Главные события года, которые привлекли внимание экспертов некоммерческого сектора. Среди них — борьба волонтеров и НКО за допуск в медицинские учреждения, новые платформы и конференции, кризисные и антикризисные события.
Этот текст — часть серии материалов об итогах 2024 года в некоммерческом секторе: Итоги, Слова и Цифры года.
Кризис и выход из него
Эльвира Гарифулина, программный директор фондов «Абсолют—Помощь» и «Свет»
Мы видим и по своим грантополучателям, и по рынку, что в кризис заходят организации, обладающие всеми формальными признаками устойчивости. Раньше причины кризисной ситуации были понятны — пандемия, уход многих доноров и т. п. Возможно, нужно сделать пересмотр подхода к устойчивости и ее признакам, говорить об адаптируемости, гибкости, потому что контекст меняется. Второй момент — НКО перестали стесняться рассказывать о том, что в кризисе и работают над выходом из него — возможно, потому что доверяют донорам. Мы не бросаем своих партнеров, помогаем преодолевать кризис и делиться опытом выхода из него, другие фонды тоже поддерживают своих грантополучателей в сложной ситуации.
Кризис сегодня в большей степени связан с большим желанием помогать: организации увеличивают команды, пространства, вводят много разных услуг, наращивают охват целевых групп. Надо больше думать об антикризисном управлении, грамотном распределении ресурсами, управлении рисками. Понимая это, мы запустили цикл обучающих мероприятий, публикуем кейсы об опыте тех, кто путем проб и ошибок с ситуацией справился, ввели антикризисную номинацию в одном из конкурсов.
Запуск новых проектов
Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия»
Этот год ознаменовался запуском нескольких ключевых проектов и появлением новых тенденций, которые могут существенно повлиять на дальнейшее развитие благотворительности и гражданского общества в России. Во-первых, «Формула диалога» — уникальный проект «Форума доноров», направленный на поддержку науки, стал одним из самых заметных событий года. Этот проект примечателен тем, что он создает редкую для России связку между наукой, вузами, академическим и исследовательским сообществами с одной стороны, и сферой филантропии — с другой. Такое взаимодействие крайне важно, учитывая, что академические круги традиционно мало вовлечены в благотворительность, а крупные доноры не всегда системно поддерживают научные исследования.
Значимым событием стала публикация научной работы коллектива Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ — «Самоорганизация граждан, благотворительность и третий сектор — теория, истории и современные тенденция». По сути это настольная книга для экспертов, специалистов и руководителей НКО, в которой представлены и теоретические обоснования и эмпирические научные данные о развитии сектора НКО за последние 10-15 лет.
Во-вторых, особого внимания заслуживает появление двух коллективных эндаументов. И хотя это возможно не столь масштабные явления в границах всего 3 сектора, но вполне знаковые. Эндаумент Школы региональных экспертов примечателен тем, что в него вложились не крупные частные доноры, а сами эксперты некоммерческого сектора. Такой коллективный фандрайзинг направлен на развитие экспертизы и обеспечение методической поддержки для НКО. Лично для меня это воодушевляющий и поучительный пример. И эндаумент, созданный выпускниками Сколково для поддержки обучения специалистов НКО в Московской школе профессиональной филантропии. Еще один пример коллективного инвестирования в инфраструктурный проект. Эти инициативы демонстрируют готовность профессионалов сектора вкладывать собственные средства в развитие инструментов, обеспечивающих устойчивость некоммерческой сферы.
В-третьих, 2024 год стал юбилейным для ряда лидеров третьего сектора. «Агентство социальной информации» — 30 лет; — «Детские деревни SOS» — 30 лет; — Фонд Потанина — 25 лет; Фонд «Виктория» — 20 лет. Эти юбилеи дали возможность проанализировать достижения российского благотворительного сектора за последние два-три десятилетия и наметить вехи развития. Как пример, Доклад АСИ «Влияние и вклад НКО в решение социальных проблем и повышение качества жизни в России» стал важным событием и поводом для профессиональной саморефлексии.
Если говорить о ключевых событиях персонально для АНО «Эволюция и Филантропия», то этот год ознаменовался завершением 2-х уникальных для российского некоммерческого сектора проектов. В проекте «Больше историй» приняло активное участие более 300 человек, с которым мы вместе пилотировали применение сторителлинга для оценки программ в сфере детства. Проект «Яркие краски креативных индустрий» позволил нам не только провести оценку социокультурного влияния 8 творческих проектов, и вовлечь около 1000 респондентов в эту оценку, но и наработать уникальную методическую базу по оценке проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий. Считаю эти проекты значимым событием.
