В конце июня команда «Полдня» завершила проект, который длился целых 17 месяцев! Игровой курс «В переплёт. Новая глава» стал логическим продолжением курса «В переплёт» и был направлен на повышение мотивации к учёбе и чтению. «У многих подростков-сирот есть проблемы с учебной мотивацией и усвоением школьной программы. Чтобы педагогам было легче «подтягивать» таких ребят, мы создали этот курс. «Заставить подростков читать можно, но вряд ли нужно. Куда правильнее помочь им искренне полюбить чтение. И самый действенный способ сделать это — предложить им игру», — делится межрегиональный куратор фонда Олеся Калеева.
Игровой курс состоит из 9 занятий. В его основе — школьная программа 7–11 классов: литература, обществознание, история. На такое «смешение» разработчики пошли осознанно, потому что именно так легче выстраивать межпредметные связи и воспринимать факты из истории или литературы не по отдельности, а вместе. Ведь ни одна сфера жизни, будь то литература, музыка, искусство, не существовали по отдельности и без связи с реальной жизнью ни в 19 веке, ни сейчас. Оценили такой подход и подростки, 88% которых по итогам анонимного опроса ответили, что после прохождения курса начали лучше выявлять связи между историческими событиями и произведениями русских писателей.
Кстати, о писателях: в основу курса команде удалось заложить практически всех классиков русской литературы. Пушкин, Гоголь, Гончаров, Достоевский, Толстой, Чехов… Не прошли и мимо Замятина, Булгакова, Шолохова и Пастернака, произведения которых обычно изучаются в старшей школе.
За 9 игр региональные кураторы фонда обсудили с подростками самые основные темы из русской литературы и истории. В первой игре курса «Восток-Запад» разбирался механизм образования связей между разными культурами. «Благодаря игре «Восток-Запад» для меня некоторые ребята открылись с новой стороны. Если бы не игра, я бы никогда не подумала, что детей увлекает изобразительное искусство. Оказывается, что девочки каждые выходные посещают художественную школу при местном художественном музее, а также участвуют и побеждают в конкурсах! В конце игры они даже поделились, что им больше нравится отображать на холстах, хотя, как правило, на первой игре курса многих бывает тяжело вовлечь и разговорить. Но не в этом случае!», — делится региональный куратор Ольга Штаубер из Нижнего Новгорода.
В игру «Книжные странники» был заложен разговор о формировании национального культурного кода, а в игру «Губерния» — разговор о крепостном праве и его влиянии на положение крестьян в Российской империи.
Игра «Выбор изгоя», посвящённая социальному положению человека и его связи с самосознанием и гражданской позицией, многих ребят привлекла уже своим названием. По наблюдениям кураторов, это было связано с тем, что подростки-сироты сами считают себя изгоями и часто подвергаются буллингу. Однако примеры, приведенные в игре, помогли подросткам поднять свою самооценку. В целом, редко на ком не сказывается положительно сравнение себя и своего опыта с судьбой таких литературных персонажей, как Александр Чацкий или Евгений Базаров!
С помощью игры «К нам едет ревизор» кураторы обсуждали с подростками влияние социально-экономического положения человека на его личность и карьерное развитие. Ребята из Кировской области единогласно во время рефлексии приняли решение, что они точно не будут мириться с судьбой «маленького человека», а будут сами заботиться о своём счастье, трудиться и ни в коем случае не сдаваться.
Наиболее серьёзными и объёмными в курсе оказались две игры: «Раскол» о трагедии человека в период революции и «Человек под знаменем» о влиянии чрезвычайных ситуаций на жизненный путь человека и его достоинство. В этих играх ребята на собственном опыте смогли ощутить, что сложный жизненный выбор — это не красивая метафора, а реальное действие, которое каждому человеку приходится совершать.
Игра «Женщина: роль или чувства?» о выборе женщины между общественной ролью и внутренними переживаниями оказалась в нашем курсе самой трогательной и располагающей подростков к проявлению своих актёрских навыков. «Игра «Женщина: роль или чувства» в одной из моих групп прошла очень вдумчиво. У меня были девочки, которых очень тронули истории героинь и то, как их чувства осуждались обществом. На рефлексии мы ещё раз обсудили важность свободы выбора и порадовались, что у современных женщин её стало больше», — описывает региональный куратор Наталия Ливак из Красноярска.
Заключительной игрой курса была «Мы. Утопия», где подростки разбирались в том, как правильно должно быть устроено служение гражданина государству и как благие намерения иногда ведут к построению антиутопии. В основе сюжета — «Мы» Евгения Замятина, «Трудно быть богом» братьев Стругацких и «Котлован» Платонова, сама же игра базируется на структуре «Мафии». По признанию многих ребят, заключительная игра стала для них «чем-то новеньким»: оказалось, что строить идеальный мир и принимать ответственные решения не так уж и просто. «В игру «Мы. Утопия» ребята включились не сразу, однако когда после 3 такта они разгадали метафору, то сразу же активизировались. На рефлексии меня поразил их простой, но очень мудрый вывод, который они сделали по ходу игры: идеальный мир для всех построить невозможно, — у всех разное понимание идеала — но можно договориться и сделать уже существующий мир лучше», — рассказывает региональный куратор Надежда Баширова из Новосибирска.
Такая насыщенная программа произвела впечатление — после прохождения курса 68% подростков заявили, что они хотели бы прочитать произведения о героях и событиях, на основе которых строился курс. Ещё 60% участников сказали, что им стало значительно интереснее посещать уроки литературы и истории. Столько же ребят согласились с тем, что после прохождения курса им проще выполнять школьные домашние задания.
В проекте приняли участие 594 подростка из 13 регионов России. Проект осуществлялся при поддержке Фонда президентских грантов.