У сотрудников некоммерческого сектора все больше образовательных возможностей: учиться можно фандрайзингу и коммуникациям, стратегическому планированию и управлению проектам, оценке социального воздействия и созданию сообществ. Долгосрочные программы, разнообразные курсы, онлайн- и офлайн форматы обучения сделали российские НКО частью глобального тренда непрерывного образования. Одна из самых масштабных программ для обучения — Сколково. Pro bono, которую запустила Школа управления Сколково. Ксения Трифонова, директор по стратегическим коммуникациям и социальной ответственности Школы Сколково, и Булат Нуреев, директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления Сколково, рассказывают «Журналу о благотворительности», что дает современное образование лидерам НКО, что такое self skills и чему всем важно учиться уже сейчас.

О программе

В июне исполняется год инициативе Сколково Pro. Bono, которую запустила Школа управления Сколково. В рамках программы лидерам некоммерческого сектора выделяются места на бесплатное обучение на программах Школы. Сейчас представителям НКО доступны 29 программ, в том числе и флагманские дипломные программы. Всего за это время заявки подали более 170 человек, более 40 были зачислены и 16 закончили обучение.
«Мы сами — НКО по сути и структуре, важная часть нашей миссии — помогать талантливым людям стать успешнее. Благотворительность всегда была частью ДНК школы», — объясняет решение Ксения Трифонова, директор по стратегическим коммуникациям и социальной ответственности Школы Сколково.
Сколково оценивает эту инициативу в 100 млн рублей в год. А вот нематериальный эффект начнут оценивать через два года, когда первые участники закончат обучение по самым длинным программам школы и начнут реализовывать новые знания.

Об устойчивости и умении работать в разных условиях

Ксения Трифонова: «Благотворительность в России переживает этап изменений, это вызвано внешними и внутренними обстоятельствами. И мы видим большой спрос на программы, которые помогают сохранять устойчивость. Когда инициатива только запускалась, мы ожидали, что больше всего будут востребованы прикладные программы, а в итоге самый большой запрос — на лидерские программы, то есть программы, которые развивают сразу много компетенций, которые позволяют эффективнее управлять организацией в постоянно меняющихся обстоятельствах».

Булат Нуреев: «С начала пандемии всех нас бросает из стороны в сторону, не важно бизнес это или социальная деятельность. Сегодня ты управляешь падением, завтра ты управляешь ростом, с которым тоже не всегда легко справиться. Сейчас перед представителями самых разных сфер встают вопросы, как управлять своим проектом в новых условиях, какие факторы устойчивости важны. Среди НКО я тоже вижу большой спрос на устойчивость: они приходят обсуждать разные операционные модели, разные способы сохранить устойчивость».

Об образовании в секторе

Ксения Трифонова: «Запрос на образование мы видим давно, он очень большой. Об этом говорит и многолетний успех Московской школы профессиональной филантропии, которую реализуют наши партнеры из фонда „Друзья“. И многочисленные образовательные программы, которые возникают внутри сектора. Как любая развивающаяся индустрия, третий сектор требует квалифицированных кадров.

Конечно, образование — не универсальная таблетка, но это тот путь, который позволяет обрести дополнительную устойчивость при встрече с неожиданными сложностями».

Об умении понимать разных людей

Булат Нуреев: «Мир меняется, страна в целом и образование переориентируются, мы все — часть этого процесса. Мы в школе сейчас активно занимаемся альянсами с бизнес-школами глобального юга, плотнее стали работать с китайскими, индийскими, бразильскими, и южноафриканскими школами. И мы заметили по нашим студентам, что важно развивать умение понимать культурную ткань, культурный код, различия разных народов. Очень выросло значение того, что называется cross culture intelligence, кросс-культурный интеллект. И оказывается, что у представителей благотворительных фондов лучше развиты эти компетенции.

У них уже есть умение понимать социальную ткань, разных людей, умение выстраивать диалог с кем-то, кто не такой, как ты и на тебя не похож. И этим они в классе очень сильно помогают людям из бизнеса. Причем это долго будет важной темой».

О заботе о себе, лидерских качествах и трансформациях

Булат Нуреев: «Сейчас помимо мягких и твердых навыков (soft и hard skills) все актуальнее становятся self skills — то есть сохранение собственного ресурса и энергии. Иногда люди устают так сильно, что даже не могут понять, насколько они выгорели. Я вижу много таких людей из бизнеса и из НКО, причем люди из НКО часто гораздо более выгоревшие. Очень важно учиться понимать это состояние, предотвращать его или помогать себе в этот момент. И такая практика понимания себя — тоже часть бизнес-образования. Есть множество способов и практик осознанной работы над собой. У нас в школе уже есть отдельные модули для развития осознанности. Да и сама среда располагает к этому: у нас много спортивных клубов — от беговых до альпинистских, много других возможностей.

