В Ивангородском музее Ленинградской области хранится крупнейшая в мире коллекция работ иллюстратора сказок Ивана Билибина. Но, проведя опрос, сотрудники музея выяснили, что молодое поколение Кингисеппского района плохо знает художника и его творчество. Тогда музейные работники решили исправить ситуацию и на грант Фонда Андрея Мельниченко создали проект «Дети рисуют Билибина» для школьников Кингисеппского района. Старший научный сотрудник и администратор проекта Наталья Смола рассказала, как приобщать детей к творчеству художника.

Почему Билибин?

В Ивангороде самая большая уникальная коллекция работ Ивана Билибина не только в России, но и в мире — наши музейные фонды насчитывают около 2 000 экспонатов, куда входят также личные вещи художника и работы его учеников.

Из наследников у художника был только приемный сын Мстислав Николаевич Потоцкий, который в 1909 году выбрал Ивангород местом хранения коллекции своих родителей. Но сам Билибин тоже бывал здесь, поэтому Ивангород для него не чужой, это место его привлекало. Есть легенда, что Билибин не хотел после смерти оставлять работы Третьяковской галерее или Русскому музею, а желал, чтобы они были доступны людям из далеких от столицы городов. Мстислав Николаевич привез наследие Билибина в Ивангород, где прожил до своей смерти в 1998 году, и стал первым директором нашего музея.

Как все проходило

Мы хотели привлечь детей из обычных школ и спецшкол, детей с особенностями развития и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. И немного адаптировали программы под детей с особенностями развития. Но все дети делали итоговый проект — создавали иллюстрации для книг. В этом тоже наша большая победа — чтобы любой ребенок чувствовал себя комфортно.

Итогом работы каждой школьной команды стало иллюстрирование в билибинском стиле книги, которую сам Билибин не иллюстрировал. Это могла быть сказка «Колобок», наследующая орнамент и детали билибинских иллюстраций, «Чук и Гек» — что угодно. Независимая комиссия отобрала 20 рисунков-победителей из разных книг, которые затем мы объединили в итоговую книгу проекта.

Почти каждый день на протяжении двух месяцев мы проводили музейные занятия для школьников 1–11-х классов. Организовали приезд всех детей в музей — заказывали автобусы. Наряжались в русские народные костюмы, надевали кокошники и представлялись героями сказок, например Аленушкой.

Сначала проводили экскурсию-знакомство — рассказывали о жизни и творчестве Билибина, о его путешествиях и жизни в Египте, во Франции, в России, на Украине, в Крыму. Детей впечатлило то, как раньше сложно было сохранять работы в путешествиях, поразили подлинные вещи художника, например лампа, сохранившаяся в блокаду.

Детей удивляло, как рано Билибин стал рисовать и трудиться, сколько всего он успел сделать за свою недолгую жизнь. Удивительны его плодовитость, трудоголизм и разнообразие интересов, когда наряду с живописью он изучал несколько языков, был фотографом, сценографом, ученым, этнографом.

Потом знакомили со стилем — показывали его работы и обращали внимание на орнамент, на колористику, на какие-то детали, и дети все это визуально воспринимали. Например, в билибинских иллюстрациях к сказкам Пушкина есть много шахматных изображений — черно-белых, красно-белых, сине-белых. Билибин часто использовал шахматный принцип. В одной из переписок он говорил, что шахматы — это всегда интрига и загадка, а уж в сказках Пушкина интриги хоть отбавляй.

После теоретической части ребята делились на команды и получали задания. Первое — найти «придуманные» нами ошибки в работах Билибина. Например, в иллюстрации из сказки «Золотая рыбка» на волне сидела русалка.

Вторая часть заданий была на определение авторства — из предложенных иллюстраций нужно было выбрать билибинские. Художник Борис Зворыкин копировал стиль Билибина — и их работы даже взрослый человек не всегда может различить. Мы брали, например, две билибинские и две не билибинские иллюстрации к «Золотой рыбке» — детям нужно было подумать и понять, где подлинный Билибин. Было интересно наблюдать, как у ребят идет мыслительный процесс.

В конце занятия провели мастер-класс — мы предлагали участникам готовые билибинские орнаменты, которые заранее печатали и вырезали. И дети использовали эти элементы для иллюстраций своих сказок — получались потрясающие вещи! Потом проходила презентация-защита работ. В итоге мы дали школьникам методические рекомендации о том, как сделать проект на основе полученных знаний. И дети под руководством своего педагога доделывали книгу у себя в школе.

Занятия сопровождались музыкой, которая тоже была выбрана неслучайно. Например, ставили оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», к которой Билибин делал декорации. 

Все дети получили хорошие подарки — кружки с иллюстрациями Билибина, значки с характерным орнаментом, дипломы.

Что дальше?

С начала учебного года мы планируем передвижную выставку работ — победителей проекта «Дети рисуют Билибина». Сейчас договариваемся с локациями — например, выставка может пройти в «Центре творческого развития» в Кингисеппе, там есть очень хорошие помещения. Параллельно сканируем и печатаем работы в форматах А3, А4, А5.

Есть еще одна задумка — сделать в общественном пространстве баннеры и билборды с иллюстрациями детей. Например, дизайнер на основе работ разрабатывает макет для разных городских форматов. И дальше размещаем рисунки на площадках наружной рекламы в Ивангороде и Кингисеппе. Получается, так мы опять привлекаем внимание жителей к творчеству Билибина. Еще это будет очень красиво. И очень порадует детей, которые участвовали в проекте. Например, учеников сельской школы, где учатся ребята, принадлежащие к малой народности, — они два часа добирались до нашего музея. Представляете, как важно и радостно им будет увидеть свои работы!