2023 год был очень разным для некоммерческого сектора: для кого-то оказался самым удачным, для кого-то более сложным. Специально для «Журнала о благотворительности» руководители инфраструктурных благотворительных организаций и эксперты некоммерческого сектора подводят итоги года, анализируют главные явления и тренды и выбирают слово года.
«Выступать агентами перемен»
Ирина Меньшенина, член Совета Ассоциации фандрайзеров, основатель Charity Solutions Consulting
Слово года
Трансформация. Сектор старается находить новые формы работы в быстро меняющихся обстоятельствах. Ситуация порой меняется на 180 градусов. Это касается и фандрайзинга, и новых форм помощи благополучателям. Мы трансформируемся еще и как личности, задумываясь над тем, что и как делаем. Растет насмотренность, круг общения, увеличивается число людей, открывающих некоммерческие организации, в работу вовлекается все больше и больше людей.
За год я увидела много инициатив от людей, добившихся больших успехов в коммерческой деятельности.
Явление года
Стало больше организаций, которые вовлечены в поддержку того, что происходит в Украине и поддержку людей, находящихся на фронте. Фокус поддержки смещается в сторону «люди помогают людям». Хочется, чтобы быстрее все закончилось и чтобы люди быстрее вернулись домой в целости и сохранности.
В обществе растет интерес к фондам развития — организациям, целью которых является образование, поддержка науки, сохранение исторического наследия, культуры и так далее. Небольшие предприниматели открывают свои фонды или сотрудничают с уже работающими НКО. Мы стали больше осмыслять себя в исторической перспективе, чаще задумываться над тем, что останется после нас.
В сторону НКО стало больше смотреть состоятельных людей, которые видят свою роль не только во вливании собственных средств, но и в том, чтобы вовлекать других. Выступать агентами перемен.
«Все чувствуют себя неуверенно»
Татьяна Тульчинская, директор БФ «Здесь и сейчас» и АНО «Тверская 15»
Слово года
Очевидного слова, которое охарактеризовало бы уходящий 2023, мне кажется, нет. Действующие тренды в секторе были заложены двумя годами раньше, и мы находимся на линии развития этих трендов. Возможно, словом года можно назвать «пауза», поскольку, к сожалению, некоторые благотворительные фонды поставили часть проектов на паузу.
Явление года
В моем сегменте, это грантовый конкурс по приглашениям БФ «Абсолют-Помощь». Это первый на моей памяти конкурс со стороны большого частного фонда, который предусматривает опцию профинансировать всех участников. Понятно, что если заявка провальная, то грант НКО не получит, но, по факту, конкурс неконкурентный. Причем поддержка будет в долгую, с возможностью пролонгации договора.
Это образец нового подхода, который, с вероятностью, будет иметь место в ближайшее время в среде частных благотворительных фондов.
Тренд года
Количество частных пожертвований не сократилось, в отдельных сферах даже несколько увеличилось, но значимо сократился средний чек. Люди, правда, хотят поддержать НКО, но сумма пожертвований сокращается, потому что все чувствуют себя неуверенно.
«Конец устойчивости»
Татьяна Задирако, учредитель и исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор»
Слово года
У меня их несколько. Конец устойчивости, инфраструктура в опасности, госконтроль крепчает.
Явление года
Это явление плавно размазано по всему году. Речь идет об отсутствии денег на инфраструктуру, включая исследования. Кроме ФПГ никого, кто бы давал на это деньги в рамках грантового финансирования, не осталось.
Главный тренд года
В этом году я бы хотела отвлечься от своей обычной темы об инфраструктуре и поговорить о рынке социальных услуг. Начнем издалека: с 2020 года в нескольких регионах РФ заработал пилотный проект по развитию системы долговременного ухода (СДУ). К решению этой задачи были привлечены НКО социальной направленности. Государственные учреждения в построении этой системы не участвовали, так как они связаны в своей деятельности механизмами регламентов и не имеют возможности активно и экстренно развернуть деятельность по выявлению и оформлению нуждающихся в долговременном уходе, поиске и обучении сиделок. НКО использовали свой авторитет, ресурсы, опыт общения с аудиторией 55+, ТОСами, инициативными группами «серебряного» возраста.
