Эксперты некоммерческого сектора подводят итоги года. В материале «Журнала о благотворительности» главные тренды и явления 2024 года, которые стали актуальны в последнее время и будут влиять на работу социальной сферы в ближайшие годы.

Этот текст — часть серии материалов об итогах 2024 года в некоммерческом секторе: События, Цифры и Слова года. 

Иллюстрации Лизы Перельман

Осмысленные данные, оценка и время объединения

Эльвира Гарифулина, программный директор фондов «Абсолют—Помощь» и «Свет»

Опора на осмысленные данные становится трендом в социальной сфере. В конкурсах фонда «Абсолют—Помощь» организации всегда могли включать в заявку исследования, которые необходимы им для более качественного осуществления своей деятельности. Сейчас таких заявок больше. И мы даже делаем отдельный конкурс научно-практический исследований. 

За год мы принимали участие в большом количестве мероприятий, где так или иначе обсуждались результаты реализованных исследований и запуск новых, поднимался вопрос об актуальности исследовательского подхода и сотрудничества между исследователями и практиками. Так что исследований много. Другое дело, что нужно развиваться в сторону того, чтобы результаты и выводы этих исследований становились более открытыми, доступ к ним был у большего количества организаций. 

Тема мониторинга и оценки, доказательного подхода тоже набирает обороты. Даже в документах государственных органов встречаются фразы, связанные с доказательным подходом, вузы тоже включились в его развитие. Большая часть фондов тоже уже смотрит на практики через эффективность, результативность, доказательность. Мы как фонд, который стоит на рельсах доказательности, считаем, что это полезный тренд.

И еще один тренд — пришло время не конкуренции, а коалиций, альянсов, объединения. Сейчас люди с большим удовольствием делятся своим опытом, перенимают чужой, общаются, взаимодействуют. И мы этот запрос уловили — создаем для партнеров возможности обучаться, стажироваться, обмениваться опытом, методическими наработками. Мы создали в этом году Экспертный клуб, где обсуждаем профессиональные темы, которые всех волнуют, включая сложные вопросы, поддерживаем тематические объединения. Кажется, что экспертных обсуждений нужно больше, запрос есть. 

Цифровая трансформация и искусственный интеллект 

Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия»

Цифровая трансформация и искусственный интеллект привлекают всё больше внимания третьего сектора. Технологические компании, банки активно включаются в сотрудничество с НКО по этой теме. Например, конференция «Smart Social», которая прошла летом или недавно закончившаяся  конференция «Технологии добра».  Однако уход важных международных цифровых сервисов, таких как Canva и Miro, а также замедление работы YouTube создали определенные трудности для сектора. Российские аналоги пока не могут полностью заменить функционал ушедших платформ.

Диверсификация фандрайзингового портфеля и усложнение коммуникации

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор»,

Закрытие системы «CloudPayments» — важное явление этого года. От системы были отключены порядка 400 организаций без возможности получать пожертвования. О чем это говорит? О том, что в сфере частного фандрайзинга появятся новые тренды. За последние 10 лет мы постоянно говорили о необходимости развития системы частных пожертвований, но за один день взяли и отключили «CloudPayments», лишив 400 организаций этой возможности. И возможный тренд будет связан с диверсификацией фандрайзингового портфеля НКО.

Другой тренд — продолжающая как способ взаимодействия дискоммуникация между менеджерами, занимающимися КСО, и представителями некоммерческих организаций. В непростое время бизнес пытается создать КСО замкнутого цикла, то есть замкнуть всё на себя. Компании хотят решать КСО, ESG задачи с органами власти в регионах присутствия. Весь вектор политики КСО направлен на GR. Компании создают на местах фонды местных сообществ. Нам же войти в сотрудничество с этими проектами сложно. Компания увязывает свою КСО стратегию с нацпроектами, с государственной политикой и дальше создает свой фонд, через который всё и организует. Место экспертной площадке там нет вообще. 