Закрытие фонда «Нужна помощь»
Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор»,
Закрытие фонда «Нужна помощь» (объявил о ликвидации после признания иноагентом — прим.редакции). У фонда была верификация некоммерческих организаций, зарегистрированных на портале фонда. Для нашего рэнкинга Благотворительных организаций РФ, который мы проводим уже 4 года, «Нужна помощь» была партнерской организацией, через нее мы ставили на рэнкинговые значения организаций знак «верифицировано». Это была важная вещь, работавшая аккумулятивно, как синергия проекта. Закрытие фонда «Нужна помощь» создала проблему верификации некоммерческих организаций. И мне очень жаль, что мы потеряли такого партнера. «Нужна помощь» передала свои полномочия другому фонду, и он, к сожалению, не справился с этой задачей. Где брать верификационную экспертизу, которая была бы независима от корпоративной экспертизы (например, Яндекса) непонятно. Нужно каким-то образом вырабатывать собственные механизмы саморегуляции некоммерческих организаций, чтобы мы сами могли определять, что важно, а что нет. Мы как фонд серьезно думаем в этом направлении с группой экспертов.
Анна Морозова, основатель и CEO LemonPie — сервиса управленческого учета для НКО
Объявление «иноагентом» фонда «Нужна помощь» — это даже не событие, а какая-то тенденция, тренд. Практически не осталось каких-то ресурсов для некоммерческих организаций. Все работают на себя, для целевой аудитории. К сожалению, нет чего-то, что объединяло бы сектор. Без фонда «Нужна помощь» будет очень непросто. Теперь где делать верификацию? Где теперь посмотреть какие-то данные? Пропал игрок, который делал сервисы, решения для всего сектора. Безусловно есть крупные игроки, такие как Сбер или Яндекс. Отчасти они занимаются подобными вопросами, но так или иначе работают на свою конкретную аудиторию, на своего клиента, делая благотворительность удобной, простой. Но некоммерческий сектор как сфера, где кто-то кому-то помогает, ни у кого во внимании больше не остался. Вот мне кажется, что это довольно важная тенденция. Будем надеяться, что свято место пусто не бывает. Пока эта пустота явно ощущается.
Конференция «Технологии добра»
Анна Орлова, руководитель спецпроектов «Кухни НКО»
Конференция «Технологии добра», которая привлекла внимание широкого спектра НКО к вопросам использования цифровых технологий в работе. Мне кажется, что коллегам удалось показать актуальность этого шага и то, что цифровизация уже с нами, в нашей повседневной практике — 45% респондентов уже пробовали использовать ИИ для написания заявок.
Борьба волонтеров
Татьяна Тульчинская, директор Благотворительного фонда «Здесь и сейчас» и АНО «Тверская 15»
Борьба за допуск волонтеров в медицинские и социальные учреждения. В очередной раз мы наблюдали попытки со стороны органов государственной власти ужесточить требования к этому допуску. НКО, на данном этапе, удалось отбиться, во многом, благодаря формированию общей позиции. Процедура еще не урегулирована окончательно во всех регионах, включая Москву, но сейчас допуск, в основном, более или менее свободный, при соблюдении минимальных требований.
Благотворительные сервисы крупного бизнеса
Юлия Ходорова, директор БФ «Культура благотворительности»
В сегменте онлайн-пожертвований появились новые мощные игроки – платформа «Совкомбанк про добро», «Помощь Рядом» Яндекса, социальные сервисы Т-банка, «Нас касается» МТС. Это новые сервисы, которые создают крупные компании в своих экосистемах, вовлекают своих клиентов в благотворительность. Это очень мощный рычаг для развития массовой благотворительности.
«Щедрый вторник»
Елена Чернышкова, директор Фонда наследия русского зарубежья, проректор по развитию Европейского университета
Хочу отметить «Щедрый вторник». В этом году мне особенно понравилось, как он прошел. Кажется, произошло качественное изменение, «Щедрый вторник» стал общественным явлением. Появились и массовые инициативы, и объединения разных организаций, и лидеры в самых разных частях страны. Мы наблюдали, как этот праздник зарождался в России, как тяжело шел процесс. Но прошло почти 10 лет – и это уже полноценный праздник. Его поддерживает не только узкий круг профессионалов, это действительно общее движение. Нечто похожее произошло с проектом «Бессмертный полк»: возникает инициатива, которая начинает постепенно развиваться, а в какой-то момент вспыхивает, становится общеизвестной и востребованной обществом.
Мария Черток, независимый эксперт
Событие года — «Щедрый вторник». Он стал еще ярче, еще заметнее в этом году, и вышел далеко за рамки секторного события. Локальный фестиваль благотворительности на Покровке в Москве, потрясающее совместное творчество десятков организаций и бизнесов в Екатеринбурге, объединивший книжные магазины и библиотеки по всей стране «Щедрый книжный» очень вдохновили и порадовали. Фандрайзинговые результаты «Щедрого вторника» не могут не впечатлять, но для меня не менее важны эти новые яркие совместные кампании, которые показывают потрясающие возможности партнерств и общих действий.
Секторные конференции
Мария Черток, независимый эксперт
Отдельно про конференции как события в секторе. Не перестаю удивляться их концентрации в определенные периоды года, когда происходит буквально десяток конференций в неделю. Когда уже научимся координироваться (риторический вопрос)? И качество событий, их подготовленность в плане контента и вовлечения аудитории — отдельная боль.