Как работает тариф «Специальный» от Яндекс Такси: ежедневная работа — глазами водителя и маломобильного пассажира.
Один из самых востребованных видов помощи, которую предоставляет своим подопечным с тяжелыми диагнозами фонд «АиФ. Доброе сердце» — бесплатные поездки на такси (в больницу, аэропорт, вокзал или на реабилитацию). Благодаря совместному проекту с фондом Яндекса «Помощь рядом» с декабря 2022 года эта услуга стала доступна семьям, которым мы помогаем (во всех городах, где работает сервис Яндекс Такси.
Сейчас в программе «АиФ. Доброе сердце» уже 167 подопечных, пользующихся услугами бесплатных поездок в Яндекс Такси. Среди них в том числе маломобильные подопечные фонда, которые активно пользуются и тарифом “Специальный”, его запустили 2 года назад в Москве — это машины, оборудованные электроподъемником для перевозки пассажиров на тяжелых инвалидных колясках.
«Специальным» регулярно пользуются и те подопечные, кто живет в регионах, но приезжает в московские клиники и реабилитационные центры.
Мы решили внимательней посмотреть на работу такси для маломобильных людей от Яндекс Go, выбрали для интервью двух Сергеев — пассажира и водителя.
«ГОРОД СТАЛ ДОСТУПНЕЙ, НО НЕ ВЕЗДЕ»
Своего тезку — водителя Яндекс Такси Сергея Ивановича Полуяна — другой Сергей (подопечный фонда) порекомендовал нам со словами: «внимательный и ответственный водитель». А уж он-то в водителях разбирается.
11 лет назад Сергей Романов попал в автомобильную аварию: перелом позвоночника, инвалидное кресло и — конец любимой работы полицейского кинолога. И хоть Сергей живет в Москве, где давно уже многие маршруты общественного транспорта оборудованы специальными площадками и креплениями для инвалидных колясок — доехать самостоятельно он может не везде.
Жизнь человека с инвалидностью — это ведь не только лечение, реабилитации и выход из дома «по делам». Реабилитологи и эрготерапевты давно доказали: чем больше общения, самостоятельных дел и интересного времени вне дома будет у маломобильного ребенка или взрослого,тем лучше он себя чувствует и больше получает пользы от реабилитации.
Сергей, например, любит самостоятельно гулять по Москве и встречаться с друзьями («недавно выбрались все вместе на шашлыки»), старается не запираться в 4 стенах. Но проблема в том, что даже в столице не весь общественный транспорт доступен для «спинальников». Журналисты «АиФ. Доброе сердце» делали в 2022 году репортаж про прогулку по городу на инвалидной коляске с давним другом нашего фонда Дмитрием Чешевым и, несмотря на все разговоры о доступной среде, открыли для себя совсем другую Москву…
В обычном метро Сергей Романов за 11 лет так и не научился ездить: почти все старые станции неудобны для людей в колясках, много где преодоление лестниц и переходов невозможно без помощи минимум 2 крепких помощников. И даже имеющиеся пандусы часто слишком круты для самостоятельного подъема и спуска (Сергей специально звонил на «горячую линию» метрополитена, уточнял все эти тонкости, неочевидные для ходячего человека). И только новые линии — МЦК и МЦД — сразу оборудованы всем необходимым для маломобильных пассажиров и есть сотрудники, которые могут помочь с дверями и лифтами.
«Но, даже если вы добрались до нужной точки на удобной МЦК или современном автобусе, это не значит, что больше проблем не возникнет. Мало кто из здоровых людей обращает внимание, что не везде есть наземные пешеходные переходы. Например, недавно я гулял по Красной площади и попытался найти наземный переход, чтоб не спускаться в подземный. Искал-искал, а его нет. Обратился с вопросом к дежурившему на посту сотруднику ГИБДД. В результате он перекрыл движение, чтобы я смог переехать на коляске через проезжую часть и добраться до автобусной остановки. Вот по этой причине такси — все же самый удобный для нас вид транспорта».
