Евгений Островский, водитель тарифа Яндекс Go «Специальный», рассказывает, как общается со своими маленькими и взрослыми пассажирами, о внимании к людям и желании помогать.

О работе

Я работаю здесь с 2022 года, целенаправленно шел именно в тариф «Специальный», потому что хотел помогать людям. Потом случилось так, что беда пришла и в мой дом — в декабре прошлого года у моей дочери обнаружили глиобластому (злокачественная опухоль мозга), и с этого момента я еще больше понимаю своих пассажиров и еще больше стремлюсь помочь им. Мне просто хочется быть полезным и делать хорошее дело.

О поездках

Самые трогательные поездки всегда происходят с «маленькими» пассажирами. В рамках программы «Помощь рядом» (ред. — социальный проект Яндекса, который в том числе предоставляет бесплатные поездки на такси для НКО и их подопечных, которым трудно пользоваться общественным транспортом) я часто вожу подопечных благотворительного фонда «Добрый дом». Он помогает онкобольным детям. Когда приезжаю на заказ — дети меня узнают, радуются, кричат: «Дядя Женя приехал!» Это очень греет душу и сразу появляются силы работать.

О правилах общения

Люди с инвалидностью ничем не отличаются от нас, это обычные люди, важно вести себя вежливо и тактично. В то же время очень важно следить за своими эмоциями, не показывать сочувствие и тем более жалость. На мой взгляд, это может обидеть человека или поставить в неловкую ситуацию, поэтому я считаю, что с пассажирами с инвалидностью нужно общаться легко и непринужденно, не заостряя внимания на их физическом состоянии. Я стараюсь создавать позитивную атмосферу во время поездок: шучу, рассказываю веселые истории — пассажирам это нравится, они чувствуют себя комфортно. Однако нужно также обращать внимание на настроение человека, ведь не все хотят беседовать. Если я вижу, что пассажир расстроен или задумчив, то просто молча везу его до нужного адреса. Работа с людьми требует терпения и внимательности к мелочам.

О правилах передвижения

В первую очередь надо максимально близко подъехать к пассажиру, но при этом выбрать место так, чтобы вокруг не было препятствий для комфортного заезда коляски на платформу погрузчика. Плоскость должна быть ровной, чтобы можно было разложить лифт, позволяющий загрузить кресло в салон. Подъехав, я выхожу из машины, раскладываю механизм и сам закатываю коляску в автомобиль. Затем нужно зафиксировать инвалидное кресло с помощью креплений и пристегнуть пассажира ремнем безопасности.

О внимании

Для меня главное уделить каждому пассажиру внимание, относиться по-доброму и с уважением, быть тактичным. К примеру, я никогда не спрашиваю пассажира или его сопровождающих о диагнозе, чтобы не задеть их чувства.

Я считаю, это неуместно. Наоборот, стараюсь их развлекать. Особенно, если едет ребенок. Можно ведь обсудить более интересные вещи, чем диагноз, например, почему крокодилы не летают.

Довольно часто бывают случаи, когда дети капризничают и плачут. Как правило, их успокаивают мамы, от меня в таких ситуациях мало что зависит. Для водителя важно не реагировать на такие ситуации, сохранять спокойствие и следить за дорогой. У меня нет мультфильмов и не играет музыка во время поездок. Обычно моим пассажирам нужны тишина и спокойствие, так как зачастую они возвращаются после изнурительной медицинской процедуры или, наоборот, едут на лечение.

О знакомствах

У меня довольно много пассажиров, которых я возил несколько раз. В основном, это дети. Ко всем я отношусь одинаково тепло. Я заметил, что поначалу многие меня стеснялись, но спустя пару поездок уже привыкали и оттаивали. Сейчас даже сами просятся на руки, обнимают меня, особенно если долго не виделись. Дети часто дарят мне небольшие подарочки, например, свои рисунки. Все подарки я бережно храню, для меня они представляют особую ценность. Со своей стороны я бы тоже хотел им делать приятное, например, угостить конфетой, но это запрещено. У каждого ребенка своя диета, и я не хотел бы причинять лишний вред их здоровью.

О помощи

Важно отметить, что физически помогать можно далеко не всем, поскольку у водителя нет медицинского образования и необходимых знаний, есть риск причинить вред или травмировать пассажира. Так что я советую соблюдать дистанцию и не нарушать личное пространство пассажиров. Конечно, это правило не касается ситуаций, когда люди сами просят о помощи, — в таких случаях необходимо выполнить просьбу.

Если мы говорим о помощи с погрузкой в салон или с инвалидным креслом, то это прямая обязанность водителя, но здесь тоже следует лишь быть осторожным.

О рабочем дне

В среднем получается по 5-7 поездок в день. Бывают очень загруженные дни, бывают дни полегче. Конечно, морально непросто каждый день видеть больных детей. Я не могу оставаться равнодушным, испытываю жалость, хоть и не показываю этого. К вечеру устаю, конечно, но стараюсь восстанавливаться: прихожу домой, наливаю чай и отпускаю негативные мысли. Спокойный домашний вечер — мой лучший отдых.

Справка о тарифе

Тариф «Специальный» — это оборудованное такси для передвижения маломобильных людей на тяжелых электрических креслах и простых инвалидных колясках. Таким пассажирам тяжело передвигаться по городу самостоятельно, им необходимы комфортные минивэны со специальным подъемником и креплениями для коляски. Перед началом работы все водители проходят тренинг по реагированию на нестандартные ситуации, которые могут возникнуть при выполнении заказа, а также учатся правильно обращаться с инвалидным креслами и подъемником.