Октябрь стал для фонда “Другое детство” месяцем просвещения и развития профессиональных компетенций специалистов, работающих с детьми с ментальными нарушениями развития.
Первый семинар по работе с детьми с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями прошёл для специалистов детских библиотек Тольятти. Его спикерами стали специалисты фонда «Другое детство» – Наталья Батт – программный директор и Екатерина Дрыгина – педагог по запуску речи.
Наталья и Екатерина поделились советами как выстраивать коммуникацию с детьми с различными нарушениями, как установить первый контакт с без речевым ребёнком или ребёнком с РАС, объяснила, как строить занятия, чтобы и дети, и взрослые чувствовали себя комфортно. Ведь только в доброжелательной обстановке дети развиваются, раскрываются, лучше идут на контакт и быстрее осваивают новые навыки.
Благодаря цифровым технологиям для сотрудников библиотек, которые не смогли принять участие в семинаре очно, была запущена онлайн-трансляция. К семинару присоединились библиотечные специалисты из: Самары, микрорайона Кинельский и посёлка Берёза Самарской области.
Второй семинар был посвящен альтернативной и дополнительной коммуникации, который провела Екатерина Борисовна Седых – логопед, специальный психолог, поведенческий аналитик, директор центра детского поведения «ЛюбАВА» (г. Самара). На мероприятии присутствовали коррекционные педагоги и родители детей с нарушением речи.
Екатерина Борисовна рассказала о том, как принять решение о том, что нужна АДК, когда стоит развивать вокальную речь, а когда вводить жесты и карточки PECS, как определить на каком уровне коммуникации находится ребёнок, построив для него коммуникативную матрицу, как специалистам и родителям принять решение о необходимости АДК.
Вторая часть семинара была посвящена применению карточек PECS на практике, даны рекомендации по книгам, приложениям и интернет-ресурсам по АДК, рассмотрены основные этапы по формированию навыка общения, как создавать мотивационные стимулы, как контролировать достижения ребенка. Участницы также смогли попробовать себя в качестве ребёнка, феи и коммуникативного партнёра.
Третий семинар прошёл в Тольяттинском государственном университете для будущих инструкторов по адаптивной физической культуре и дефектологов, который провела специалист по АФК фонда «Другое детство» – Ксения Усольцева.
В лекции акцент был сделан на работу с детьми с ментальными нарушениями развития (аутизм, РАС, РДА, УО, СДГВ, ЗПРР и пр.).
По словам Ксении в работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья важно обратить внимание на вторичные осложнения:
— Мы работаем не с диагнозом, а с вторичными осложнениями! Это могут быть проблемы с общением и коммуникацией, различные ортопедические нарушения – вальгусная или варусная деформация стоп, плоскостопие, парезы, вывихи, подвывихи, сколиоз, кифоз, лордоз и пр., нарушение тонуса мышц – повышенный или пониженный, ожирение, недобор веса и т.д.
Ксения порекомендовала будущим специалистам, что они должны быть готовы к нежелательному поведению со стороны ребёнка с ментальными нарушениями – он может кричать, плакать, бить себя или окружающих, ложиться на пол, убегать, уходить в истерику и т.д. Она поделилась как установить руководящий контроль и управлять поведением ребенка путем осознанного, целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.
Программный директор фонда «Другое детство» – Натальи Батт отметила важность проведения таких мероприятий:
— Проведение обучающих семинаров повышает профессиональные компетенции специалистов и педагогов, они узнают о новых образовательных методиках обучения, коррекции и взаимодействии с детьми с различными нарушениями развития. Также это поможет вырастить поколение будущих специалистов, которые будут с горящим сердцем работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Узнать о новых семинарах можно в группе фонда «Другое детство» https://vk.com/bfdrugoedetstvo