Третий момент: ESG повестка будет развиваться в двух направлениях: экология и социальная политика. Фокус компаний будет сосредоточен на собственных сотрудниках. И повестка S будет связана в первую очередь с вопросами демографии, то есть, на практике, с одним из национальных проектов РФ. 

Еще один момент: развитие корпоративного волонтерства, которое входит в зону ответственности HR-департаментов и управлений КСО. При этом площадок для обмена мнениями между бизнесом и КСО как не было, так и нет. Практически нет площадок, где мы могли бы в безопасном формате рассуждать о социальных инвестициях, проектах.

И я бы хотела коротко отметить такие тренды —- сужение финансирования инфраструктурных проектов, откат назад в «продуктовой линейке» помощи социально уязвимым категориям населения. Все продвинутые проекты, над которыми все мы как сообщество работали последние 20 лет вернутся на базовый уровень. Люди могут выживать в нынешних условиях только за счет программ так называемой в исследовательской среде социальной интервенции. В благополучные время доля таких проектов составляет обычно 60%, сейчас же доля может вырасти до 90%. Будут развиваться НКО, работающие с беженцами, СВО повесткой, с вопросами, касающимися ДНР и ЛНР. 

Новые возможности

Анастасия Ложкина, директор АНО «Институт развития фандрайзинга», автор телеграм-канала «Лайфхаки фандрайзинга»

События в Крокусе, Орске, Курсе и Белгороде показали, что общество готово включаться и помогать. Беспрецедентные суммы были собраны в рамках различных чрезвычайных ситуациях. Увидели новый масштаб участия людей и бизнеса. 

Экосистемы крупного бизнеса увеличивают возможности сбора средств и участия населения в благотворительной деятельности: Т-банк, СберВместе, Яндекс.Помощь, ОзонЗабота, Авито. Именно платформы компаний в перспективе станут точкой объединения физических лиц в рамках благотворительной деятельности.

Цифровизация, волонтерство и формирование индустрии

Ирина Меньшенина, основатель Charity Solutions Консалтинг, автор телеграм-канала «О фандрайзинге и не только»

Цифровизация — заметный тренд. Технологии стали все ближе к людям, а люди стали разворачиваться к технологиям и  больше их понимать. Сегодня без применения современных диджитальных решений внешний мир не поймёт некоммерческую организацию. Обратите внимание, донорский возраст снижается, люди стали откликаться на благотворительность более активно, среди них много молодёжи. Молодым людям понятнее, когда все делается быстро, эффективно, привычным для них способом, т.е. цифровым. Все больше некоммерческих организаций внедряют CRM-системы, появляются новые предложения от разработчиков инфраструктурных решений для НКО.

Одним из трендов я бы назвала волонтёрские группы. Небольшие частные инициативы людей, которые помогают бойцам СВО и на приграничных территориях. Это стало привычным делом для граждан, а не только для фондов, храмов, партий, СМИ и др.  Другими словами, уже не нужно ждать, когда нас всех организуют на добрые дела: люди все могут сами.

Формирование некоммерческой индустрии. Слово «индустрия» здесь главное для меня. Как в любой индустрии развиваются ее участники: растут НКО, появляются консультанты (я сама сейчас к ним отношусь), открываются обучающие каналы и программы, появляется все больше профильных журналистов, исследователей и образовательных курсов. Наша микроиндустрия обрела сформировавшиеся черты. Она вносит вклад в формирование национального ВВП. Пусть пока это 1,6%, но за ними кроется создание рабочих мест,  обеспечение социальных услуг и др.

Еще один тренд — подъем российской корпоративной благотворительности. Налицо осознанный, планомерный и структурированный подход к участию в делах гражданского общества и поддержке социальных программ со стороны бизнеса.

Инклюзия

Вероника Мисютина, Советник Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково»

В уходящем году происходило много примечательного и достойного рассказа — о людях, технологиях, социальных финансах. 