КАК РАБОТАЕТ ТАРИФ “СПЕЦИАЛЬНЫЙ”?
Регулярные поездки в поликлинику и реабилитационные центры на специально оборудованном такси — неотъемлемая часть жизни большинства маломобильных подопечных фонда. Особенно тех, кто может передвигаться только на электроуправляемой инвалидной коляске (как Сергей). Она удобная, легко управляется джойстиком, но тяжелая, не складывается и безопасно перевозится только в специальной машине с подъемником и креплениями.
До появления тарифа “Специальный” от Яндекс Такси Сергей Романов пользовался услугами социального такси Мосгортранса. Но заказывать там машину просят на регулярные поездки (1-2 раза в неделю) и сильно заранее (за 3 дня!). То есть вызвать водителя за полчаса до выхода из дома и доехать до больницы самостоятельно не получится.
«Однажды мы с отцом отдыхали в Крыму. И только накануне вылета в Москву я вдруг понял, что не заказал машину в Шереметьево заранее и теперь не знаю, как буду возвращаться домой из аэропорта. Позвонил в социальное такси, и меня даже поставили в лист ожидания, но, конечно, никто не приехал. Обычное такси взять невозможно — не поместится коляска. Пришлось искать частное такси для перевозки людей с ОВЗ. В итоге из аэропорта доехал только за 7 тысяч. Если бы тогда уже было таксидля маломобильных пассажиров от Яндекс Go, вызвал бы его и избежал ненужных трат и нервотрепки».
Во-первых, машину в тарифе “Специальный” не нужно обязательно заказывать за три дня (и даже за сутки не нужно). Хотя возможность предзаказа сервисом предусмотрена. Период ожидания машины дольше, чем у любого другого тарифа — в среднем машина приезжает в течение 30 минут, но иногда свободный водитель находится и раньше.
Во-вторых, водители хорошо подготовлены и всегда внимательны к пассажиру. Да, поездка в “Специальном” стоит не дешево, но Сергей говорит, что это того стоит: ведь должен быть оплачен и труд водителя, который помогает заехать на поднимающийся пандус, безопасно закрепить коляску, обеспечивает комфортные условия в поездке.
Сергей Иванович Полуян, водитель тарифа “Специальный”, Яндекс Такси:
«Я всегда лично проверяю: насколько надежно и безопасно закреплена коляска пассажира, уточняю — нужно ли включить кондиционер, сделать прохладнее или потеплее. Я считаю, что водитель такого тарифа должен быть внимательнее и терпеливее водителя обычного такси. Мы можем везти в больницу ребенка, который нервничает или кричит или громко разговаривает. А родители, например, начнут нервничать, что не могут его успокоить. Если водитель к такому не готов, то, конечно, ему будет сложно работать. А когда сам водитель спокоен и готов помочь, то мама видит, что ничего страшного не происходит и сама успокаивается».
Сергей Романов говорил нам, что в водителе любого такси для людей с инвалидностью (а он встречал их уже немало) ценит три вещи:
— вежливость;
— аккуратное вождение;
— искреннее (а не предписанное инструкцией) желание помочь.
Тезка Полуян как раз и запомнился Сергею потому, что не просто выполнял работу, а хотел, чтобы пассажиру было максимально удобно. Те, кто хотя бы раз возвращался после болезненного лечения или сложной (и физически, и морально) реабилитации — понимают как важно, чтобы не просто довезли до дома, а действительно позаботились о твоем комфорте.
«ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО?»
В каком-то смысле эти два Сергея — почти коллеги. Романов до аварии работал кинологом в полиции, а Сергей Полуян до такси — инструктором практического вождения в МВД. Водительского стажа к своему 51-му году Сергей Иванович накатал уже не один десяток лет, но гораздо более ценным считает умение работать с людьми.