У нас в каждой программе есть то, что мы называем „лидерский стрим“, — это модули, которые прямо посвящены тому, как лидер работает с собой. У меня есть любимое выражение: масштаб деятельности организации определяется исключительно масштабом личности того, кто ею руководит. Если лидер не побеспокоится о себе, то его бизнес, проект, фонд не смогут развиваться дальше.

Приходя на программу, люди получают не только знания, но и важные навыки психологической самопомощи. Есть классический термин, он называется Golden Triangle of MBA, золотой треугольник MBA. Один угол — это знания, второй угол — это социальный капитал, а третий — это изменение образа мыслей. Это необходимый элемент любой длинной программы поэтому они называются трансформационные программы».

О влиянии благотворительности на бизнес и наоборот

Ксения Трифонова: «За этот год мы поняли, что между предпринимательством и работой руководителя НКО разница меньше, чем кажется на первый взгляд. И те, и другие отвечают на боль — социальную или любую другую. Те и другие решают проблемы, сталкиваются с вызовами поиска ресурсов, людей, идей. Поэтому когда эти люди оказываются в одном классе, решают одни кейсы, оперируют одним языком, это помогает им сблизиться и понять, что разница не такая большая.

Люди из НКО, которые приходят к нам, — это сильные управленцы, у которых есть личная и профессиональная мотивация.

Конечно, есть определенная разница, но она помогает и тем, и другим лучше понимать друг друга. Так, мы заметили дихотомию у наших студентов из бизнеса и третьего сектора. Люди, которые приходят на EMBA из бизнеса, к 40-45 годам уже создали большой капитал, один или несколько бизнесов, но часто они приходят к этому этапу с потерей смысла, с вопросами: зачем это все и куда дальше. А лидеры третьего сектора приходят в другой ситуации — у них не так много ресурсов, зато все в порядке со смыслом. И мы видим, как много они дают друг другу, находясь в одном учебном процессе.

Кроме того, заметно, что лидеры НКО более бережно относятся к человеческим ресурсам. Бизнесмены после очередного модуля приходят в понедельник в офис и сразу начинают все менять, головы летят. Представители НКО такие резких движений не делают, срабатывает навык общения с другого типа людьми».

О новых благотворительных традициях в школе Сколково

Булат Нуреев: «У нас в школе всегда была традиция, когда запускается новая группа EMBA (их уже было 40), то предыдущая группа что-то дарит новичкам. И если раньше это были именные сертификаты, книги, алкоголь, то в этом году новая группа получила в подарок благотворительный сертификат — на покупку сушильной машины для “Добродуша” — проекта “Ночлежки”. Эта смена оптики не может не радовать».

Екатерина Шергова, директор фонда “Подари жизнь”, сейчас учится на EMBA-39

«Незаменимая часть обучения — общение с другими студентами — лидерами компаний из самых разных сфер. Для меня стало большим открытием, что далеко не все мои однокурсники знают о том, что существует фонд “Подари жизнь”. И это тоже важный и крайне нужный опыт, который напомнил мне о том, что нельзя останавливаться в диалоге с обществом о системной благотворительности, развивать культуру которой тоже является нашей целью. Я часто рассказываю в школе о нашей работе и на занятиях, и за их рамками, так, мои однокурсники из бизнес среды, например, узнали о тех возможностях, которые появляются у бизнеса, когда он начинает помогать благотворительным фондам. Несколько моих одногруппников уже пришли к нам в фонд с поддержкой».

О цифровизации

Булат Нуреев: «На современный контекст очень влияет цифра, она быстро меняет все вокруг, в том числе управленческий арсенал. Наши студенты на некоторых модулях осваивают сразу несколько нейросетей и начинают использовать их в своей работе. Слияние с цифровыми инструментами, включая искусственный интеллект, сейчас происходит очень быстро.

НКО это важно осваивать, безусловно. Многие эти инструменты с каждым годом дешевеют и становятся доступны для любого масштаба деятельности. Однако важно не просто брать эти инструменты, а учиться с ними работать, обучать команду, перестраивать процессы».