Ограничусь одной тенденцией — это рост решений для людей с особенностями здоровья, как в трудоустройстве, так и в целом доступности товаров, сервисов, среды. Такие решения, как правило, реализуются на стыке некоммерческой деятельности и бизнеса. Причин и факторов роста много — долгосрочный демографический тренд, тактический ответ работодателей на ситуацию на рынке труда, квотирование и субсидирование со стороны государства, эффекты многолетних усилий профильных организаций, ценностный выбор. Между тем в социологических опросах обращает на себя внимание устойчивость стереотипов в отношении людей с инвалидностью и неготовность почти половины соотечественников вносить вклад в инклюзию. Ожидаю заметных проектов НКО именно на этом, нормативном, уровне. 

Смена координат и инклюзия

Инга Моисеева, генеральный директор D-Group Social

Явление года — инклюзия как новая в хорошем смысле модная тема у бизнеса и государства, как следствие — появление тут большего количества самых разных ресурсов для развития проектов в этом направлении. Но, увы, даже внутри сектора само понятие в основном воспринимается, трактуется и используется в самом узком смысле слова — в связке в отношении людей с ОВЗ или инвалидностью. Так что внезапный свет прожектора подсветил и хорошее, и то, что бы хорошо скорректировать. Во втором списке и проекты-пустышки в разных секторах. Но это, как всегда на любой волне. И всё же явление хорошее.

Основных трендов больше, но эти выделяю особенно:

— размытие границ секторов экономики, что сильно меняет систему координат и, кстати, людей (очень много новых лиц на уровне ЛПР в бизнесе и власти, очень много смен лидеров и линейных команд в НКО)

— повышенное внимание законодателей к НКО, очень много новых документов к исполнению, не всегда в балансе (потому что чаще касается мелочей, а не актуализации базовых вещей из закона начала 90-х)

— собственно, тренд на инклюзивность, пусть и пока не так широко, но зато очень массово

— повышение плотности оболочки информационных пузырей — персональных и небольших сообществ, что очень затрудняет и удорожает любую коммуникацию, в частности в фандрайзинге, задача которой — привлечь широкое внимание к разным темам.

Переосмысление деятельности

Анна Морозова, основатель и CEO LemonPie — сервиса управленческого учета для НКО

Переосмысление своей деятельности в ситуации жуткой неопределённости, когда все ресурсы брошены на выживание организации, на выстраивание новой идентичности, нового представления о том, какой должна быть организация. Это история про уход в большую автономность, меньшее взаимодействие и так далее. С одной стороны, процесс естественный, адаптироваться нужно. Не хочется, чтобы вот туда-то все и провалились. Мне бы хотелось надеяться на новую волну объединений, совместных решений. 

Гибкость и осмысление вклада сектора

Анна Орлова, руководитель спецпроектов «Кухни НКО»

Для меня уходящий год был годом юбилеев многих старейших организаций сектора – Агентства социальной информации, Фонда Потанина, Кухни НКО, Детских деревень SOS и др. Это дало новый толчок к осмыслению вклада сектора в развитие социальной сферы, например, в аналитическом докладе АСИ «Влияние и вклад НКО в решение социальных проблем и повышение качества жизни в России». Этот тренд продолжится, так как 2025 год — это год 30-летия принятия законодательства, регулирующего деятельность некоммерческого сектора в России.

Мне кажется, что в уходящем году сектор вновь проявил чудеса стойкости, гибкости, ценностной коммуникации и доверия людей. Об этом свидетельствуют данные роста объема пожертвований в «Щедрый вторник» на 71% по сравнению с 2023 годом, и общего объема привлеченных частных пожертвований на 8% по данным Русфонда. Понятно, что инфляция во многом съедает этот прирост, но это значит, что фондам придется еще активнее и эффективнее работать в этом направлении.

Инклюзия и оценка эффективности

Татьяна Тульчинская, директор Благотворительного фонда «Здесь и сейчас» и АНО «Тверская 15»

Инклюзия — тренд не новый, но он усиливается, появляясь в качестве дополнения в большом количестве проектов. 

Оценка эффективности — еще один важный тренд. Те доноры, которые продолжают финансировать некоммерческие проекты, хотят поддерживать проверенные практики и получать подтверждение того, что их деньги используются эффективно. Методики оценки проекта сейчас имеют исключительно важное значение. Написать грантовую заявку, детально не раскрыв оценку эффективности, сейчас уже невозможно. Это тренд не 2024 года, но именно в уходящем году он проявился мощно.

