Проект «Школа взаимопомощи» зародился в Психоневрологическом интернате №9 в 2019 году. Первые участники проекта – это воспитанники интерната с самым сложным поведением: отъявленные хулиганы, кто никому не был нужен, к которым никто не приходил.
«У них тяжелые судьбы – нереализованность, непризнание в семье и в обществе. Жизнь их так сложилась, что в силу состояния здоровья, социальных факторов они не могли общаться с миром так, как делают это другие, и привлекали к себе внимания разными негативными способами», – рассказала заведующая третьим отделением ПНИ №9, руководитель проекта “Школа взаимопомощи” врач-психиатр Елизавета Петрова.
Организаторы проекта направили эту отрицательную энергию в конструктивное русло. «Отъявленные хулиганы» стали ходить по отделениям как волонтеры – и воспитанникам, которые в силу здоровья не могут сами читать, читали книги, играли с товарищами с выраженными ментальными расстройствами, разговаривали с ними. Работа на отделениях стала лишь началом большого пути. К проекту присоединились профессиональные актеры, режиссеры, чтобы научить воспитанников ПНИ основам театрального искусства, — и теперь те, кто раньше воровал на кухне продукты или бил стекла, играют на сцене, ставят уже свои собственные спектакли. Все успешно развивалось, пока не пришел коронавирус. И профессиональные режиссеры уже не могли приходить сюда и заниматься с ребятами. Совершенно случайно в жизни проекта появился режиссер-мультипликатор Оксана Готчиева и театральную деятельность перенесли на мультипликационный стол.
Мультипликаторы с ограниченными возможностями здоровья под руководством режиссера-мультипликатора самостоятельно делают мультфильмы: работают над сценарием, создают героев и фоны, озвучивают персонажей и монтируют. Они обмениваются опытом, совместно работая над творческими проектами и поддерживают друг друга. В таком инициативном мультимедийном пространстве воспитанники развивают свои таланты и навыки, что имеет важное значение для их самореализации и социальной интеграции.
Первые мультфильмы были очень простые, но это был первый случай, когда ребята из психоневрологического интерната производили интеллектуальный продукт. Свой опыт особенные мультипликаторы начали передавать другим учреждениям. К проекту присоединились более 15 социальных учреждений — детские дома, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры Санкт-Петербурга, поликлиника и коррекционная школа.
Проект «Школа взаимопомощи» — победитель международной премии #МЫВМЕСТЕ, победитель премии «Петербург и петербуржцы» в номинации «Социально-культурный проект года»
В 2022 году мультфильм «История денег» стал победителем премии Министерства финансов Российской Федерации; в 2023 году мультфильм про Ксению Блаженную «Андрей Федорович» стал победителем Тихвинского кинофестиваля, финалистом православного фестиваля «Невский Благовест», победителем Русского кинофестиваля в номинации «С Богом», победителем инклюзивного кинофестиваля «Волшебный фонарь», победитель зрительского голосования премии за доброту в искусстве «На Благо Мира».
В 2024 году проект получил Грантовую поддержку Движения Первых. Впервые особенные мультипликаторы создают мультфильмы о блокаде Ленинграда для школьников. Основой творческих продуктов, реализуемых в рамках проекта, стала история кота Макса, который «написал» блокадный дневник. Прототипом героя стал реальный кот Макс, родившийся в Ленинграде в 1937 году. Грянула война, город оказался в блокаде. Вместо того, чтобы жить сытой жизнью упитанного домашнего кота, Макс голодал и недоедал. Его не выпускали на улицу, уберегали от жадных голодных взглядов, запирали на ключ от родного дяди хозяйки, который ежедневно требовал кота на съедение. К началу 1942 года кошек в Ленинграде не осталось. А в 1943 году было принято решение доставить из Ярославля в Ленинград дымчатых кошек, которые спасали город от крыс – угрозы опасных инфекций. После прорыва блокады легенда о Максе разнеслась по всему городу. Ленинградцы приходили посмотреть на диковинное чудо – живого кота, пережившего блокаду!
В мультфильме описаны реальные события и истории, которые происходили в Ленинграде во время блокады. Это исключительный взгляд на историю, позволяющий в понятной и доступной школьной аудитории художественной форме донести до зрителя психологически сложную информацию через призму судеб простых людей.
Созданный в рамках проекта креативный контент – мультфильмы, книги, подкасты, во взаимодействии с Санкт Петербургским отделением Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» при поддержке региональных комитетов по молодёжной политике будет представлен лидерам школьных патриотических движений школ Санкт-Петербурга для дальнейшего использования в просветительских патриотических школьных мероприятиях, в экспозициях школьных патриотических музеев.