Команда фонда «Полдень» с момента своего основания работает с подростками-сиротами. Мы не просто так обратились к этой целевой группе: по статистике, таких ребят в семью забирают реже всего, поэтому забота об их подготовке ко взрослой и самостоятельной жизни ложится на воспитателей и сотрудников НКО. Однако даже если подростки оказываются в семье, то процент вторичных возвратов в этом случае всегда выше, чем с детьми других возрастов. 

Вот только несколько примеров из официальной статистики: в 2020 году в семьи было принято 45 708 детей-сирот, 4779 из них вернулись в учреждения. В 2021 году уже 5272 ребенка вернулись в учреждение из новой семьи; в 41% случаев отмена решения об усыновлении произошла по инициативе детей. 

В 2022 году эксперты фонда провели 24 глубинных интервью, чтобы понять почему происходят вторичные возвраты. Самая главная причина — несоответствие ожиданий приёмных детей и родителей. У подростков-сирот никогда не было (или он был деструктивный) примера налаживания коммуникации в семье, распределения ролей и обязанностей. Из-за этого в новой и незнакомой обстановке ребятам трудно принимать на себя обязательства, которых у них не было раньше, что часто приводит к конфликтам. 

Ситуацию могли бы исправить дополнительные занятия, где бы подросткам рассказывали об устройстве семьи, однако около 80% опрошенных нами представителей школы приёмных родителей заявили, что такая работа с подростками в детских домах не ведётся. Так у команды фонда «Полдень» родилась идея о создании нового игрового курса «Серьёзный разговор». 

«В 2023 году наша команда сосредоточилась на создании игровых курсов, основанных на школьной программе и направленных на повышение мотивации к учёбе. В них мы не вкладывали какую-то «помогающую» историю, благодаря которой подростки в детских домах и интернатах смогут как-то осмыслить свой опыт сиротства и подготовиться к возможной жизни в приёмной семье. Разработкой такого курса мы решили заняться в 2024 году, потому что результаты исследований говорят о том, что занятий по такой теме сейчас очень не хватает», — комментируют сотрудники фонда. 

Дать детям-сиротам знания об устройстве семьи для их потенциального устройства — это только половина задачи курса «Серьёзный разговор».  Какая-то часть ребят, к сожалению, так и останется в детских домах, однако знания, полученные на курсе, помогут им во взрослой жизни осознаннее создавать уже свои семьи. 

«Я всегда честно говорю своим подросткам, с которыми занимаюсь в детских домах Омской области: «Ребята, у вас здесь тепличные условия. Будьте готовы к тому, что жизнь за пределами детского дома не будет такой. Читайте, учитесь, интересуйтесь чем-то новым. В будущем всё может пригодиться». К сожалению, одному из самых главных навыков — навыку создания и сохранения собственной семьи — научиться не так-то просто, если своей семьи у тебя никогда не было или если была приёмная, из которой тебя вернули обратно в детский дом. Один из опросов, проведённых нашими коллегами, показывает, что через 6 лет после выпуска из сиротского учреждения женаты или замужем только 17,4% выпускников, так и не создали свою семью — 66,2%. Ещё около 10% составляют матери-одиночки. Страх снова быть преданным, отсутствие опыта нетоксичной коммуникации, незнание ролей и неумение распределять зоны ответственности в отношениях — всё это препятствует созданию крепких и здоровых семей у людей, имеющих опыт сиротства. С помощью игр из курса «Серьёзный разговор» мы постараемся эту проблему проработать», — Олеся Калеева, межрегиональный куратор фонда «Полдень». 

В рамках проекта «Серьёзный разговор» команда фонда разработает шесть игр, которые помогут подросткам из детских домов:

— сформировать представления о границах в семье;

— узнать о распределении ответственности в семье, о существующих в ней ролях и правилах;

— научиться грамотно выражать личную позицию в коммуникации, использовать различные типы аргументации и соотносить свою позицию с мнением собеседников;

— применять в коммуникации методы ненасильственного общения;

— научиться понимать и контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. 

Сейчас команда фонда уже провела первые тестирования игр и в октябре 2024 года будет готова принять на обучение региональных кураторов. 

В проекте примут участие 420 подростков-сирот из 12 регионов России, а именно из Иркутской, Омской, Нижегородской, Калужской, Тульской, Вологодской, Кировской областей, республики Кабардино-Балкария, Красноярского и Приморского краёв, Москвы и Санкт-Петербурга. 

Проект осуществляется с февраля 2024 года по июнь 2025 года при поддержке Фонда президентских грантов.