Фонд «Культура благотворительности» 15 ноября представил в «Благосфере» результаты опроса о взрослой жизни выпускников интернатных учреждений. В опросе участвовали более тысячи молодых людей от 16 лет из 38 регионов.
Цель опроса — выяснить, какие трудности испытывают выпускники интернатных учреждений, где и как учатся, как искали работу и в какой сфере, из чего складывается доход, какой семейный статус и как их поддерживают НКО. Итоги опроса и комментарии специалистов, работающих в сфере проблемного детства, — в нашем материале.
«Исследование „Взрослая жизнь выпускников интернатных учреждений“ — важное событие для сектора НКО в России. Очень важно понимать, как складывается жизнь молодых людей, которые когда-то были подопечными наших фондов, как мы и наши программы повлияли на них. У исследования, с моей точки зрения, есть определенная погрешность: мы опрашивали тех, до кого можем легко „дотянуться“, а это значит, что они на связи, у них как минимум есть телефон или профиль в соцсетях, то есть они более-менее социализированы. Как складывается жизнь остальных, приходится только гадать. Думаю, нам всем предстоит еще поломать голову над методологией следующего исследования», — отмечает директор фонда «Хранители детства» Анна Кочинева.
Где учатся выпускники
80% выпускников после школы учатся в средних специальных учебных заведениях и только 14% всех опрошенных — в вузах. Для сравнения, по разным данным российских опросов, в среднем по стране от 40% школьников планируют учиться в вузах.
Анализ ответов ребят показывает довольно низкую планку того уровня образования, к которому они стремятся, а также очень узкий выбор профессий. Основные профильные и выбираемые учебные направления выпускников: технологический (27%), сфера услуг (18%) и строительство (10%). Единицы выбирают экономический, медицинский, юридический профиль и IT, требующие интеллектуального труда.
Также для 59% выпускников было важно при выборе места учебы после школы наличие общежития и для 38% — выбор приятелей.
Эти данные расходятся с исследованием фонда «Солнечный город», отметила представитель НКО Анастасия. Так по ее словам, 40% участников их опроса не принимали самостоятельно решение о выборе будущего места учебы — пошли туда, куда их распределили. Также 35% опрошенных заявили, что им негде жить в каникулярное время, поскольку не все общежития готовы оставлять учеников на лето.
О проблеме самостоятельного выбора учебного заведения отметила и методический директор фонда «Бюро добрых дел» Анна Хегай. По ее словам, жители сельских детских домов часто не могут себе позволить поехать в город, поскольку у большинства ссузов нет общежитий.
Где работают выпускники
Среди опрошенных 31% заявил, что никто им не помогал с трудоустройством. 27% помогали родственники или друзья, интернат — 22% и для 9% — НКО или волонтёры.
Выпускники в основном заняты в торговле, продажах (17%), на производстве (13%), в строительстве (12%), работают в кафе и ресторанах (11%). Наиболее частый выбор профессии у молодых людей — сфера строительства, у девушек — салоны красоты. Такой выбор делает почти каждый пятый выпускник детского учреждения (по 18% соответственно).
Большинство молодых людей заняты на рабочих должностях (61%), таких как разнорабочий, монтажник, слесарь, охранник, строитель, маляр, грузчик, отделочник, дворник. Больше половины опрошенных работают официально по договору. Лишь 38% из выпускников проработали больше года на одном месте.
«Многие годы дети из интернатных учреждений находятся в фокусе благотворительных программ различных доноров, некоммерческих организаций и коммерческих компаний. Профессиональная ориентация и социальная адаптация детей из учреждений — приоритетные и распространенные направления в рамках этих программ. Десятки организаций, специалистов и волонтеров ежегодно прилагают значительные усилия, чтобы повысить шансы на нормальную достойную жизнь для ребят, оказавшихся без семьи, дать им возможность получить профессию, работу, социализироваться. Для того чтобы повысить шансы таких молодых людей достичь благополучия и самостоятельности, нужно продолжать оказывать им поддержку, начиная с самого раннего детства и вплоть до периода полноценного взросления», — уверена руководитель направления исследований фонда «Культура благотворительности», автор отчета Юлия Ходорова.