«Почему я решил два года назад начать работать в тарифе “Специальный”, хотя считается, что здесь сложнее, чем в обычном такси? — Сергей Иванович задумывается, но ненадолго. — Да я, если честно, не вижу особых трудностей в такой работе. Внимательным нужно быть и человечным, но это везде же так нужно работать, правда? А пошел работать с маломобильными пассажирами, потому что хочу помогать. Если не я, то кто?»
«Хочу помогать» — у Полуян это, видимо, семейное. Жена Яна еще до пандемии начала работать в мобильном сервисе сопровождения детей, а теперь уже возит постоянную подопечную. Такой вот дружный семейный подряд. Хватает ли у Сергея Ивановича времени и душевных сил на двух дочек и трех внуков с такой работой? Хватает.
«Мне говорят: ну вот наверное надо какой-то особый характер, чтобы там работать? Терпение какое-то исключительное? Да нет, ничего такого особенного. Надо просто сердце иметь».
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ
Работа водителя тарифа “Специальный” отличается от обычного вызова такси не только иконкой в приложении Яндекс Go, но и действиями водителя.
Например, Сергей Иванович, получив вызов, перезванивает пассажиру и уточняет — куда удобней подъехать и когда он точно будет на месте.
Бесплатное время ожидания автомобиля — 10 минут, но не всегда у маломобильного взрослого или семьи с ребенком, занятых сборами в больницу или аэропорт, есть возможность рассчитать время выхода заранее. Поэтому такая забота водителя: сделать предварительный звонок, заранее предложить помощь и спросить о дополнительных пожеланиях пассажира — делает поездку спокойной и комфортной.
«Я считаю, что в поездке все зависит от водителя, а не от пассажира. Опытный водитель обычно замечает даже раньше самого пассажира: в каком тот настроении, как себя чувствует, хочет общаться или лучше его не трогать и помолчать. И именно водитель может сделать поездку удобной.
Но мне, конечно, еще и везет с пассажирами. Почему-то именно на тарифе “Специальный” самые вежливые и благодарные взрослые, и даже дети всегда здороваются, говорят “спасибо”, “пожалуйста”, желают хорошего дня».
Став подопечным фонда «АиФ. Доброе сердце», Сергей Романов получил возможность минимум дважды в месяц пользоваться услугами специального такси бесплатно. Фонд в основном оплачивает его поездки в реабилитационный центр: из дома и обратно (то есть фактически — четыре вызова такси).
Согласно правилам фонда за счет благотворительной организации подопечные могут пользоваться такси лишь для того, чтобы съездить к врачу, в соцзащиту или на реабилитацию (цели поездок четко ограничены возможностями НКО, покататься по городу или отправиться в магазин — нельзя). Но бывают и исключения.
Однажды Сергей Романов обратился к «АиФ. Доброе сердце» с необычной просьбой. Он решил принять участие во Всероссийских соревнованиях «Кибатлетика», которые с 2017 года проходят для людей с инвалидностью, использующих высокотехнологичные средства реабилитации, и ему нужна была помощь, чтобы добраться на соревнования. Сергей соревновался в 2024 году, в группе участников на креслах-колясках с электроприводом, где нужно было продемонстрировать ловкость и умение управлять коляской, держать равновесие и быстро выполнять задания.
«Призовое место не занял, но и в отстающих не был», — говорит он с гордостью. Ну а мы гордимся, что можем помочь нашим подопечным в реализации и таких целей и мечт.
«Возможность ездить на такси для меня — это не роскошь, а свобода», — сказал Сергей Романов на прощание. И под этой фразой могут подписаться и остальные наши подопечные.
Сейчас в тарифе “Специальный” от Яндекс Такси также появилась возможность предварительного заказа: можно запланировать поездку за несколько дней и машина приедет ровно к назначенному времени. Интервал предзаказа — от 2 часов до трех дней. Оформить предзаказ можно на любое время в промежутке с 6:00 до 22:00.