию вместе — так находятся неочевидные и эффективные решения. 4. Важно сохранять веру в лучшее и поддерживать друг друга внутри команды. |