По прошествии трех лет, когда система отработана и выстроена, достигнут высокий уровень качества предоставления услуг сиделки (помощника по уходу), некоммерческие организации получили приказы от местных министерств о передаче СДУ в государственные учреждения, куда переводят как работников, так и получателей услуг. Одновременно внесены изменения в правила участия в конкурсе на оказание услуг СДУ, где прописано, что в нем могут участвовать только государственные организации. Соглашения с НКО подписываться не будут.
То есть то, что НКО отрабатывали три года, вели диалог с населением, обучали сиделок, принимали их на работу, контролировали этот процесс, вели документацию, — все, что вело к снятию социальной напряженности, сейчас разрушено. Эта ситуация показывает со всей очевидностью, что нет доверия НКО к государственному сектору. А ведь речь идет о тысячах пожилых людей, которые нуждаются в помощи, об огромной работе по выявлению нуждающихся, по организации и выстраиванию деятельности на местах. В разных регионах это работает по-разному, но вектор везде един.
А сейчас получается так, что государственные учреждения стали монополистами в СДУ, что включает в себя целый ряд рисков. Например, госучреждения отказываются принимать на работу сиделок-совместителей, устанавливают рабочий график в диапазоне только с 9 до 18 часов, то есть без учета потребностей подопечного.
Второй момент: контрольные цифры приема в региональных вузах не дают места на специальность «социальная работа». В результате этого на соцработу придут люди из смежных специальностей, а качество услуг снизится.
И как мне кажется, эта тенденция ужесточения государственного контроля и тематического сужения возможностей привлечь финансирование будет продолжаться в будущем.
«НКО нужно заботиться о безопасности»
Анастасия Ложкина, учредитель и директор АНО «Институт развития фандрайзинга»
Слово года
Безопасность. Уходящий год показал, что НКО нужно заботиться о безопасности. В эпоху цифровизации важно сохранять свои данные. Дело в том, что в последнее время участились случаи мошенничества под видом благотворительных организаций. Мошенники звонят представителям малого и среднего бизнеса и просят перевести деньги на якобы благотворительные проекты. Международный опыт говорит о том же. К примеру, в 2023 году около 1 млрд фунтов стерлингов было потеряно британскими НКО из-за действий различного рода мошенников.
Явление года
Рост частных пожертвований и снижение объемов корпоративных пожертвований. Отсюда следует вывод, что НКО необходимы просветительские акции, проекты, которые будут направлены на корпоративный сектор.
Важно, чтобы бизнес не ограничивался только адресной помощью, а участвовал в системной благотворительности.
Тренд года
Наблюдаем рост спроса на специалистов в области привлечения средств при остром дефиците профессионалов. Сегодня обучение этой профессии означает не просто прослушивание серии вебинаров, но и получение удостоверения фандрайзера. Поэтому главным итогом года назвала для себя создание АНО «Институт развития фандрайзинга» и выход книги «Управление фандрайзингом». Технологии привлечения средств уже известны и плотно вошли в практику, а управление командой фандрайзеров, постановка планов и задач, оценка эффективности тех или иных каналов только входит в практику.
«Сектор объединяется вокруг идеи системной помощи»
Лилия Мударисова, директор благотворительного фонда «Культура благотворительности»
Слово года
Ресурс. Мы все в некоммерческом секторе были максимально озабочены поиском новых ресурсов в этом году, и время показало, что большинству удалось.
Явление года
Я бы отметила День благотворительной подписки, который проходит второй год подряд 24 июля. Специально в этот день объединяются все ведущие фандрайзинговые платформы, акцию поддерживают многие НКО.
Становится заметно, что сектор более охотно объединяется вокруг идеи системной регулярной помощи, более активно ее продвигает.