Дарья Байбакова, директор московского филиала «Ночлежка» – училась на Практикуме, сейчас учится на EMBA-40

«Практикум – образовательная программа, которая натурально меня перепахала. Мне до сих пор трудно отвечать на вопрос: “Понравилось ли тебе в Сколково? Не может нравиться процесс, когда каждый день тебе хочется встать и уйти, всё бросить и никогда не возвращаться. Но ты собираешься и продолжаешь. Снова и снова объясняешь про бездомность. Думаешь про то, как сломать систему и про будущее. Заглядываешь так далеко, как только можешь. По сотому разу собираешь и пересобираешь идеи проектов и себя в них (очень полезный, как оказалось, навык). Ищешь язык, который убеждает. Задаешь и сама себе отвечаешь на самые трудные и болезненные вопросы про себя, свою жизнь и свое место. Никогда в моей жизни не было такого трудного образовательного опыта. Никогда не было и настолько полезного. Я пришла на Практикум одним человеком, а закончила его другим».

Как строить карьеру и образовательный маршрут

Ксения Трифонова: «Мы все живем в очень переменчивой среде, сейчас никакие навыки не лишние. Безусловно, современным лидерам важно разбираться во многих сферах — понимать, как формулировать стратегию и как считать деньги. Но важнее всего — прислушиваться к себе в той точке карьеры и точки личного развития, где человек сейчас находится. И задавать вопросы — какой следующий шаг я хочу сделать и что для этого нужно. В этой точке лежат необходимые ответы на вопрос о том, какие компетенции могут понадобиться.

Мы стараемся построить работу с кандидатами из НКО таким образом, чтобы помочь им выбрать то, что им действительно нужно. Например, по результатам адмиссии мы видели сильных кандидатов, которые по тем или иным причинам не проходили на заявленную программу, и тогда мы предлагали им пройти сессию с коучем, которая позволяет поработать с запросом, чтобы люди могли выстраивать дальше свой образовательный маршрут.

Если человек подался на программу, его заявка была успешно верифицирована и Комитет одобрил его кандидатуру, но он не прошел конкурсный отбор, мы рекомендуем альтернативные программы в Сколково.

Мы тщательно отбираем кандидатов и обращаем внимание на их мотивацию — читаем прежде всего мотивационное письмо о том, зачем им образование, какую пользу своей организации они планируют принести. Мы внимательно смотрим на профиль кандидатов. Наша задача сделать так, чтобы те, кто прошел обучение, обогатили организацию и отрасль в целом, несли ценности, смыслы и знания дальше.

Булат Нуреев: «Думаю, прежде всего, нужно пойти учиться руководителю — если он не прошел на своем опыте, вряд ли состоится образовательный опыт всей организации. Это дает совершенно другой импульс. У первого лица должен появиться запрос, голод, понимание ценностей того, что может дать образование, какие трансформации возможны, благодаря этому опыту».

Анна Португалова», директор БФ «Даунсайд Ап», член совета фонда «Синдром любви», училась на программе Flow

«Обучение на программе FLOW дало мне новый круг общения и вдохновения:  мои сокурсницы, каждая из которых прошла невероятный путь, стали мне близкими людьми, с которыми я могу всегда поделиться и в которых могу найти вдохновение и поддержку. 
Обучение также позволило мне лучше понять себя, убрать многие внутренние барьеры, по-новому посмотреть на мою роль в деятельности благотворительного фонда, в котором я много лет работаю. В результате мы с командой фонда пересмотрели наши подходы к поиску партнёров, а также начинаем смелый проект, за который долго не решались браться. 
Обучение дало мне новые силы, а также практики и фишки, которые помогают мне быть в ресурсе и чувствовать себя уверенно».

Как поступить на программы в рамках инициативы СКОЛКОВО. Pro bono

  1. Заполнить заявку на сайте Школы, приложив мотивационное письмо и письмо-рекомендацию от руководства НКО, в которой вы работаете или кого-то из ее высшего органа управления. Подать заявку на интересующую программу можно не позднее чем за 20 дней до ее старта.
  2. Экспертный партнер инициативы СКОЛКОВО. Pro bono Благотворительный фонд «Друзья» проверит вашу заявку на соответствие нескольким критериям (они указаны на сайте).
  3. После рабочая группа в составе сотрудников разных департаментов Школы оценит заявку. На этом этапе по решению Комитета Сколково. Pro bono возможна организация онлайн-интервью с успешными кандидатами для принятия финального решения.
  4. Результаты конкурсного отбора объявляются не позднее, чем за 10 дней до старта программы.

На сегодняшний день в рамках инициативы для лидеров третьего сектора доступно 29 программ Школы Сколково — от управления проектами до лидерства и предпринимательства. Также возможны бесплатные коучинговые сессии для тех, кто не может определиться с образовательным запросом
 
Возможны 3 формата обучения: 

офлайн-программы, которые проходят на кампусе Школы управления Сколково; 

– онлайн-программы с возможностью участия в живых эфирах и общения с преподавателями и экспертами;

– предзаписанные онлайн-курсы на платформе «Онлайн-кампус СКОЛКОВО» доступны в том числе и для рядовых сотрудников фондов