По данным Анны Хегай, самыми успешными среди выпускников интернатов становятся те, кто начал работать еще во время нахождения в учреждении. Например, они покупают что-то на «Авито», чинят и продают дороже, чинят заборы, колют дрова, сидят с детьми.
Президент фонда «Расправь крылья» Елена Немировская поделилась, что за последние полгода множество их подопечных потеряли работу. «Сам факт потери работы понятен, но выпускники детских домов реагируют на это по-особенному. Они не знают, что им делать, погружаются в асоциальный образ жизни, повышается тревожность. У нас сильно увеличилась работа психологов. Мы поняли, что нашим подопечным сложно выходить из трудных ситуаций», — отметила Елена.
О проблемах с работой поделилась и директор АНО «Белый Ангел» Оксана Лемишко. Она рассказала, что несколько работодателей отказались принимать на работу новых выпускников интернатов, аргументируя это необходимостью сохранить хотя бы своих сотрудников. Это коснулось даже бесплатных стажировок.
Уровень доходов выпускников
Более четверти (27%) опрошенных выпускников имеют минимальный уровень доходов — до 10 000 рублей в месяц. Значительная часть (37%) указали доход до 30 000 рублей. При этом 40% опрошенных отметили, что находятся в сложной финансовой ситуации, когда денег хватает только на питание или вообще не хватает. При этом нет существенных различий между ответами молодых людей из крупных городов и столиц, по сравнению с проживающими в малых городах и селах. У 12% выпускников учреждений денег с трудом хватает на питание.
Семейный статус выпускников
Среди выпускников 16—18 лет 9% имеют семью, 15% имеют детей. Каждый третий в 16—20 лет имеет ребенка. Большинство — 69% — не находятся в браке.
Программный директор фонда «Дети наши» Светлана Строганова отметила, что процент выпускников, у которых есть дети, слишком большой и это повод НКО обратить на это внимание.
Как НКО поддерживают выпускников
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи опросили 46 профильных НКО в разных регионах. Так большинство из них (85%) развивают программы для ребят 16—25 лет, 67% — до 16 лет и 37% — сопровождают подопечных старше 25 лет. Также 70% благотворительных организаций напрямую сотрудничают с работодателями для организации стажировок и трудоустройства выпускников.
Среди программ, которые НКО развивают для выпускников, есть следующие:
- социальная адаптация, развитие гибких навыков, тренинги, досуг, игры, встречи — 76%;
- профессиональная ориентация — 70%;
- наставничество — 65%;
- подготовка к трудоустройству — создание резюме, улучшение навыков прохождения собеседования — 61%;
- стажировки в организациях — 37%.
Светлана Строганова считает, что часто подопечные не ассоциируют помощь НКО как таковую, поскольку прежде всего видят людей, а не организацию. Об этом же заявила Анна Хегай: «Мы исследовали эффективность программ, которые реализуются в детских домах. Наши подопечные не делили ни разные фонды, ни программы от детских домов и НКО. Они не делят это, потому что воспринимают себя как получатели услуг и для них неважно, кто их поставляет. Возможно, если они будут сами создавать программы помощи, то начнут воспринимать их как что-то отдельное».
«Успех выпускников детских интернатных зависит от усилий многих организаций — от НКО, от работодателей, от наставников и от собственных ресурсов, конечно, — комментирует выводы отчета Юлия Ходорова. — Долгие годы многие организации выстраивали отношения с детскими учреждениями, с работодателями, с выпускниками, чтобы укрепить их на старте взрослой жизни. Сейчас многое меняется и люди с низкими стартовыми возможностями испытывают это на себе с большей силой. Уход крупных зарубежных работодателей, новые вызовы и проблемы для бизнеса в регионах — все это может негативно повлиять на эту хрупкую систему помощь. Этот отчет нацелен продемонстрировать, что усилия НКО были потрачены не зря, что нужно и важно продолжать работу с выпускниками, особенно, в кризисные времена».