Итоги года
Успешный Щедрый Вторник — один из важных итогов года. Мы проанализировали разные данные и сделали вывод: несмотря на то, что многие исследования в этом году показали падение доверия к НКО и снижение числа пожертвований, Щедрый вторник остается праздником и важным днем для всех. Несмотря на сложные обстоятельства, и некоммерческий сектор, и бизнес откликнулся. И в итоге получился один из самых успешных Щедрых Вторников за всю историю.
«Люди продолжают помогать»
Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, руководитель сервиса VK Добро
Слово года
Слово года для меня — команда. В этом году и в нашей команде, и в командах многих НКО произошли значительные изменения, потребовалось переосмысление стратегии и инструментов ее реализации, вопросы привлечения и удержания лучших специалистов, эмоциональная поддержка сотрудников вышли на первый план. Слаженная работа команды стала еще более значимым условием для эффективной помощи и развития благотворительных и социальных проектов.
Явление года
Рост внимания общества, НКО, бизнеса и государства к проблеме инклюзии и людей с особыми потребностями.
В нашей работе мы как IT компания уделяем огромное внимание развитию цифровой доступности — технологиям, которые позволяют использовать приложения, сайты, соцсети людям с инвалидностью и различными особенностями восприятия информации. Так, на сегодняшний день доступнее стали шесть сервисов: ВКонтакте, ОК, Почта Mail. ru, VK ID, VK Звонки, RuStore. Кроме того, впервые на русский жестовый язык был переведена трансляция крупнейшего фестиваля — VK FEST.
Итог года
Люди продолжают помогать, поддерживают пожертвованиями не только адресные, но и системные проекты. Важно в новом году расширить аудиторию благотворительности в России за счет новых технологий и инструментов социальных сетей.
«Тренд на стабилизацию»
Юлия Скокова, руководитель проекта «ПУЛЬС НКО»
Тренд года
Уже во второй раз мы в проекте «ПУЛЬС НКО» подводим итоги года для некоммерческих организаций. В том году мы увидели тревожную ситуацию увеличения объема работы на фоне снижающейся эмоциональной стабильности сотрудников и снижения поступлений из основных для НКО источников финансирования. В этом году ситуация очевидно выровнялась. При сохраняющемся росте объема работы две параллельные проблемы стали менее выражены — реже наблюдается выгорание сотрудников и частные пожертвования, поступления от бизнеса и государства у НКО чаще росли, чем падали. Актуальная для этого года проблема — это усилия НКО по соответствию требованиям законодательства. Этот вопрос мы впервые добавили в этом году и он показал, что такие усилия являются серьезной административной нагрузкой на НКО. Говорилось не только о законе об «иностранных агентах», но и необходимости маркировать все рекламные сообщения в связи с новым законом о рекламе.
Те меры, которые НКО продолжают предпринимать для стабилизации в период работы во время кризиса, говорят о том, что организации стремятся к развитию своей деятельности, а не ее сокращению.
В редких случаях НКО говорили о сокращении штата, приостановке своей работы. Наоборот чаще это запуск новых проектов, поиск новых, ранее не используемых источников финансирования.
В этом году НКО также продолжили работу по помощи новым категориям благополучателей, связанным с СВО. Однако стали меньше помогать беженцам и чуть больше военнослужащим и их семьям.
Основной вывод подведения итогов этого года — это тренд на стабилизацию. Многие показатели улучшились, что не означает отсутствие проблем, а говорит о позитивной динамике по сравнению с достаточно сложным для НКО 2022 годом. Лучшим образом о стабилизации говорят данные о том, что горизонт планирования у НКО вырос и реже встречаются случаи планирования деятельности менее, чем на год.
«Меняется лицо благотворительности»
Дмитрий Поликанов, член Попечительского совета фонда «Со-единение»
Слово года
Всё для победы
Явление года
Уход россиян в помощь напрямую, а не через фонды.
Итоги года
Направление значительных потоков благотворительной помощи на СВО и в новые регионы. Россияне стали меньше жертвовать и предпочитают оказывать материальную помощь и напрямую адресатам. В силу вымывания среднего класса меняется лицо благотворительности — это не модная фича продвинутых и осознанных горожан, а формат общественной солидарности простых людей в трудные времена.