Оценка социального воздействия и цифровая трансформация

Юлия Ходорова, директор БФ «Культура благотворительности»

Не снижается активность крупного бизнеса в поддержку благотворительности, запускаются новые программы, грантовые конкурсы. Продолжают работать крупные частные фонды, они становятся лидерами в своих социальных темах. Например, БФ «Абсолют-Помощь» стал по настоящему экспертной организацией в теме уязвимого детства, создает сообщество специалистов и экспертов в теме вокруг себя, поддерживает развитие НКО в этой сфере, предоставляя многолетние гранты, поддерживает стартапы и пр. 

Активный интерес у доноров к оценке социального воздействия, это свидетельствует об очень осознанном подходе к благотворительности. Донорские организации хотят анализировать существенные результаты, понимать, какие процессы происходят, что меняется на самом деле, благодаря их влиянию. Теперь плоские отчеты о количестве проведенных мероприятий и числе участников в них –  не в тренде. Наши специалисты за год проведи комплексную оценку не менее чем 10 крупных программ — БФ «Искусство, наука и спорт», БФ «Татнефть», БФ «ОМК-Участие», РОСБАНК и др. 

Еще один заметный тренд — цифровая трансформация. Как и весь мир, НКО находятся на пороге цифровой трансформации. Очень многие организации успешно применяют современные сервисы, искусственный интеллект, автоматизацию, аналитику. Другие еще в начале пути. Но все понимают необходимость этого перехода. У НКО всегда ограничены ресурсы на саморазвитие, поэтому здесь нужна поддержка. Первый шаг в этом направлении уже сделала платформа «Технологии добра» (Совкомбанк), конкурс Т-Банка на поддержку цифровых решений в НКО. Такой поддержки нужно больше, она очень востребована. 

Хочу сказать, чего не хватает. Нужны визионеры, люди, готовые вкладывать свои средства в решение больших задач в социальной сфере, создавать новую инфраструктуру, предлагать решение на основе новых технологий. Возможно, такие доноры появятся среди технологических компаний, IT сектора, который пока слабо включен в благотворительность. Сейчас сектор НКО вырос профессионально и может стать партнером для осуществления больших идей, социальных сдвигов. 

Небезвозмездная благотворительность

Елена Чернышкова, директор Фонда наследия русского зарубежья, проректор по развитию Европейского университета

В декабре в УРФУ прошел Форум академического фандрайзинга, и там прозвучала одна важная тема, которая, как мне кажется, стала заметным трендом нашего времени.  Я имею ввиду то, что благотворительность становится небезвозмездной, ее скорее можно назвать практикоориентированной благотворительностью. Этот тренд проявляется не только в образовании, но и во многих областях некоммерческого сектора. Перестраивается экономика, многие крупные компании, которые вкладывались в развитие социальной сферы, терпят убытки, теряют прибыль. И, наверное, как результат — доноры становятся более прагматичными. Например, говорят: «Мы поддержим ваш проект, но взамен проконсультируйте наших сотрудников, обеспечьте освещение проекта в СМИ, опубликуйте баннеры и сделайте исследование». То есть компании по-прежнему делают пожертвования в пользу фондов или университетов, но при этом предъявляют больше встречных требований. Требования к отчетности тоже меняются: сейчас компании ждут больше практических результатов, требуют цифры, ставят жесткие KPI по каждому партнерскому проекту.

Обратная связь и события для НКО

Мария Черток, независимый эксперт

Интерес к теме обратной связи в НКО вышел на поверхность именно в этом году, а вместе с ним — понимание нехватки компетенций в этой сфере у большинства НКО. Очень надеюсь, что в будущем году мы увидим больше возможностей для получения знаний и навыков в этой сфере и превращение обратной связи в действенный и в то же время не обременительный механизм приближения работы НКО к реальным нуждам их целевых групп.